Компьютер победил трубку
Игорь Цуканов, Тимофей Дзядко
В прошлом году российский рынок широкополосного интернет-доступа (broadband) впервые обогнал по темпам роста сотовых операторов. Но сотовые компании тоже собираются поучаствовать в его освоении. В марте 2007 г. министр информтехнологий и связи Леонид Рейман пообещал: флагманом российского телекоммуникационного рынка в этом году станет широкополосный доступ в интернет (broadband) - доходы интернет-провайдеров начнут расти более быстрыми темпами, чем у сотовых операторов. Как следует из материалов Мининформсвязи, которые будут представлены сегодня на расширенном заседании коллегии министерства по итогам 2007 г. (имеются в распоряжении «Ведомостей»), объем информации, переданной через интернет, вырос за прошлый год вдвое, численность интернет-пользователей увеличилась почти на 40% до 35 млн человек, а общее количество персональных компьютеров - на 36% до 31,2 млн.
Сколько заработали в прошлом году участники broadband-рынка, в материалах Мининформсвязи не говорится. Старший аналитик Альфа-банка Иван Шувалов оценивает доходы провайдеров фиксированного broadband-доступа за 2007 г. чуть более чем в $1 млрд, а темпы их прироста - почти в 100%. В этом году, ожидает Шувалов, рынок фиксированного broadband увеличится до $1,5 млрд, а к 2015 г. - до $4 млрд. Средний темп его роста в ближайшие семь лет составит 18% в год. Доходы российских сотовых операторов за прошлый год прибавили 36%, составив $20 млрд, оценила недавно J'son & Partners (J&P). В таком случае в ближайшие пять лет средние темпы роста сотового рынка составят около 14% - в 2012 г. его объем приблизится к $34,1 млрд, прогнозировал в прошлом году президент МТС Леонид Меламед. Более быстрый рост провайдеров скоростного интернет-доступа объясняется просто. По данным ACM-Consulting, в конце декабря 2007 г. в России использовалось 172,8 млн сотовых sim-карт - на 19,1% больше численности населения страны. На деле, по оценке Мининформсвязи, сотовой связью пользуются максимум 98 млн человек (67,6% жителей России) - просто более чем у 3/4 из них не одна sim-карта, а несколько. Но к сетям broadband, по оценке J&P, сейчас подключено всего около 5 млн квартир, что соответствует примерно 10%-ному проникновению. Недаром сотовые операторы живо интересуются широкополосным доступом. Весной 2007 г. МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» получили лицензии на услуги мобильной связи третьего поколения (3G, в том числе на мобильный высокоскоростной интернет-доступ), и в этом году они обещают запустить 3G-сети в нескольких крупных городах. А у «Мегафона» такая сеть еще с октября 2007 г. работает в Петербурге. В 2012 г. услуги мобильного интернета обеспечат сотовым компаниям около 10% выручки, т. е. около $3,4 млрд, заявлял Меламед в июне 2007 г. Этот прогноз не пересматривался, говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Доходы провайдеров фиксированного broadband в 2012 г. Альфа-банк оценивает тоже примерно в $3 млрд. Если фиксированные операторы ограничатся созданием сетей в крупных городах, то к 2012 г. объемы рынка проводного и беспроводного broadband могут сравняться, допускает Шувалов из Альфа-банка. Один из крупнейших российских broadband-провайдеров - Golden Telecom планирует к 2010 г. построить вместе с дочерней «Корбина телеком» широкополосные сети в 65 крупнейших городах, где живет 65% населения страны, напоминает его пресс-секретарь Анастасия Борзова. Возможно, охват будет даже шире, говорит она. Крупнейший столичный broadband-провайдер «Комстар-ОТС», по словам его президента Сергея Приданцева, собирается строить сети во всех городах, где проживает 200 000 человек и более - это тоже минимум 60% населения. «Комстар» рассчитывает на успешный запуск в России услуг беспроводного WiMax-доступа (он сам строит такую сеть в Москве), но в обозримом будущем фиксированный broadband не уступит лидерства мобильному доступу, убежден Приданцев.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=8049 |