ИННОВАЦИИ: ЧТО МЕШАЕТ ПРОРЫВУ?

Сергей Симаранов, президент компании "Техноконсалт"

Вторая половина XX в. дала впечатляющие примеры инновационного развития. Послевоенная Япония обладала двумя ресурсами: сплоченной нацией и природной аккуратностью. Она добилась успеха, сконцентрировавшись на производстве сложной бытовой техники. Успехи Китая в последние 15 лет основаны прежде всего на капитализации дешевой, хорошо организованной неквалифицированной рабочей силы и благоприятного климата путем создания отверточных производств по западным технологиям.

Инновационный путь развития любой страны предполагает ее интеграцию в мировой инновационный рынок. Успеха в этом добиваются страны, максимально сконцентрировавшиеся на реализации своих конкурентных преимуществ. Для этого надо определить не столько технологические или производственные приоритеты, сколько свое место в технологическом цикле (от идеи до производства) с учетом международного разделения труда.

У России есть уникальные ресурсы, пока слабо задействованные. Это, во-первых, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, сосредоточенная в академических и прикладных институтах, предприятиях оборонного комплекса и сформировавшихся в 1990-х гг. малых инновационных предприятиях. Во-вторых, это удручающе плохо реализованный научно-технический потенциал. Он не является готовым товаром, но может быть использован для удовлетворения потребностей рынка.

Чтобы реализовать эти конкурентные преимущества на мировом рынке, надо найти перспективные рыночные ниши. Как нам кажется, это:

- мелкосерийное высокотехнологичное производство, требующее высокой доли квалифицированного ручного труда (военно-техническое сотрудничество, научное приборостроение). Наша продукция востребована там, где китайская не удовлетворяет по качеству, а европейская - по цене;

- исследовательские и конструкторские разработки (от возможности реализации идеи до ее прототипа в "железе"). Кроме выполняемых Индией заказов по программированию (на $6 млрд в год) есть биотехнологии, новые материалы, химия, где Россия может также преуспеть;

- оказание квалифицированных услуг. Пример - переработка отработанного ядерного топлива. Другой нишей может стать, например, рынок предклинических испытаний, объем которого также велик;

- продажа технологий. Это сложный рынок, на котором мы только учимся работать.

Российская наука могла бы быть высокодоходной отраслью экономики. Существует, однако, несколько препятствий, мешающих нам реализовывать конкурентные преимущества. Начинается инновационный процесс с разработчиков, которые просят у государства деньги на исследования - по их мнению, интересные. Лишь потом исследователи задумываются, кому нужны результаты их работы. Насколько эффективнее было бы, начинать инновационный процесс с изучения потребностей рынка.

В СССР практически единственным потребителем научной и научно-технической продукции было государство. У руководителей большинства НИИ нет опыта работы на рынке инноваций. Даже результаты, которых они добиваются за рубежом, по большей части характеризуют их как талантливых ученых, а не как эффективных менеджеров своих коллективов.

Государственные органы, контролирующие внешнеэкономическую деятельность, не заинтересованы в повышении конкурентоспособности научно-технических организаций. Запутанные, зачастую субъективные процедуры получения простых разрешений мешают международному сотрудничеству или делают его экономически неэффективным.

Инфраструктурные организации, профессионально работающие на инновационном рынке, - в основном небольшие компании. Им трудно реализовывать крупные проекты. Слабость таких организаций ведет к снижению стоимости российских технологий и их инвестиционной привлекательности.

Получается, что инновационному сектору сегодня нужна от государства не финансовая, а активная организационная поддержка. Надо определить приоритеты государственной политики в использовании объектов интеллектуальной собственности: увеличение доли России на мировом инновационном рынке; защита прав государства на интеллектуальную собственность, созданную на его средства; создание рабочих мест в наукоградах; увеличение налоговых поступлений от коммерциализации научных результатов. Приоритеты определят стратегию и тактику участников инновационного рынка.

На базе уже существующих компаний с международным опытом работы на рынках технологий нужно создать крупные инновационно-маркетинговые центры для продвижения российской продукции. Эти центры вместе с госорганами, курирующими внешнеэкономическую деятельность, должны разработать механизмы расширения присутствия страны на мировом рынке, включая государственное лоббирование на внешних рынках.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=754