Google постучался в Кремль

Российский офис Google объявил об открытии вакансии «политического представителя» (Russia Policy Counsel): он будет заниматься взаимодействием с государственными структурами и лоббированием интересов интернет-компании в правительстве. И хотя в Google эту информацию подтверждают с большой осторожностью, некоторые эксперты полагают, что для дальнейшего увеличения доли на интернет-рынке компании потребовались новые - политические инструменты.

На HeadHunter появилась вакансия Russia Policy Counsel в компании Google. Из указанных требований к соискателю следует, что московскому офису интернет-гиганта нужен специалист, который сможет эффективно поддерживать диалог с властью. В обязанности ему вменяется общение с представителями государства, отраслевыми и общественными объединениями, прессой, экспертами, партнерами, а также лоббировании интересов Google в правительстве и парламенте, что говорится прямым текстом, правда, на английском языке. От будущего Policy Counsel требуются превосходные знания юриспруденции, а также отличные личные аналитические качества и связи. Размер вознаграждения не указан.

Попытку не привлекая к себе внимания внедриться в Кремль в российском офисе Google отрицают. Директор по связям с общественностью Google Алла Забровская пояснила, что в данном случае речь идет не столько о взаимодействии с политическими структурами, сколько об урегулировании юридических вопросов и работе «на стыке связей с общественностью и отношений с государством». Она также отметила, что в открытии подобной вакансии нет ничего нетривиального - должность Policy Counsel есть у Google во всех странах присутствия.

Однако ничто не препятствует Google решать вопросы, связанные с законодательным урегулированием интернет-среды и ее развитием в России, через ассоциацию «Интернет и Бизнес» (АИБ). Напомним, что это некоммерческое объединение было основано крупнейшими игроками российского интернет-рынка как раз для этих целей. Одним из основателей ассоциации выступил и Google. В уставе организации прописано, в том числе, и участие ее членов в законотворческой деятельности.


Что бы ни говорили в российском офисе Google, к кандидату на вакансию требования у них как к истинному лоббисту

По словам президента ассоциации «Интернет и Бизнес» Алексея Беляева, прописанные цели не остались на бумаге, по ним ведется постоянная работа. Основа деятельности АИБ в этом направлении - это как раз встречи между представителями интернет-компаний и властных структур, в том числе правоохранительных органов. Их основная задача - прийти к общему пониманию в отношении злободневных вопросов, которых немало: здесь и распространение нелегального контента, детской порнографии, и многое другое. «Однако в намерении Google решать какие-то вопросы самостоятельно никакого противоречия членству в ассоциации нет», - резюмировал Беляев.

Вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова также полагает, что в размещении подобной вакансии «нет ничего особенного». «Участникам любого рынка всегда очень важно транслировать свою позицию государству. Есть ли для этих целей специальный человек, специальная должность, нет ли - все компании, заинтересованные в развитии рынка, так или иначе ведут диалог с государством», - заявила она.

В то же время, по мнению некоторых экспертов, Google скромничает напрасно: заинтересованность компании в установлении личных связей с госструктурами очевидна. Известный интернет-фигурант и бывший президент по технологиям Rambler Антон Носик полагает, что, «отрицая намерения лоббировать интересы компании в правительстве, Google просто стремится не привлекать к себе внимания. В вакансии четко указаны требования к соискателю (наличие связей в правительственных структурах, известность в прессе) и его задачи. Лоббистскую деятельность Google ведет активно во многих странах: например, когда Microsoft объявила о намерении купить Yahoo, в США Google инициировал против первой антимонопольные запросы», - напоминает он. «Стремление договориться с властью, не поднимая шума, продиктовано особенностями местного менталитета: в России присутствует некая запуганность чиновников, в Америке же лоббирование - нормальное явление, которого никто не стесняется и не скрывает», - добавил Носик.

Что касается конкретных интересов Google в России, то они очевидны: сегодня государство является крупным и влиятельным игроком на рынке ИТ, реализуя множество программ в области инноваций, образования, разработок. Участие в подобных проектах потенциально выгодно. Кроме того, у Google есть и проблемы с бухгалтерским учетом в расчетах с партнерами, которые компании хотелось бы решить, уверен Антон Носик. Он также напомнил, что Google борется за мировое господство в интернете, и это у него прекрасно получается в большинстве стран мира, кроме четырех, к которым относится и Россия. «Недавно компания существенно увеличила локальную долю рынка, приобретя „Бегун": такое расширение бизнеса потребовало новых мер», - резюмировал он.

С Носиком оказались солидарны в «Яндексе»: «Осенью 2005 г. Google нанял своего первого лоббиста в Вашингтоне, а позже - целую компанию по лоббированию. Видимо, дошла очередь до локализации этого проекта в России», - заявил CNews директор по связям с общественностью российского поисковика Михаил Ушаков.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=8664