Прибыли ученых: Урегулирование конфликтов интересов
Зинов Владимир Глебович, Директор Центра коммерциализации технологий АНХ
Потребность в коммерциализации технологий реализуема только в случае квалифицированных и согласованных действий управленцев и сотрудников исследовательских подразделений научных организаций и предприятий, занятых разработкой наукоемкой продукции. И те и другие просто обязаны владеть основами коммерциализации и уметь находить возможности для разрешения неизбежных конфликтов, возникающих между участниками этого процесса. Коммерциализация уже невозможна без деятельного участия в ней работников самого института, причем, это участие, имеет решающее значение на начальных стадиях продвижения разработки или исследования. Более того, коммерциализация стала индустрией, в которой задействовано множество субъектов. На начальных фазах участники имеют не только разные, но и противоречивые цели и задачи. Такое положение обязывает не только знать опыт других стран, но и создавать инфраструктурные механизмы и схемы предупреждения этих конфликтов.
Исследовательские организации увеличивают свои связи с промышленностью путем лицензирования, контрактов на исследования, сотрудничества, дочерних компаний и т.п. Как побочное явление возникают два основных источника конфликтов. Первый - это конфликт интересов, с которым сталкиваются исследователи, лаборатории, отделы и даже целые институты, как только они вступают в отношения с частным сектором. Другой - это конфликты внутри организации. Например, так как финансовые и правомочные отношения между исследователями или отраслями меняются, институты должны решать, как быть с таким неравенством среди отделов или отраслей, поддерживать ли области исследований, менее привлекательные для производства. В каждом случае необходимо спрашивать себя, какого сорта инструментами располагают государства и институты. Конфликт интересов определяется, например, столкновением целостности исследования, первичной обязанности и личного финансового интереса, по сути, вторичного. Потенциальные конфликты возникают из-за личного обогащения, недобросовестного использования общественного оборудования и устройств, неправильного влияния на студентов-выпускников. В целом университеты имеют правила и процедуры для избежания таких конфликтов. Однако, особенно в биомедицинских областях, где существенна промышленная поддержка академических исследований, проблема роли и взаимодействия государственных исследовательских организаций и промышленности выросла из простой теоретической дискуссии в настоящие дебаты, как только стали поступать данные о том, как промышленность влияет на академическую науку, тормозя или трактуя предвзято публикации и повышая секретность. Защита материалов исследований и результатов путем их неразглашения все возрастает и может, в конце концов, замедлить процесс распространения знаний. Последние исследования показали, что 8,9% биомедицинских исследователей заявили, что они отказались поделиться информацией или материалами, часто для защиты своих финансовых интересов, а 19,8% заявили о задержке публикации результатов исследований на срок свыше 6 месяцев, чтобы иметь возможность подать патентную заявку. В недавнем исследовании 82% фармацевтических фирм сказали, что они попросили академических исследователей придержать публикации, пока не будет подана патентная заявка, но 56% признают, что часто просят, чтобы исследование держалось в секрете длительное время, по причине коммерческой конкуренции. В США исследователи из госсектора имеют "льготный период" за год до регистрации патента, в течение которого они могут опубликовать результаты своих исследований. В Европе, однако, любое раскрытие означает передачу изобретения в государственную собственность. Ввиду всемирных масштабов потенциального рынка, ученые, имеющие связи с промышленностью, во всех странах придерживают свои публикации по коммерческим причинам. В биомедицине, как свидетельствуют факты, существует большое различие в объективности исследований лекарств, в зависимости от того, получила ли группа, проводящая исследование, поддержку промышленности. Это увеличивает тревогу о том, что финансовые вознаграждения компрометируют как профессиональное мнение исследователя, так и его независимость в разработке, выполнении или отчете об исследовании. Так как организации сами приумножают свои интересы в компаниях путем таких механизмов, как подарки, контракты на исследования, технологическое лицензирование, получение акций, то их позиция, как экономически заинтересованных лиц, подлежит сомнению. Поэтому организации должны в обязательном порядке соблюдать правила и границы, которые отделяют их коммерческие интересы от научных и образовательных обязанностей и ограждают от обвинений в предвзятости. С ростом исследовательских институтов, организаций, выдающих гранты, профессиональных ассоциаций и увеличением количества публикаций были выработаны основные принципы, которые отражают:
В конце концов, установленные отношения между агентствами по трансферу технологий, лицензионными бюро и исследовательскими организациями могут помочь смягчить конфликт интересов. Эти агентства и бюро могут быть
В дополнение к управлению конфликтами интересов государственные исследовательские институты должны также поддерживать свою репутацию, как объективный источник научных знаний. Инвестиции в государственные исследования обоснованы частично тем, что они создают национальный ресурс, общественные активы, которые особенно нужны при оценке рисков в здравоохранении, например. Но если их связи с промышленностью считаются слишком сильными, привилегированное положение государственных исследовательских организаций становится рискованным. Несколько широко распространенных соглашений между исследовательскими институтами и компаниями вызвали общественный резонанс. Примером одного из таких соглашений служит инновационный договор 1998 года между университетом Berkeley и Novartis. Целый факультет вступил в многолетний многомиллионный контракт, который предоставлял неограниченные финансы в обмен на партнерство и преимущественные права на большую долю результатов исследований факультета. Данный договор вызвал вопросы у научного сообщества, так как он обязывал подчинить государственный институт интересам одной компании. В то время как общество может допускать индивидуальные договора с частным сектором и политику стимулирования сотрудничества с частным сектором, менее простительно, когда организация или ее большая часть используется для единичного частного интереса. Как могут государственные исследовательские организации продавать свои научные исследования и одновременно гарантировать обществу, что они сохраняют научное пространство открытым, поощряют публикации и распространение данных? Одним из решений является то, что нужно сделать более прозрачными применяемые методы и положительный опыт, используемый при формулировании соглашения на основе договора между государственной исследовательской организацией и вузом. Эксклюзивные и неэксклюзивные лицензии были рассмотрены выше. Другие решения вопроса могут быть такими:
В некоторых случаях государство поощряет превращение исследовательского процесса в более индустриально направленный, привязывая государственное финансирование к обретению внешних (не государственных) источников финансирования. Например, институты Frauenhofer в Германии, чьи исследования являются прикладными, имеют внушительные цифры внешнего финансирования. Другие страны опасаются разрушить корпоративное преимущество государственных исследований и предпочитают распределять финансирование преимущественно на исследовательские цели и экспертизу. К тому же, существует напряженность между теми, кто считает участие в промышленных исследованиях искажением образовательной миссии университетов, и теми, кто видит преимущества в том, что выпускники поставлены в коммерческие условия и привязаны к большой исследовательской системе. В пределах одного университета неравенство в возможностях получить внешнее финансирование тоже может вызвать напряженность. Коммерческие интересы увеличивают разрыв в доступности ресурсов для различных отраслей. В нижеприведенной таблице показаны размеры роялти различным факультетам университета Stanford. Очевидно, что биомедицинские разработки приносят гораздо больший доход, чем все остальные. Более того, обнаружено, что фактически 85% от чистых роялти, полученных университетом в 1998-1999 годах, составили деньги за лицензии по рекомбинантам ДНК. Такие несбалансированные доходы от лицензий можно наблюдать во всех исследовательских институтах, что также отражается на патентах, отделившихся компаниях и исследовательской деятельности по контрактам. Выплаты роялти факультетам университета Stanford в 1998-1999 годах Факультеты/субъекты - Выплаты Медицинский факультет -$5,795,000 Инженерный факультет -$764,000 Гуманитарные науки -$470,000 Руководитель исследований (декан) -$175,000 Проректор по делам студентов- $134,000 Атлетика (товарные знаки университета) -$90,000 Науки о Земле - $8,000 Одним из решений проблемы такого большого дисбаланса в доходах от внешнего финансирования является использование ряда доходов для общеинститутской деятельности. Например, если права на интеллектуальную собственность принадлежат институту, он может использовать часть гонораров и платежей для стипендий или работ в других отраслях в качестве механизма перераспределения. Государство также играет свою роль, помогая создать инфраструктуру, которая дополняет систему интеллектуальной собственности. Часть этой инфраструктуры физическая. В Европе и Японии региональные и национальные правительства играют важную роль в поддержке агентств по трансферу технологий и лицензионных бюро. Часть инфраструктуры базируется на информации, например, при создании руководящих принципов и наилучшей методики. В США важную роль в установлении наилучшей методики играют Национальные институты здравоохранения и Национальный научный фонд. Организации сами должны определить, как им поступать с
В 1998-1999 годах университет Stanford, который является по общему признанию исключительно успешным, потратил $2,7 млн. на судебные издержки, $3,7 млн. на нелицензированные патенты в дополнение к своему ежегодному бюджету в $2,3 млн. Многие агентства по трансферу технологий и лицензионные бюро работают в убыток, по крайней мере, в первые годы. Странам, желающим поддержать их создание в системе государственных исследований, приходится предусмотреть обеспечение:
Один из примеров - это требование Швейцарии к обучающимся на докторскую степень. Оно заключается в том, чтобы "докторанты" окончили курс подготовки по интеллектуальной собственности. Другой пример - подход университета Bournemouth (Великобритания), состоящий в объединении студентов-юристов и студентов-инженеров для консультирования по вопросам интеллектуальной собственности в области исследований, в которых непосредственно заняты инженеры. Кроме того, государство проводит квалификационное обучение, переоснащение и набор менеджеров по управлению портфелем интеллектуальной собственности госсектора. В то время как многочисленные экономические исследования изучают влияние НИР на рост экономики и производительность, немногие анализируют роль государственной деятельности в сфере защиты интеллектуальной собственности в стимулировании НИР и в измерении ее влияния на занятость и эффективность фирм. Оценка воздействия требует связать меры в сфере интеллектуальной собственности с экономической деятельностью фирм и исследовательской деятельностью организаций. Она также требует определить набор входных и выходных показателей, таких, как стоимость лицензионной деятельности, количество патентов, доход от лицензий, количество отделившихся фирм и соответствующий оборот. Наиболее распространенными выходными показателями являются следующие. Влияние управления интеллектуальной собственностью на исследовательские институты
Влияние управления интеллектуальной собственностью на деятельность фирм
Влияние управления интеллектуальной собственностью на экономику
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=794 |