Место под солнцем
Роман Базаров
Мировая индустрия ИТ бьет тревогу: наступает новый тотальный кризис, к которому она опять оказывается неготовой. Но на этот раз причины возникающих проблем кроются не в экономической депрессии или технологических коллизиях, а в профессионально-кадровой сфере, которая на протяжении последних десятилетий считалась надежным оплотом отрасли, основным гарантом ее успехов и наиболее эффективным двигателем прогресса ее предприятий и подразделений. А вот теперь руководители отраслевых фирм, CIO и ИТ-менеджеры из компаний других промышленных областей практически в один голос заявляют о том, что квалификация программистов, системотехников, разработчиков и инженеров компьютерных комплексов, сетевых администраторов и специалистов смежных профилей с каждым днем все меньше и меньше соответствует требованиям, предъявляемым к ним современностью, и что после ухода на пенсию нынешних ветеранов с их мастерством, опытом и настроем на инновации дальнейшее развитие информационных технологий может вообще остановиться. В обсуждение кризисного положения уже включились представители кадровых служб и образовательных учреждений, эксперты и аналитики, обозреватели и комментаторы, но, похоже, их дискуссии пока не принесли никаких конкретных предложений о методах и средствах совместного разрешения критической ситуации. Каждая пятая промышленная компания, разрабатывающая, производящая или использующая в своей деятельности информационные системы, озабочена сегодня поиском квалифицированного ИТ-персонала - об этом свидетельствуют итоги последнего опроса, проведенного известной исследовательской компанией E-Skills среди руководителей тысячи предприятий из разных индустриальных отраслей. Этот же опрос показал, что еще около 10% фирм предвидят возникновение серьезных трудностей с квалификацией ИТ-кадров в течение 2006 года. Уже сейчас работодатели предпочитают принимать на службу сотрудников, имеющих практические навыки работы в сфере информационных технологий, нежели выпускников профильных факультетов высших учебных заведений. Свыше 60% директоров компаний и начальников ИТ-подразделений хотели бы видеть в своих рядах опытных специалистов и готовы платить им сравнительно высокую зарплату, и лишь 19% берут на себя смелость нанимать вчерашних и даже сегодняшних студентов, которые пока не претендуют на щедрую оплату своего труда. 36% руководителей считают для себя оптимальным принимать на работу сотрудников, имеющих 1,5-3-летний опыт деятельности в различных ИТ-областях, а почти половина работодателей считает достаточно квалифицированными только тех профессионалов, которые проработали в этой сфере не меньше 4 лет. Данные компании E-Skills подтверждаются и результатами исследования, проведенного в IV квартале прошлого года агентством IDC на предприятиях 31 страны Западной и Восточной Европы. Эти результаты показывают, что проблема нехватки специалистов становится для отрасли ИТ все более острой, и уже в ближайшем будущем их дефицит может подорвать конкурентоспособность европейского бизнеса. В итоговом докладе IDC указывается, что к 2008 году европейским предприятиям будет не хватать до полумиллиона квалифицированных специалистов по сетевым технологиям, которые чрезвычайно необходимы для промышленного развития континента. В трети из стран, где проводилось исследование, к 2008 году спрос на эти специальности будет превосходить предложение более чем на 20%, причем с самым острым дефицитом столкнутся страны Восточной Европы, в особенности государства, не входящие в ЕС. Нехватка специалистов такого профиля становится препятствием для внедрения передовых технологий, тормозит экономический рост предприятий, угрожает снижением конкурентоспособности Европы на мировом рынке и может помешать достижению целей, поставленных Европейской комиссией. Несмотря на то что в процентном отношении уровень недостатка квалифицированных кадров к 2008 году в некоторых странах относительно невысок, фактически абсолютное недостающее число специалистов по сетевым технологиям очень значительно. Например, в Великобритании, где процентный показатель дефицита будет самым низким и составит всего 9,3%, что соответствует примерно 40 тыс. квалифицированных специалистов, нехватка кадров может быть острее, чем в Украине, где к 2008 году будет самый большой в процентах дефицит специалистов - 33,5%, однако в абсолютных числах их потребуется значительно меньше - 28 тыс. человек. Подобный дефицит особенно опасен в связи с тем, что 60% организаций используют сети для реализации бизнес-процессов и для связи с заказчиками и партнерами, причем 80% компаний считает, что в будущем важность сетей повысится. Более 50% компаний испытывают растущую потребность в ИТ-специалистах с высоким уровнем знания бизнеса и опытом работы в разных областях, поскольку бизнес-знания становятся все более важными для принятия инвестиционных решений в сфере сетевых технологий. Причины нехватки квалифицированных кадров - высокие темпы внедрения передовых информационных технологий, быстрый рост электронного бизнеса, а также недостаток учебных программ по всей Европе. «Если не принимать никаких мер, то к 2008 году ситуация с ИТ-специалистами радикально ухудшится, что может привести к снижению конкурентоспособности Европы на мировом рынке, - говорит вице-президент корпорации Cisco Ивон Ле Ру. - Нам нужно работать с правительством и уже сегодня принимать меры по улучшению ситуации с кадрами по всей Европе, привлекать больше студентов на специализированные курсы по сетевым технологиям. Если у организации нет специалистов для внедрения „модных" технологий и решений электронного бизнеса, она не сможет реализовать те преимущества, которые дают эти технологии для повышения производительности труда. Это влияние на производительность ощущается на всех уровнях - отдельного работника, организации, страны и на общеевропейском уровне». Не следует, однако, думать, что кадровый кризис является отличительной особенностью только европейской индустрии ИТ. Данные E-Skills и IDC по предприятиям Старого Света вполне сопоставимы с результатами аналогичных исследований, проводившихся в последнее время в Соединенных Штатах такими авторитетными экспертными организациями, как Foote & Partners, Frost & Sullivan и др. Об опасности снижения квалификационного уровня ИТ-специалистов сигнализируют даже аналитики Индии - страны, которой стремительное увеличение количества классных программистов и других отраслевых профессионалов обеспечило невероятный промышленно-экономический прогресс и мировое лидерство в области ИТ-аутсорсинга. Ассоциация индустрии ИТ Индии предупреждает, что без реформы технического образования к 2008 году страна может столкнуться с дефицитом ИТ-специалистов в четверть миллиона человек. Результаты исследований организации Nasscom (National Association of Software and Services Companies) показывают, что через два года Индии потребуется миллион ИТ-специалистов. При современном подходе к подготовке технических кадров этот гигантский спрос удовлетворить будет невозможно. «Хотя кадровый резерв у Индии огромный - ежегодно из стен учебных заведений страны выходят 167 тысяч дипломированных инженеров и 1,54 миллиона выпускников средних технических учебных заведений, - этого все равно недостаточно», - говорит президент Nasscom Киран Карник, призывая правительство к реформированию технического образования и стимулированию более тесной кооперации частного и государственного секторов в сфере интенсивного обучения специфическим навыкам, требуемым в технологическом секторе. «Индустрия ИТ, со своей стороны, должна обеспечить надлежащее обучение через интернатуру», - говорит он. Кроме того, студенты, изучающие различные технические дисциплины, должны параллельно получать подготовку в области программного обеспечения. В докладе Nasscom приводятся также сведения о том, что средний возраст индийских программистов составляет сейчас 26,5 лет; минимальная заработная плата ИТ-персонала возрастает в среднем на 8% в год; 42% программистов и квалифицированных ИТ-сотрудников имеют более чем трехлетний опыт работы; 76% программистов имеют среднее или высшее техническое образование. «Учитывая миллион пустующих рабочих мест в сфере ИТ, меня не удивляют разговоры о том, что эти вакансии никем не заполняются, а кризисная ситуация с квалифицированными ИТ-кадрами остается неразрешенной, - рассуждает управляющий директор компании Pitman Training Майкл Грэхем. - В течение трех последних лет директорам ИТ-департаментов пришлось искать способы справиться с резким сокращением бюджетных ассигнований. Урезание бюджета означало, что сотрудники больше не имели возможности проходить обучение, необходимое для развития карьеры в ИТ. Позиции остаются вакантными, потому что специалисты по подбору персонала нанимают на работу профессионалов в области ИТ, уже обладающих всеми необходимыми знаниями». Многим тысячам выпускников профильных для индустрии вузов и факультетов с каждым годом становится труднее и труднее сразу же после получения диплома найти свое «место под солнцем» и получить работу по специальности. Представители бизнеса объясняют такую тенденцию тем, что вчерашние студенты выходят из стен своих институтов и университетов не вполне подготовленными к практической работе и совершенно не представляют себе очень многих аспектов реальной научно-производственной деятельности. В ответ на эти претензии руководители высшего образования заявляют, что промышленные компании сами не стремятся идти на прямой контакт с вузами и обсуждать с ними перспективы кадровой политики, а при организации подобных дискуссий зачастую оказываются не в состоянии четко сформулировать свои требования к уровню и содержанию подготовки специалистов по университетским программам. «Сегодня на фоне стабильно растущего рынка ИТ многие компании испытывают острую нехватку высококвалифицированных специалистов. Одна из причин - традиционное академическое образование в области ИТ не удовлетворяет требованиям рынка, - говорил в своем выступлении на 1-й международной научно-практической конференции „Современные информационные технологии и ИТ-образование" в МГУ представитель фирмы „ИстраСофт" Григорий Кнеллер. - Работодатели не доверяют сугубо академическим знаниям выпускников профильных вузов. Отсутствие знаний по инженерии ПО и процессам разработки приводит к тому, что большинство молодых специалистов не готово к работе в качестве рядовых участников производственного процесса. Время, когда программы писали гении-одиночки „на коленке", уходит в прошлое. Хотя созданные таким образом продукты еще существуют и будут существовать, основу отрасли все же составляют командные разработки. Существующие в мировой практике процессы разработки ИТ-продуктов почти не используются в российской практике разработки ПО. В конце 2004 года был проведен опрос 5 крупных компаний о том, какие процессы разработки используются у них. Были только два варианта ответа - скромный взгляд в пол или мечтательный взгляд в потолок. При этом на рекламных материалах и сайтах 3 из этих компаний было расписано, какие передовые процессы они используют (от RUP до процессов собственного производства). Реально в лучшем случае программисты используют системы контроля версий. Это дает основание сделать вывод о том, что процесс разработки „на коленке" пока еще самый распространенный у российских ИТ-компаний. Но программные продукты создаются не только одними программистами. ИТ-компании не могут сразу после вуза брать на работу выпускников ИТ-специальностей еще и потому, что запас теоретических знаний, который они получают в институтах, не включает управленческие дисциплины». Выпускники часто не представляют, что такое управление проектом, как строить проектные команды и какой инструментарий должен применяться для ведения проектов, управления временем, версиями, изменениями, требованиями и рисками. Современные процессы разработки требуют также умения работать в команде. Начинающим ИТ-специалистам нужны психологические тренинги по общению и развитию командного духа, а также необходима подготовка хороших менеджеров по построению команд. К числу личностных проблем также относятся проблемы карьерного роста программистов. Если менеджеру есть куда расти по служебной лестнице, то для технических специалистов основной маршрут - глубокое погружение в какую-то отдельную технологию и остановка на уровне ведущего программиста или системного архитектора. По уровню оплаты труда эти специализации явно отстают от управленческих позиций, хотя требуют очень большого опыта и подготовки. Индустрии информационных технологий свойственна особая динамичность. Версии и среда разработки меняются раз в два-три года достаточно радикально, и традиционное академическое образование просто не в состоянии выдержать темп этих гонок, поэтому на сцену выходят альтернативное образование, обучение и сертификация вендоров. По мнению Майкла Грэхема и многих его коллег, компании сейчас должны уделять первостепенное внимание вопросу ИТ-тренингов. Считается, что переподготовка ИТ-персонала для работы с новыми технологиями требует значительного количества времени и денег. Но обучение собственного штата - это беспроигрышный вариант. Сотрудники с легкостью осваивают новые знания и быстро замещают вакантные должности. Когда возникает необходимость в дополнительном обучении, некоторые компании прибегают к практике «панического» тренинга и посылают на курсы целые группы сотрудников, чтобы скорее справиться с возникшей проблемой. В таких случаях часто применяют онлайновое обучение. Возможно, это происходит в силу восприятия онлайновых методов как быстрого, простого способа приобретения новых знаний и потому, что им можно воспользоваться в любое время, в любом месте. Но, говоря об актуальном и качественном обучении, максимально приближающем квалификацию специалиста к требованиям компаний, следует указать на необходимость более тесного сотрудничества консалтинговых фирм, учебных центров, агентств по найму персонала и кадровых служб самих промышленных предприятий. В современной модели взаимодействия между ними значительная часть ресурсов тратится на то, чтобы удовлетворить многочисленным имиджевым критериям. Это приводит в целом к снижению эффективности обучения, найма и даже консалтинга. Кроме того, решения о повышении квалификации сотрудников часто принимаются представителями отделов «human resources» компаний на основе общего представления об имеющихся задачах и возможностей той или иной учебной организации. В результате компании переплачивают за «гарантии» квалификации специалистов, получают обобщенные, но менее эффективные бизнес-процессы, и, в конечном счете, теряют часть своей прибыли. Поэтому большинство аналитиков сходится на том, что сегодня ни одна из систем ИТ-образования не обладает необходимыми свойствами. У вузов есть репутация, но нет эффективного механизма отслеживания потребностей рынка труда. У учебных центров есть эффективные средства для обеспечения текущих потребностей компаний в виде краткосрочных курсов, но для обеспечения достаточного доверия к своим программам они вынуждены продвигать в основном авторизованные курсы. У компаний - лидеров рынка есть собственные учебные центры и хорошие авторские курсы, но они позволяют взглянуть на ИТ-образование только с одной стороны: через призму авторских стратегий и концепций. Какой симбиоз этих учебных структур приведет к появлению ИТ-обучения нового поколения, сказать пока сложно. (По материалам корпорации Cisco, агентства CNews, портала Trainings.ru) Статистика кадрового дефицита
(Источники: http://Trainings.ru, http://CNews.ru, http://Сybersecurity.ru, http://ZDNet.ru, http://Eurostudy.ru)
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=7673 |