Россия: от экспорта ИТ-сырья к экспорту готового ПО
В 2006 г. в общем объеме российского экспорта ИТ-разработок доля готового ПО и решений выросла с 18 до 25%. Такие данные содержатся в исследовании ассоциации производителей ПО «Руссофт». Аналитики и участники рынка называют разные причины этой тенденции. Общий объем экспорта программного обеспечения и услуг по его разработке составил в России $1,5 млрд. Из них 25% пришлось на конечное ПО ($373,75 млн.), а остальное - на услуги аутсорсинга. «Рост вызван во многом тем, что для малого и среднего бизнеса рынок аутсорсинга постепенно закрывается, так как он захватывается большими компаниями, - считает президент «Руссофта» Валентин Макаров. - Поэтому естественно, что они начинают переходить в нишу разработки готового ПО». Согласно исследованию ассоциации, 55% всего экспорта разработок ПО обеспечили большие компании (более 120 человек), 10% - средние (от 35 до 120), 8% - малые (менее 35), 5% - университеты, 3% - неформальные объединения разработчиков и 19% - российские центры разработок ПО иностранных компаний (их доля посчитана на основе оценок на оплату труда российских программистов). Директор по развитию компании Digital Design Михаил Альперович одной из причин роста экспорта готового ПО назвал неуверенность потребителей в аутсорсерах. «Потребителей особенно нервирует то, что при заказной разработке даже у самой надежной и проверенной компании они покупают «кота в мешке», поэтому им психологически более комфортно приобретать готовый продукт, даже если он не полностью удовлетворяет их по качественным характеристикам», - заявил г-н Альперович. Г-н Макаров также отметил, что разработчикам ПО проще выходить на международные рынки, чем аутсорсерам, так как поддержка государства требуется в значительно меньшей степени. По его словам, это объясняется тем, что когда заказчик покупает услуги аутсорсинга, то, прежде всего, он покупает процесс. Поэтому страна, где находится аутсорсер, должна стремиться создавать себе положительный имидж, чтобы компании-разработчики выглядели более привлекательно. В случае же приобретения уже готового продукта ей все равно, где он сделан, - главное, чтобы он работал хорошо. Надо отметить, что у наиболее крупных российских экспортеров готового ПО и решений («Лаборатория Касперского», ABBYY, Spirit) основная доля продаж пришлась на зарубежные рынки. «Мировой рынок становится более зрелым, - говорит координатор Скандинавской группы Геннадий Смородин. - Спрос на готовые решения превышает спрос на услуги по их разработке, и за счет этого растет доля готового ПО. Также и российский рынок разработки ПО становится более зрелым - появляются идеи, которые становятся привлекательными для зарубежных заказчиков». Аналитики ИК «Финам» полагают, что значительная доля роста пришлась на продажи в странах СНГ, где востребован русскоязычный софт, и усилились тенденции по борьбе с пиратством. По их мнению, заметную долю на мировом рынке российские разработчики ПО получат, если войдут в состав западных корпораций. «Тогда они получат маркетинговые бюджеты для продвижения своих продуктов, в чем сейчас соревноваться с западными разработчиками они не могут», - уверены в «Финаме». Директор по маркетингу компании «Промт» Александр Андреев отметил, что в его компании рост продаж за рубежом в 2006 г. составил 30%, а в 2007 г. прогнозируется рост в 40%. Г-н Андреев рассказал CNews, что в данный момент существуют значительные сложности с экспортом готового коробочного ПО, связанные с таможенным оформлением и налогами. Поэтому сейчас все российские компании, продающие коробочное ПО за рубеж, там же имеют и центры тиражирования. По его мнению, если государство упростит процедуру вывоза ПО, то это еще больше простимулирует его экспорт.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=7062 |