Виртуальный ящик Пандоры

Лариса Горбунова

Угрозы, которые несет в себе интернет, очевидны. В последнее время об этом много говорится. На слуху и киберзависимость, и игромания, и вредоносный контент. Но, рассматривая эти угрозы применительно к детской аудитории, следует подчеркнуть, что за последний год проблема безопасного интернета в России сильно обострилась. С чем это связано?

В 2007 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» более 52 тыс. школ были подключены к высокоскоростному интернету. Но то, к чему мы так стремились, на деле оказалось палкой о двух концах. Открыв миллионам детей мир интернета, мы тем самым еще шире распахнули этот виртуальный ящик Пандоры. Если раньше ограниченное количество школьников могли выходить в сеть со своих домашних компьютеров, то теперь в их распоряжении целый компьютерный класс.

Интернет настолько расширил контакты детей, облегчив им доступ к самым разным ресурсам, что на это уже нельзя не обращать внимания. Веб-сайты, содержащие порнографию, пропаганду наркотиков, призывы к всякого рода нетерпимости и агрессивному поведению, легкодоступны ребенку, имеющему элементарные навыки обращения с компьютером. Вместе с тем правовая база недостаточно совершенна, чтобы оградить детей от контактов с источниками такой информации.

Есть и другая, не менее острая проблема. Несмотря на то что многие компании успешно работают над созданием программ контент-фильтрации, способных значительно ограничить воздействие вредного контента, далеко не все педагоги и руководители школ владеют информацией о таких программных продуктах. Однако самая большая, на мой взгляд, проблема связана как раз с пониманием этой угрозы. Увы, до сих пор значительная часть учителей да и родителей в полной мере эту проблему не осознали. Только самый безумный и безответственный родитель отправит своего ребенка переходить дорогу, не рассказав ему о том, какие опасности могут его подстерегать. В благополучных семьях не стоит вопрос о бесконтрольном пребывании ребенка на улице. Маршрут до школы проверен, время установлено, мобильный телефон задействован. А вот вместо того, чтобы объяснить сыну или дочери, какие угрозы таит интернет, взрослые зачастую вручают своему чаду мышь и с умилением наблюдают, как тот погружается во всемирную паутину.

В чем причина такого легковесного отношения к интернету? Зачастую она связана с тем, что значительная часть родителей и учителей тоже владеют ИКТ лишь на базовом уровне, формирование у них опыта взаимодействия с интернетом во всем его развороте только-только формируется. Между тем для понимания таких угроз требуется иная, более высокая степень взаимодействия с интернетом. Когда для учителя интернет становится такой же естественной средой, как и для ребенка, когда он пребывает в сети долгое время, тогда у него есть опыт столкновения с вредоносным контентом. Такой педагог в большей степени озабочен этой проблемой, и сам начинает искать пути ее решения. Увы, говоря сегодня о растущем негативном воздействии интернета, мы пока не замечаем необходимого понимания и адекватной реакции со стороны учительского сообщества. Показательный пример: на портале «Сеть творческих учителей», который ежедневно посещают до 4 тыс. педагогов, в преддверии недели безопасного рунета ведущий координатор портала Александр Драхлер объявил дискуссию на эту тему, но за два дня на форуме не появилось ни одного выступления. И это на портале, где зарегистрированы более 19 тыс. учителей, причем это наиболее активные и продвинутые в информационно-коммуникационных технологиях педагоги! Любая другая тема тут же привлекала не меньше десятка участников. На мой взгляд, это является индикатором понимания проблемы.

Нельзя сказать, что в направлении просвещения вообще ничего не делается. Так, совместно с нашими партнерами по проекту «Майкрософта» «Академия учителей» в 48 регионах России созданы учебные центры по повышению квалификации педагогов в области ИКТ на основе курсов «Партнерство в образовании». В базовой программе этих курсов сейчас создается дополнительный модуль по информационной безопасности. Люди работают. Из регионов мы получаем массу интересных материалов, правда, больше с уклоном на сохранение физического здоровья ребенка. А информационная безопасность и психологическое здоровье пока рассматриваются недостаточно пристально. Но работа начата.

Лариса Николаевна Горбунова - проректор по научно-методической работе Академии повышения квалификации работников образования, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=7982