Американские аналитики не справились с Рунетом

Компания Comscore, специализирующаяся на «замерах цифрового мира», признала, что в ее ошеломившем Рунет рейтинге российских сайтов могут содержаться ошибки. Представители Comscore разъяснили российскому интернет-сообществу суть своей методики и попросили его о помощи в повышении адекватности измерений.

На исходе прошлой недели Comscore опубликовала рейтинг «февральский рейтинг российских сайтов», вызвавший в Рунете бурные отзывы. Согласно ему, малоизвестный в России сервер видеоконференций Connexus расположился выше «Живого журнала» и Википедии, а сервисы AOL оказались на 4-й строке рейтинга ниже Rambler, но выше Google.

Менее чем через неделю после публикации ошеломившего Рунет рейтинга, фигуранты российского интернет-рынка получили возможность встретиться с авторами исследования лично.

Как пояснили на «Конференции интернет и бизнес» исполнительный вице-президент Comscore Линда Абрахам (Linda Abraham) и вице-президент Comscore в Англии Майк Рид (Mike Read), пояснили, что поведение пользователей в российском сегменте Сети компания изучает на основе панели (панель - это совокупность добровольцев, принимающих участие в социологическом исследовании - CNews), состоящей сейчас примерно из 18 тыс. человек. По словам Линды Абрахам, в «ближайшие недели» ее планируется нарастить до 20 тыс.

Участники панели для февральского исследования рекрутировались на нескольких зарубежных англоязычных сайтах, названия и точное число которых в Comscore назвать отказались. Интересно, что ПО, которое предлагается загрузить добровольцу для мониторинга его поведения в Сети, имеет англоязычный интерфейс. «Рекрутинг на англоязычных сайтах - это основная проблема Comscore», - говорит начальник исследовательского отдела компании Sup Борис Овчинников. «Англоязычный интерфейс программ дополнительно ухудшает репрезентативность панели, исключая из нее несколько прослоек населения», - подтверждает Алексей Шелестенко, менеджер по маркетингу российского офиса Google.

Таким образом, высказанная неделю назад догадка участников рынка о том, что Comscore ведет исследования исключительно среди англоговорящей аудитории Рунета, частично подтвердилась.

Интересно, что Comscore принципиально отказывается от финансовой мотивации панелистов. За участие в исследованиях волонтеров принято поощрять бесплатным антивирусным ПО, скринсейверами и менеджерами закачек.

У Comscore «хорошая методика, но плохая панель», - соглашаются практически все участники рынка, опрошенные CNews. Впрочем, слабая панель - не единственная проблема его исследований.

По оглашенным на КИПе данным Comscore в феврале 2008 г. в России было 15,9 млн, пользователей интернета, причем с 2007 г. их число возросло с 12,7 млн. на 25%. Двумя неделями раньше на Российском интернет-форуме избранный президент Дмитрий Медведев говорил о 40 млн. россиянах, пользующихся интернетом, а министр связи Леонид Рейман в тот же день упоминал, что «сейчас около 30 млн. россиян имеют привычку ходить в интернет».

«Приехав в Россию, Comscore не ждал, что у нас существует собственная традиция исследований интернета», - считает аналитик «Финам» Леонид Делицын. - «Поскольку их метод мониторинга не дает абсолютных данных, они воспользовались определения аудитории данными вполне уважаемого транснационального исследователя. Вряд ли в Comscore предполагали, что заниженная оценка числа пользователей будет воспринята в России так болезненно».

Как рассказал CNews Делицын, 20 тыс. выборка может быть вполне достаточна для изучения поведения Рунета в целом, но ее не хватит, чтобы изучать предпочтения региональных аудиторий. «В начале 90-х гг., чтобы проанализировать потребительское поведение пользователей Сети в различных штатах США, компании Relevant Knowledge пришлось набирать панель размером в 100 тыс. человек, а российские регионы различаются между собой больше, чем штаты в Америке», - говорит Делицын.

Линда Абрахам признает, что «рост российского интернета ими может быть несколько заниженным». Она рассказывает, что Россия - один из перспективных рынков для Comscore, и потому компания заинтересована в адекватности и точности его исследования. По ее словам, перевод на русский язык анкет и ПО - дело ближайших недель.

На КИБе она обратилась ко всем присутствующим фигурантам российского интернет-рынка с просьбой помочь Comscore в составлении более полной панели, чем есть в его распоряжении сейчас. По данным CNews, пока ни у одного крупного игрока Рунета конкретных договоренностей с Comscore пока нет. «Comscore наверняка захочет получить наиболее полный и масштабный срез аудитории, считает Леонид Делицын. - Вполне возможно, что ему будет целесообразнее рекрутировать панелистов на многих сравнительно маленьких сайтах, а не на нескольких гигантах. Они могут не получить приглашений от Comscore вообще».

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=8283