Найти иголку в стоге сена
Юрий Аммосов
Mangrove Capital Partners - венчурный фонд, ставший легендой благодаря суперуспешной инвестиции в Skype. Сегодня этот законодатель европейской венчурной моды начал активно работать в России
В прихожей венчурного фонда ABRT, партнера Mangrove Capital Partners, корреспондент «Эксперта» столкнулся с двумя очень молодыми людьми - чуть за двадцать каждому. «Ребята из Бауманки пришли стартап показывать», - пояснил менеджер фонда. Разумеется, я поинтересовался, что за стартап придумали бауманцы. Когда выслушал ответ, сдержать недоумение мне не удалось: венчурному фонду только что презентовали поисковый сервер для локальных сетей. Быстро пересчитав в уме все продукты для локального поиска, а также продукты, которые могут быть к нему адаптированы, я задал только один вопрос: «А зачем еще один такой поисковик нужен?» В моих глазах попытка сделать У партнера Mangrove Марка Тулуза и его коллег Давида Вароквира и Ратмира Тимашева на сей счет, однако, совершенно иное мнение. Фонд, который инвестировал в Skype- Мы известны всему миру как фонд, который первым инвестировал в Skype, - рассказывает Марк Тулуз. - В Европе сейчас, может быть, около пяти первоклассных венчурных фондов ранней фазы. Mangrove один из них. Любой предприниматель, который ищет финансирование для стартапа, непременно обратится к нам, потому что все знают: это мы инвестировали в Skype. Благодаря этому у нас нет проблем с поиском сделок, мы видим практически все, что происходит в Европе. Skype, как известно, после запуска начал стремительно распространяться от пользователя к пользователю, и в итоге был в 2005 году продан Славы Mangrove добился по венчурным меркам очень быстро: фирма была создана в 2000 году и тогда же запустила свой первый фонд размером в 50 миллионов евро, инвестиции в Skype сделала в 2003 году, а выход - в 2005−м. Теперь Mangrove инвестирует свой второй по счету фонд размером в 150 миллионов евро. Часть этих инвестиций делается и в России. Mangrove работает только на ранней фазе. Применительно к компаниям это означает, что фонд старается быть первым внешним венчурным инвестором в компании. В Европе сделки в венчурный фонд плывут сами, но у нас бренд Mangrove еще практически не известен. Впервые Mangrove появился в новостях только несколько недель назад, на рубеже мая и июня, когда стало известно, что он совместно с русским фондом ABRT инвестировал в поисковую компанию Quintura. Впрочем, метод «мы вложились в Skype» работает и у нас. «Когда я пишу письмо интересующей меня русской компании, - говорит Давид Вароквир, отвечающий за российский сегмент фонда, - то всегда упоминаю, что мы инвестировали в Skype. Ответ приходит всегда очень быстро Как избавиться от тренияВ Skype фонд Mangrove инвестировал в 2003 году, меньше чем через год после того, как создатели печально известного файлообменного сервиса Kazaa Никлас Зеннстром и Янус Фриз задумали новый бизнес. Никакая из идей Зеннстрома и Фриза не была нова, наоборот, они раз за разом делали и делают то, что уже многократно делалось до них.
Всемирную славу Зеннстром снискал, выпустив на рынок файлообменную программу Kazaa, с программной точки зрения очень похожую на бесплатную программу Gnutella, а функционально - на Napster. Gnutella была доступна только Skype, так же как и Kazaa, использовал соединение - Да, Skype не выдумал звонки по интернету, - признает Марк Тулуз. - Но это и не требовалось. Инновация Skype была в другом: они сделали звонки, На вопрос, как можно рассчитывать на успех, фактически изобретая велосипед, Марк и Давид отвечают, что дело не в том, что делать, а в том, как делать. - Мы применяем к предпринимателям универсальные стандарты, - рассказывает Марк Тулуз. - А почему, - спрашиваю, - почти все, кто обсуждает Skype, обходят вниманием тот факт, что до создания Kazaa Никлас Зеннстром работал в отделе маркетинга альтернативного оператора Tele2? Никлас прекрасно знал, что делает, где слабые места мирового телекома, как надо работать, если ты раскручиваешь с нуля маленького оператора без мощной поддержки. Ведь Skype не столько технология, сколько альтернативный оператор связи, что не секрет. Разве это не имело для вас значения? ( Здесь мы и венчурные капиталисты обмениваемся долгими понимающими взглядами, как римские авгуры. ) - Это, конечно, имело значение, - подтверждает Тулуз, - но видение важнее. Есть и второй стандарт: предприниматель должен иметь готовность бороться долгое время, чтобы добиться глобального результата. Предприниматель должен быть смелым и упорным. Возьмем Якова Садчикова: мы инвестировали в его компанию Quintura, потому что он хочет ни больше ни меньше как одолеть Google. Зеннстром для Mangrove тоже пример предпринимателя, который важнее оригинальной - Допустим, что надо ставить глобальные цели. Но не сложно ли вам в таком случае работать в России? Нет ли у вас ощущения, что наш рынок страдает от маргинальности? Я не так давно был на конкурсе BIT 2007, и у меня осталось ощущение, что наши разработчики Ратмир Тимашев возражает:
- Я не согласен, на этом конкурсе было как минимум две очень интересные компании. Одна - Netapps, разработавшая инструменты для строительства Про Нунупарова мы не говорим: я слишком хорошо знаю эту компанию. «Электричество без батареек» Нунупарова - один из победителей Конкурса русских инноваций, который уже шестой год проводит наш журнал, обладатель - Да, - подводит итог Марк Тулуз, - грань между инновациями и воспроизведением очень тонка. В год мы финансируем примерно пять компаний, а перебираем полторы тысячи. Как найти суперпроектМетодика перебора компаний в Mangrove поставлена на поток. Всего существует четыре фазы отсева. Фонд инвестирует только в компании, которые занимаются интернетом, программированием или медийным бизнесом. Давид Вароквир уточняет: «медийный» не означает, что фонд может инвестировать в чисто контентный проект - Первой фазой, - объясняет Тулуз, - для нас является прочтение резюме проекта. Executive summary - это короткое общее описание, на одну или несколько страниц, где изложены все ключевые факты. Больше мы не читаем. Обычно 70 процентов проектов на этом и пролетают. Чтобы проект заинтересовал фонд, необходимо, чтобы его выбрал из общей кучи один из партнеров. Всего в Mangrove работают семь партнеров. Если у проекта появляется спонсор в лице одного из них, вторая фаза отсева - это внутреннее обсуждение. Партнер, который решил, что изложенная в резюме идея заслуживает поддержки, должен «продать» свой энтузиазм другому партнеру. После внутренних дискуссий процент отсева поднимается до 90% - две из трех компаний пролетают, после того как после обсуждения Если же несколько партнеров соглашаются, что компания стоит внимания, ее приглашают на очную презентацию. Партнеры могут побывать в компании, встретиться с предпринимателем, навести о нем, о продукте и о рынке первичные справки, но окончательное решение по этой фазе выносится коллегиально. Компания приезжает в Люксембург, Принято считать, что получить На выходе инвестиции получают 0,3% всех компаний, или пять за год. Одна из них за несколько лет оказывается тем самым Skype, который знают все, и вытягивает весь портфель. Таким образом, венчурный бизнес - сугубая статистика. В России Mangrove и ABRT тоже выстраивают сходную систему с поправкой на ситуацию. - Мы будем выстраивать в России наш бренд, - говорит Давид Вароквир. - Поэтому каждые несколько месяцев мы будем проводить «день стартапов»: собирать вместе несколько молодых компаний и целенаправленно с ними работать. - Идея «дня стартапов», - поясняет Ратмир Тимашев, - это проактивный поиск компаний. Компании и сами должны приходить в фонд, и мы должны их искать. Мы отбираем примерно 15 компаний, приглашаем в Москву, здесь они общаются с нами и делают для нас презентации. Из этого количества мы отбираем две или три, и они уже едут на презентацию в Люксембург. Это вам не Люксембург- Европа отстает от США, а Россия отстает от Европы, - говорит Марк Тулуз. - Мы хотим быть самыми первыми игроками в России и участвовать в формировании этого рынка. В России Mangrove видит два привлекающих момента. То, что Россия большая и уже не бедная страна, тоже на пользу инновационной активности.
- Есть несколько географических рынков, где быть большим - значит иметь деловой успех, - объясняют Марк Тулуз и Давид Вароквир. - Если из бизнеса не получится успешный глобальный игрок, должен получиться как минимум успешный страновой игрок. Есть страны, которые сами себе рынки. Например, США, где живет 300 миллионов человек, или Германия, чье население 90 миллионов. В России и русскоязычных странах живет 250 миллионов человек, и это тоже важнейший географический сегмент. Это не крошечный Люксембург. Мы все время смотрели на Индию и Китай, а потом задумались: почему же не на Россию? Она гораздо ближе, размер такой же немалый. Здесь можно строить замечательные бизнесы. Поэтому Mangrove не разделяет пессимизма многих венчурных фондов и наблюдателей в отношении того, найдется ли в стране достаточно хороших сделок для венчурных фондов. По словам партнеров, до создания партнерства Mangrove и ABRT они только приглядывались к рынку два года, но уже в ходе предварительного этапа рассмотрели сорок компаний, посетили десять и профинансировали одну - Quintura. За следующий год Давид Вароквир и Ратмир Тимашев планируют прочитать в России до двухсот резюме проектов. - Подводя итоги наших первых двух лет в России, - говорит Марк Тулуз, - мы довольны. Россия превосходит ожидания. Да, многие смеются над нами, когда узнают, что мы инвестировали в российскую компанию, но ключ к успеху - идти туда, куда другие инвесторы не ходят. Описывая свой фонд, партнеры Mangrove употребляют термин contrarian, который означает «инвестиции против господствующего тренда». Ратмир Тимашев выражается в адрес тех, кто инвестирует, «как сосед Вася», короче и резче: «лемминги». - Мы инвестировали в Quintura, потому что думаем, что положение в России меняется, но этого еще никто не понял, - говорит Марк Тулуз. - И будем инвестировать еще. К тому же это так близко к нашему дому.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=7048 |