Сосчитана коррупция при закупках ПК

Рынок государственных закупок компьютерной и оргтехники нельзя назвать высококонкурентным, как и рынок госзакупок в целом. Более того, после вступления в силу широко известного ФЗ №94 уровень конкуренции при заключении госконтрактов снизился в несколько раз. Такие данные были обнародованы Центром мониторинга закупок и продаж Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева ГУ-ВШЭ на Международном форуме «Государственные закупки: перспективы развития».

В рамках проведенного Центром мониторинга закупок и продаж исследования рассматривались завершенные в I квартале 2008 г. аукционы по основным группам товаров (сырье, лекарства, продукты, компьютеры и оргтехника, ГСМ, услуги по уборке и охране и т.п.), информация о которых была размещена на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru.

В результате анализа полученных данных выяснилось, что почти 48% конкурсов на поставку компьютерной и оргтехники проходит при наличии всего одной заявки, а на 3,5% торгов не подается ни одной заявки.

В случае рассмотрения комиссией 2 и более заявок, поданных на аукцион по закупке ПК и оргтехники, в 22% к участию допускается только один претендент. Одной из причин такого положения вещей является ограничение конкуренции путем формулирования условий заявки так, что она оказывается «заточена» лишь под одного поставщика.

Но даже если заказчик допускает на аукцион более 1 участника, в 16% случаев на конкурс приходит только 1 компания. Причиной этого, по мнению специалистов Центра мониторинга закупок и продаж, является сговор поставщиков - ведь в соответствии с российским законодательством в этом случае заказчик обязан заключить контракт с единственным участником.


По сравнению с госзакупками ГСМ в секторе ПК уровень конкуренции зашкаливает

В 9% случаев на конкурс не приходит ни один из допущенных к аукциону участников, и в этом случае заказчик имеет право согласовать единственного поставщика, что очень кстати в том случае, если такой поставщик уже заранее определен.

В 1% случаев все заявки, поданные на аукцион, отклоняются комиссией.

Тем не менее, рынок госзакупок компьютеров и оргтехники является самым конкурентным: в целом на 10% аукционов по этой группе товаров было подано более 8 заявок, на 40% - 4-7 заявок, на 22% - 2-3 заявки и на 27% - 1 или ни одной заявки. Для сравнения, при проведении конкурса на закупку ГСМ в 85% случаев в нем участвовал 1 претендент (либо претендентов не было), в 13,5% случаев - 2-3 претендента и в 1,5% случаев - 4-7 претендентов.

После процедуры рассмотрения заявок комиссией к аукциону на закупку компьютерной и оргтехники в 4% случае допущены 8 и более заявок, в 35% случаев - 4-7 заявок, в 43% - 2-3 заявки и в 17% - 1 заявка или ни одной.

Если говорить о рынке государственных закупок в целом, то, согласно приведенным Центром мониторинга закупок и продаж Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева ГУ-ВШЭ данным, на объявленные конкурсы почти в 47% случаев подается 1 заявка или не подается вовсе, в 27,5% случаев - 2-3 заявки, в 9,5% - 4-7 заявок и только в 1% - более 8 заявок. После рассмотрения поданных заявок (в том случае, если их было не менее 2) к участию в конкурсе в 28% случаев допускается 1 поставщик (или не допускается ни одного), в 57% - 2-3 поставщика (то есть конкуренция минимальная), в 14% - 4-7 и в 1% - более 8 поставщиков. Таким образом, при проведении аукционов только в 15% случаев можно говорить о действительно серьезной конкуренции.

Среди возможных причин такого положения дел специалисты Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева ГУ-ВШЭ называют проблемность некоторых закупок из-за быстрого непрогнозируемого роста цен на данную продукцию или сложных условий выполнения контракта, сложность заполнения технической документации из-за неясной формулировки условий оформления заявки, условий контракта или из-за того, что условия конкурса явно «заточены» под конкретного участника торгов.

Снижению конкурентности закупок для государственных нужд способствуют недобросовестные действия комиссии во время рассмотрения заявки, неспособность участников конкурса подготовить заявку, несоответствие условий заявки требованиям документации, заниженная начальная цена, а также сговор поставщиков.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=8411