ПО для ресторанного бизнеса: кто "держит" рынок?
Екатерина Сирина
Отечественный рынок ПО для ресторанного бизнеса можно назвать малоизученным и "закрытым". Разработчики с трудом представляют долю даже своих собственных продуктов и не всегда хорошо знают конкурентов. Приподнять завесу тайны попробовал корреспондент CNews. Отрасль общественного питания в России растет достаточно стабильно (по данным исследований РБК, последние 3 года на 11% в год). Это неудивительно: доходы населения увеличиваются, посещение кафе, баров и ресторанов все больше входит в культуру россиян. Наверное, мы возвращаемся "к истокам", ведь до революции люди очень любили посидеть в ресторациях, трактирах и кондитерских. Уже сейчас затраты россиян на этот вид досуга составляют около 3-3,5% всех потребительских расходов, а это немало. К тому же отрасли есть куда расти - например, показатели количества посадочных мест в ресторанах, кафе и прочих заведениях на 1000 человек в Нью-Йорке и Париже примерно в 3 раза превышает показатели Москвы и Петербурга. Еще более существенны отличия российских регионов от сопоставимых по размеру городов и поселков США и Франции. Ресторанный бизнес - один из самых прибыльных. Он дает более 30% валовой прибыли и 9-10% чистой, то есть, на первый взгляд, является очень привлекательной сферой приложения инвестиций. Но все не так просто, ведь в то же время это один из самых сложных и рискованных бизнесов. "Средний срок жизни ресторана - 1,5 - 2 года, потом его либо продают, либо он закрывается, не выдержав конкуренции", - говорит Игорь Сырцов, руководитель отделения компании "1С: Бухучет и Торговля" (БИТ). Управление рестораном Владимир Сирый, руководитель учебно-консультационного центра компании РСТъ и один из авторов современного российского учебника по менеджменту в ресторанном бизнесе (www.restcontrol.ru), любит сравнивать с управлением Челябинским тракторным заводом. По его мнению, ресторанный бизнес сложней. "Оборачиваемость рубля в ресторане при отлично отлаженном управлении может составлять несколько суток, а на тракторном заводе этот срок доходит до месяцев и более", - говорит он. "Если завод продает несколько сот тракторов в год, то ресторан отпускает несколько сот блюд в день. При этом количество компонентов для трактора вполне сопоставимо с количеством компонентов для борща. Каждый компонент требует закупки, учета, контроля, анализа, к тому же борщ должен получиться еще и вкусным. Все это требует мощнейшего инструмента для обработки информации, которым как раз и является автоматизированная система управления". И пусть представления о заводе и устройстве трактора у г-на Сирого далеки от реальности, роль ИС действительно не стоит недооценивать. У нас R-Keeper, только другой фирмы Подавляющая доля отечественного рынка программ для ресторанного бизнеса принадлежит российским разработчикам. Во многом это заслуга UCS и ее программного продукта R-Keeper . Компания существует с начала 90-х годов. К тому времени, когда российским рынком заинтересовались крупные западные производители ПО для индустрии гостеприимства, здесь уже существовал полноценный продукт, способный решать основные задачи клиентов. К тому же стоимость российской программы и ее обслуживания оказалась существенно ниже того, что могли предложить западные коллеги. ПО для автоматизации ресторанного бизнеса, Россия, 2007 *
* Данные об инсталляциях предоставлены компаниями Источник: CNews Analytics, 2007 И хотя попытки продвигать различные "импортные" системы периодически предпринимаются, можно сказать, что западные компании практически полностью "сдали" этот сегмент отечественным разработчикам, сосредоточившись на продвижении своих решений для гостиничного бизнеса. Естественно, часто международные структуры первоначально выходят на наш рынок, используя программное обеспечение своих западных партнеров. Но многие из них со временем меняют систему на российскую. "Мы их уговариваем", - скромно говорят разработчики. Понятно, что и финансовый фактор здесь играет не последнюю роль. На данный момент R-Keeper является безусловным лидером рынка. За время своего существования компания UCS осуществила более 9 тыс инсталляций и в ближайшее время собирается праздновать десятитысячную. В свое время названия производителей Hoover в Англии и Xerox у нас стали нарицательными для всех пылесосов и копировальных аппаратов. Так и сейчас многие неискушенные потребители называют любые программы автоматизации ресторанов R-Keeper - ами. Горизонты ПО Но конкуренты не спят. Характеризуя рынок, Олег Саяпин, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг Российского государственного торгово - экономического университета, выделяет три группы продуктов. Первую группу составляют системы, чьи платформы специально разрабатывались под задачи данной отрасли. Помимо R-Keeper здесь наиболее известны программные решения "РСТъ: Рестораторъ" компании РСТъ и ТillyPad. Оба разработчика сообщают о примерно 1 тыс установленных систем. Распределение долей программных продуктов по количеству инсталляций, Россия, 2007 * * Данные предоставлены компаниями. Абсолютное число автоматизированных предприятий питания: около 30 тыс. Источник: Cnews Analytics, 2007 Вторая группа - это семейство программ, созданных на базе платформы "1С". Наиболее известные продукты: "1С-Рарус:Общепит"; "Астор: Ресторан"; "Трактиръ". Хотя сейчас все крупные производители предлагают комплексные решения, изначально разработчики этих продуктов уделяли большее внимание системам работы бэк-офиса. Поэтому Игорь Сырцов предлагает при оценке доли рынка разделять эти сферы: "Если у фронт-офиса доля программ на платформе "1С" является небольшой, то для бэк-офиса программы на платформе "1С" занимают порядка 50% рынка". Третья группа - это западные программы, "дети" крупных корпораций. Например, "Майкрос" от компании Micros-Fidelio. Кроме "Майкрос" cледует отметить такие системы, как Aloha POS производства Aloha Technologies (США) и немецкую Guscom. По мнению экспертов, в целом их доля невелика и они не особенно заметны на общем фоне. Отметим еще относительно новые продукты "Домино: Общественное питание" на базе программного комплекса "Домино" компании "Софт-Вест", "Эксперт", компании "Аверс технолоджи". Вызывает интерес Lillo - решение на основе Linux, разработанное "Сервис Плюс". Периодически на рынке декларируются новые разработки, однако, по мнению Григория Гуревича, одного из авторов R-Keeper, генерального директора компании UCS, хорошая разработка еще не означает успешное внедрение. "Можно использовать разные оценки, - говорит Гуревич, - я предпочитаю судить по инсталляциям, ведь между "выставочной версией" и реально работающей системой "дистанция огромного размера". Мы, например, начали представлять наши мобильные терминалы на выставках достаточно давно, но только несколько лет как можно сказать, что их функционирование полностью отлажено. Кто-то может показывать очень интересные вещи, но я сужу по тем, что продаются - знаю, что кроме нас, не единично ставятся - ТillyPad, "Рестораторъ", "Рарус", "Астор". Автоматизация всей страны Итак, в целом понимание необходимости автоматизации на рынке уже есть. "Можно с уверенностью сказать, что сейчас ни одно новое предприятие не открывается без системы автоматизации, - говорит Георгий Гуревич, - другое дело, что в одних случаях это вызвано реальной оценкой ситуации со стороны хозяев и управляющих бизнеса, в других - просто модой. Но, независимо от причин, пользу, выраженную в конкретной прибыли, предприятие получит". "Дать полную оценку по стране, особенно в регионах, сложно," - говорит Владимир Сирый, собравший и проанализировавший информацию по рынку HoReCa в стране. Статистика ведется далеко не везде и во многом зависит от позиции региональных властей. Например, в Екатеринбургской области уровень автоматизации составляет около 50%. В данном случае местные власти весьма заинтересованы в развитии отрасли, которое без автоматизации невозможно. Разработана специальная программа. Но пример этой области на данный момент скорее исключение, чем правило.
В столицах и больших городах дело, конечно, обстоит иначе. "На сегодняшний день в крупных городах России уже вряд ли можно встретить ресторан, в котором не была бы автоматизирована работа персонала в зале", говорит Полина Смирнова, руководитель направления "Индустрия питания и развлечений" компании "АСТОР". Однако не все компании идут легальным путем и закупают ПО у официального производителя или поставщика. "Не секрет, кроме официального рынка программных продуктов для общепита, существует и, так называемый, вторичный "черный" рынок, на котором повторно и, зачастую, неправомерно, а главное, на порядок дешевле распространяются средства защиты программного обеспечения, выкупленные или просто изъятые у закрывшихся ресторанов и развлекательных центров", - отмечает Людмила Алямовская, директор по продажам компании TillyPad. Особенно остро данный вопрос стоит в регионах, где вторичное использование ПО стало отдельным направлением бизнеса. Чаще всего перепродаются наиболее популярные программные продукты. Однако, по словам г-жи Алямовской, в связи со вступлением в силу IV части ГК РФ, ожидается "отбеливание" вторичного рынка, что поставит многих рестораторов перед решением вопроса об официальном приобретении имеющегося нелицензионного ПО или о его замене на новый программный продукт. С чем едят АСУТП Система управления предприятием представляет собой набор взаимодействующих программных модулей, позволяющий обеспечить автоматизацию всех бизнес-процессов, протекающих в операционной деятельности ресторана (кафе, бара, предприятия фаст-фуд, комплексного развлекательного центра и т.л.). Это работа в зале (прием заказа и подготовка счета), работа кухни, бара (быстрое получение заказа, печать чека-задания на приготовление блюд, управленческая и учетная работа в зале, кухне и на складе, то есть расчеты, калькуляции, планирование, подготовка ассортиментных перечней, оптимизация цен и т. д, управленческий и бухгалтерский учет, экономический и маркетинговый анализ. И это только базовые функции. Современные системы позволяют делать и многое другое, например, автоматически измерять и высчитывать стоимость самостоятельно налитого клиентом пива, напоминать официанту о том, что к данному блюду хорошо бы предложить подходящий напиток, сообщать о том, что постоянный клиент давно не был в заведении, и т.д. Разработчики разделяют ПО на фронт-офисное и бэк-офисное. С одной стороны, такое деление сложилось исторически, поскольку разные разработчики изначально большее внимание уделяли тем или иным задачам. С другой стороны, оно отражает модульность системы: есть потребители, которые используют фронт-офис одного производителя, а бэк-офис другого или собственную систему. Сейчас большинство разработчиков предлагают комплексные решения, объединяющие оба программных средства. Естественно, для работы системы автоматизации кроме программ требуется и материальная часть. Создатели софта могут поставить как решение на базе своего оборудования (активно работающие на рынке компании имеют давних проверенных партнеров), так и на базе оборудования клиента. Для обычных рабочих станций используются стандартные компьютеры, удовлетворяющие определенных требованиям. Естественно, нужен сервер, специальное оборудование, такое как фискальные регистраторы, POS-принтеры, сканеры штрих-кода, считыватели пластиковых карт, кабели, коммутаторы и прочее. В этом хорошо разбираются как поставщики, так и ИТ-специалисты компаний. На данный момент большая часть установленного ПО принадлежит российским разработчикам: это преимущественно R-Keeper и программы, созданные на базе платформы 1С. Западные компании мало и неохотно продвигают свои продукты на российском рынке. Текущая ситуация в данном секторе не позволяет делать никаких прогнозов по дальнейшему развитию отрасли. Изменится ли отношение западных компаний? Удастся ли автоматизировать общепит в регионах? Какое программное решение предпочтут новые игроки? CNews будет следить за развитием этого рынка.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=7773 |