На российском рынке виртуальности заключена крупнейшая сделка

Даниил Иванов

Российский производитель развлекательных комплексов и обучающих тренажеров на базе виртуальной реальности «Транзас» заключил договор с лизинговой компанией «Ильюшин финанс» о разработке и поставке авиатренажеров. Сделку «Транзаса» и «Ильюшин финанс» называют крупнейшей на российском рынке тренажеров и оценивают более чем в 1,5 млрд. руб.

Компания «Транзас», российский производитель развлекательных комплексов и обучающих тренажеров на базе виртуальной реальности, заключила договор с лизинговой компанией «Ильюшин финанс Ко» о разработке и поставке авиатренажеров. Таким образом, компания, ранее разрабатывавшая тренажеры для морских судов и вертолетов, вышла на новый для себя рынок. Сделку «Транзаса» с «Ильюшин финанс» называют крупнейшей на российском рынке тренажеров в последние годы. Эксперты оценивают ее размер более чем в 1,5 млрд. руб.

Согласно подписанному договору, «Транзас» создаст современные учебные центры по подготовке авиационных специалистов в сфере эксплуатации самолетов АН-148. Договор включает в себя разработку технических средств и программ для подготовки авиационного персонала по всем специальностям. В центр войдут учебные компьютерные классы, тренажеры летного состава, а также тренажеры для подготовки бортпроводников. Сдача тренажеров планируется в первом квартале 2009 г., учебных компьютерных классов - в сентябре 2008.

Аналогичный проект реализуется и для самолетов ТУ-204. Тренажер ТУ-204 будет изготовлен для новой модификации самолета с кабиной для двух пилотов. Комплексные тренажеры по этому проекту планируется поставить во втором квартале 2009 г., процедурные - в ноябре 2008 г. В ноябре текущего года будут созданы учебные компьютерные классы. Тренажеры бортпроводников установят в марте 2009 г.

Как сообщила CNews директор по маркетингу «Транзаса» Ирина Остроумова, точное количество тренажеров пока в договоре не прописано. Первоначально будет поставлено по три опытных образца для каждого АН-148 и ТУ-204: один процедурный тренажер, один комплексный и один для бортпроводников. Сумму сделки в «Транзасе» не разглашают, но, по оценкам экспертов, она превышает 1,5 млрд. руб.

 

«Ильюшин финанс» сможет не только предлагать самолеты в лизинг, но и готовить персонал для воздушных судов

В «Транзасе» отмечают, что в России это первый проект создания технических средств подготовки (ТСП) для самолетов, который реализуется совместно с лизинговой компанией. В отличие от ранее существовавших проектов, создание ТСП рассматривается, в том числе, как элемент поддержки и обеспечения жизненного цикла воздушных судов. Таким образом, компания «Ильюшин финанс» сможет не только предлагать самолеты, но и обеспечивать весь комплекс услуг, связанных с подготовкой персонала по эксплуатации и обслуживанию воздушных судов.

О тренажерном рынке говорят как об узком и тяжелом. «У авиакомпаний не хватает денег на самолеты, поэтому авиатренажерам уделяют мало внимания. Рынок этот очень вялый - ранее во всей России в год закупалось всего 1-2 тренажера, и только в последнее время на нем наблюдается оживление, но пока слабое. Сделка „Транзаса" - первое столь крупное событие на нем», - рассказал CNews генеральный директор компании-производителя авиатренажеров НИТА Сергей Пятко.

«Оживление рынка происходит в основном за счет иностранных авиакомпаний, покупающих российские самолеты, и российских авиаперевозчиков, покупающих новые самолеты», - отметил генеральный директор «Российского центра авиационного тренажеростроения» (РЦАТ) Виктор Аксенов. «По сложившейся практике, принято считать, что на 10 самолетов нужен один авиатренажер. При этом бывают случаи, когда несколько авиакомпаний покупают один тренажер для дальнейшего совместного использования», - сообщил CNews генеральный директор РЦАТ.

Стоимость тренажеров для гражданских самолетов, по словам Аксенова, варьируется от $8 до $20 млн. и сильно зависит от требований заказчика (характеристики отдельных элементов, число каналов визуализации, подвижность тренажера и др.). За последние несколько лет технологический прогресс позволил значительно снизить стоимость тренажеров по отношению к стоимости самолета.

Тренажеры для ТУ-204 в России уже существуют. В частности, таковой установлен в петербургском Учебно-тренировочном центре, его стоимость оценивается приблизительно в 400 млн. руб. Он был разработан РЦАТ совместно с «Пензенским конструкторским бюро моделирования». Как заявили CNews в авиакомпании «Россия», подготовка пилотов на ТУ-204 происходит именно в данном центре, который вскоре войдет в состав авиаперевозчика. «Установленный там современный тренажер позволяет полноценно отрабатывать профессиональные навыки и обеспечивает потребности как ГТК „Россия", так и других авиакомпаний, имеющих связи с центром. Поэтому вряд ли может подниматься вопрос приобретения дополнительной системы.

Что касается АН-148, то подготовка специалистов в сфере эксплуатации этого самолета еще не проводится», - рассказали в ГТК «Россия». Компания имеет договоренности на приобретение АН-148 - предварительно начиная с 2009 г. Однако УТЦ, как сообщили CNews в авиаперевозчике, вопрос приобретения тренажеров АН-148 пока не рассматривает: «Вероятнее всего, пилотов для этого типа самолетов будут готовить в других центрах».

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=7985