Интернет с русским размахом

Анастасия Малахова

Хотя в России активных интернет-пользователей гораздо меньше, чем в развитых странах, зато их приверженность Сети бьет все рекорды. Итак, чем российский онлайн-пользователь отличается от иностранного? Во-первых, россияне более лояльны и больше вовлечены в виртуальную жизнь.  Российские пользователи больше общаются в Сети, чем в реальности, - 65% против 23% в других странах.

Во-вторых, нас совершенно не волнует, что активное присутствие в Сети вредит нашему общению в реальной жизни, - 52% респондентов в России не согласны с этим утверждением. В других странах - 24%.

В-третьих, в Сети мы менее подозрительны и не особенно ожидаем от интернета реализации собственного «я». Например, мы вполне спокойно относимся к тем, кто создает фантастические образы в виртуальном мире, - 41% Россия, 19% остальные страны.

Что именно нас интересует в интернете? Во всех странах лидируют программы обмена сообщениями. Исключение составляет Япония, где лидером по посещаемости являются социальные сети. Российские пользователи менее активно заходят в социальные сети (такие как My Space), зато активны в блогах, чаще посещают сайты знакомств, играют в виртуальные онлайн-игры. Заменой социальных сетей сегодня в России являются блоги. «Они дают больший простор для самовыражения и творчества, но при этом требуют постоянного участия», - говорится в исследовании.

Меньшее внимание к социальным сетям исследователи объясняют небольшим количеством русифицированных версий. Интернет в России только начинает использоваться для поиска старых знакомых, налаживания связей и карьерных целей. В западных странах в целом размещение информации о себе в социальных сетях является залогом успешности. В России только 17% ответили, что они посещают социальные сети. Для сравнения, в других странах этот показатель - 40%.

В России больше, чем в других странах, выражено различие между реальной и виртуальной жизнью. Пользователям нравится, что в Сети у них нет никаких обязательств перед другими и они могут побыть наедине с собой, развлечься и отдохнуть. 53% утверждают, что посещают интернет ради того, чтобы развлечься и расслабиться. Только 18% россиян подтверждают, что их онлайн-друзья являются друзьями и в реальной жизни. В других странах этот показатель вдвое больше.

Самая ощутимая разница двух миров для нас проявляется в анонимности. 57% опрошенных чувствуют себя невидимыми в онлайне. Это позволяет им вести себя в Сети более раскрепощенно, быть властными, игривыми, легче соглашаться на авантюры.

40% россиян неискренни в виртуальном пространстве, в других странах этот показатель равен 28%.

Очень сильно различаются и юзерпики. Несмотря на пестроту образов, в некоторых странах прослеживаются тенденции по подходу к их созданию. Эти тенденции могут говорить о восприятии себя не только в виртуальном мире, но и в реальности. Россияне отличаются особым экстремизмом и стремлением к эпатажу по сравнению с иностранцами. У последних - в основном невинные животные или герои мультиков.

Знатоки  российской онлайн-среды поделились своими соображениями по поводу ситуации в русском интернете.

Как рассказала «Эксперту Online» кандидат психологических наук, доцент факультета журналистики МГУ Елена Пронина, действительно, если у человека есть проблемы в реальном общении, то виртуальный мир предоставляет возможность их компенсировать. С другой стороны, если виртуальный мир идет в дополнение к основному общению, то в этом ничего плохого нет. «Интернет, в том числе блоги, ЖЖ, позволяют реализовать личностные особенности, потенциал, дают возможность обсуждать с другими людьми разные события». Возникает вопрос, почему не обсуждать все это в реальности? «В интернете все гораздо проще - можно вообразить какую угодно реальность, не видеть глаз собеседника, говорить все что думаешь. В реальности все сложнее», - поясняет психолог. В каком-то смысле интернет - это побег от реальности, хотя одновременно и прорыв в другой мир. К тому же для личности это выход в публичную сферу. «Раньше ведь только известные люди могли размещать о себе информацию, а теперь любой желающий», - говорит Пронина.

В любом случае, по словам специалистов, распространенное утверждение «общение в интернете для закомплексованных» является большим заблуждением. «Это абсолютно неверно, на мой взгляд. Процент закомплексованных людей в онлайне точно такой же, как в реальной жизни. Да, интернет подразумевает анонимность, это позволяет ярче проявлять свои негативные черты, например хамить», - рассказал «Эксперту Online» президент службы знакомств «Мамба» Никита Шерман.

По его словам, именно в России постоянно боятся ограничения свободы, того, что завтра им не дадут написать в своих блогах все, что они думают. «Поэтому интернет сейчас - это своеобразный островок свободы. Россияне ценят его за те возможности, которые он им предоставляет», - заключает Шерман.

Погруженность с головой в онлайн-общение также объяснима. Русские в силу своего менталитета и в интернет-общении гиперактивны, говорит директор службы блогов компании Sup-Fabrik Антон Носик: «Для русского человека совершенно нормально иметь почту на «Яндексе», «Мэйле», «Гугле» и «Яху», пользоваться для чата одновременно «аськой», «гуглтоком», «агентом мыла» и еще каким-нибудь джаббером, читать и комментировать свой ЖЖ, чужие ЖЖ, автономные и англоязычные блоги. Не очень технически подкованная московская девушка, сидящая в «Мамбе», имеет обычай попробовать еще и «Дейтинг.ру», и «Лавплэнет».  Хотя, казалось бы, неужели ей мало 4,5 млн мужских анкет в «Мамбе»? Но вот есть это любопытство, тогда как на Западе крупнейший в мире портал АОЛ отстроился как раз на почве лени и нелюбопытства американского пользователя, который готов все сервисы получить от своего непосредственного провайдера и за его пределы носа не высовывать».

По словам Носика, тот вывод, что российские пользователи меньше поддерживают отношения со своими онлайн-друзьями в реальной жизни, не совсем верен. «Согласно исследованию, в России 18% пользователей знают в реальной жизни тех, с кем общаются онлайн, в других странах - 36%. Но у россиянина в среднем виртуальных  контактов 70, а у западного человека - 10−11», - возражает Носик.

Даже если русские и меньше стремятся знакомиться со своими онлайн-друзьями в реальности, то, по мнению Прониной, это только потому, что у русского человека и так друзей предостаточно. «Наши люди имеют гораздо больше связей, чем за границей. Поэтому у них виртуальные друзья идут в дополнение к реальным, им нет необходимости с ними знакомиться», - пояснила психолог «Эксперту Online».

Не согласны специалисты и с низким распространением в России социальных сетей. По словам Никиты Шермана,русскоязычные версии сейчас довольно распространены: «Социальная сеть - это то место, где люди общаются друг с другом. Сейчас это, например, «Одноклассники.ру», «Мир тесен», «Мой круг», drugme.ru. Вообще, интернет - это одна большая социальная сеть. ЖЖ - это тоже социальная сеть. Все эти сети преследуют одну цель - найти знакомых, будь то старых знакомых или новых, расширить деловые связи, устроиться на новую работу, найти партнера в личной жизни. Например, «Мамба» решает вопросы личной жизни».

Что касается последнего, то есть знакомств в интернете, то подобные сервисы сегодня бьют все рекорды по посещаемости. Это веяние времени: меняются времена - меняются и способы знакомства. «Раньше была сваха, теперь интернет. Человек вынужден использовать любые подручные средства. В интернете охват больше», - говорит Пронина. На Западе, по словам Шермана, все сайты знакомств небесплатны. У нас все наоборот - именно это и обеспечивает такие потоки желающих познакомиться. «Например, на «Мамбе» за последние полгода зарегистрировалось около 9 млн человек. В каждый отдельный момент на сайте присутствует около 56 тыс. человек. Общение - это необходимая потребность человека» - уверен Шерман.

Эпатирующие юзерпики также имеют свое объяснение. «Это потребность выделиться в толпе, иногда намеренная провокация. У нас нет общепризнанного национального визуального элемента, вокруг которого можно было бы строить культуру аватаров (как в Японии - аниме). Поэтому выражают себя кто во что горазд», - говорит Шерман. К тому же «виновата» психологическая ситуация в обществе, добавляет Пронина: «Мы находимся на этапе отрицания прежних табу, люди испытывают удовольствие переходить границы. Это характеристика психологического этапа».

По словам Елены Карачковой, руководителя проекта исследования в России BBDO Group, часто встречаемые ироничные аватары или любовь к блогам могут свидетельствовать об отдельных чертах российского менталитета, таких как склонность к самоиронии или постоянная потребность в самоанализе.

В целом же, по словам Шермана, интернет-пользователи по всему миру не сильно отличаются друг от друга. Сейчас портрет среднестатистического российского пользователя выглядит так: «Это нестарый, лет 30 человек с доходами не ниже среднего. Он более обеспечен, более благополучен, чем в среднем по стране. Интернет ведь стоит денег. В целом это несколько более продвинутая часть россиян. Однако дальше эта грань будет стираться», - констатирует Шерман.

Что касается любителей интернета по всему миру, то это обычные люди со своими ментальными, национальными особенностями, что проявляется в основном в общении, но не в глобальных интересах.

expert

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=7641