Как стать венчурным капиталистом
Выпускники Физтеха Ратмир Тимашев и Андрей Баронов заработали больше $50 млн, продав созданную с нуля софтверную компанию Aelita Software своему главному американскому конкуренту. Теперь они создали венчурный фонд ABRT, который вкладывает деньги в инновационные российские проекты. "Я не знаю, блин, почему мы до сих пор не миллиардеры, - говорит Ратмир Тимашев, основатель венчурного фонда ABRT и президент компании Veeam Software. - Ведь мы были первыми в мире спамерами, первыми в мире интернет-торговцами, первой в мире платежной системой и, может быть, даже первыми в мире компьютерными шантажистами". Со своим партнером по бизнеcу Андреем Бароновым Тимашев познакомился летом 1985 г. в общежитии Московского физико-технического института: оба приехали переводиться из своих институтов. Тимашев - из Уфы, со второго курса Уфимского авиационного, Баронов - из Московского института электронной техники. Поступить в Физтех с первого раза ни тому ни другому не удалось. Баронова подвело зрение, Тимашев недобрал баллов. Но перевестись обоим удалось без проблем. Тимашев и Баронов вместе учились и вместе зарабатывали на жизнь. Сначала в стройотрядах, потом устроились на работу в один из первых в стране строительных кооперативов. "А на шестом курсе Физтеха мы уже начали сами объекты находить", - говорит Тимашев. Денег, заработанных за лето, хватало потом на весь год. К шестому курсу Тимашев купил и машину, и квартиру в Санкт-Петербурге. Раньше времениВ 1992 г. уже аспирант МФТИ Тимашев подал документы в несколько американских университетов. Из любопытства, а совсем не потому, что хотел быть ученым и в новой российской экономике места себе не находил, рассказывает он. Его приняли в Университет Огайо в провинциальном Коламбусе. Студенческая виза не давала права ни устроиться на работу, ни заниматься собственным делом. Свободным человеком он почувствовал себя лишь в 1995 г., когда его семья получила наконец право на жительство в США. Тимашев немедленно затеял собственный бизнес. Его российские друзья занимались сборкой компьютеров, а он стал поставлять им комплектующие: память, жесткие диски, графические платы. Ему удалось наладить прочные отношения с крупными американскими дистрибуторами - Ingram Micro, Merysell, Techdata. "Мы закупали примерно на $100 000 в месяц, - рассказывает Тимашев. - Дистрибуторы присылали нам каталог на несколько сот тысяч наименований". Эти каталоги и натолкнули Тимашева на идею интернет-магазина. "Тогда все журналы писали, что Интернет заменит собой почти все, даже в церковь можно будет не ходить", - рассказывает он. Для реализации своей "революционной идеи" Тимашеву понадобился компьютерный гений. И в очередной визит в Москву он позвал в Америку своего друга Баронова. Благодаря ему всего через несколько месяцев интернет-магазин благополучно заработал - намного раньше, чем знаменитый amazon.com. "Мы стартовали слишком рано", - уверен теперь Тимашев. В технологической отрасли это очень важно - в точку попасть: не слишком рано и не слишком поздно, говорит он. "Я-то сам первую покупку в Интернете сделал в 1999 г., а продавать пытался в 1996-м", - смеется Тимашев. "Красная кнопка"Единственное хорошее, что получилось из затеи с интернет-магазином, - Баронов выучил Windows NT, рассказывает Тимашев. И через полгода стал одним из лучших в мире знатоков этой платформы. Ну и нашел в ней, конечно, несколько дыр. А потом Баронов втихаря написал маленькую программку - "крэкалку" - и выложил ее в Интернет. Все, что умела делать эта программа, - вскрывать пароли на удаленных компьютерах под управлением Windows NT. Буквально за одну ночь ее скачало больше людей, чем было посетителей у интернет-магазина, который приходилось рекламировать по всей Сети. Почему бы не попытаться эту программу продавать, подумали предприниматели. Но позиционировать ее нужно не как "крэкалку", а как продукт, проверяющий силу защиты пароля, предложил Тимашев. С тех пор они так и работали в тандеме. Баронов писал программы, Тимашев придумывал, как их рекламировать и продавать. Одним из промежуточных результатов стал пакет, который предприниматели назвали "Красная кнопка", или Red Button. Программа использовала слабые места в защите Windows NT и позволяла владельцу получить доступ с правами администратора к любому компьютеру в сети. Пара других утилит эту проблему устраняли. Предприниматели предложили Microsoft исправить обнаруженную ими дыру, но та должна была рассказать своим клиентам, что и как было исправлено, и публично поблагодарить Баронова и Тимашева. Корпорация ответила отказом. Ее представители предложили Баронову и Тимашеву просто поработать консультантами. Те запросили $30 000 и еще раз получили отказ. "Тогда мы выложили "Красную кнопку" в Интернет. Еще через пару дней, 2 апреля 1997 г., они выпустили на рынок две утилиты, устраняющие угрозу Red Button. Юность "Аэлиты"Именно 2 апреля 1997 г. Тимашев и Баронов считают днем рождения своего пока основного достижения - компании Aelita Software. За 1997 г. им удалось напродавать утилит на $200 000, в 1998-м - на 1,5 млн. "Мы научились выпускать на рынок хорошие программные продукты. Баронов стал одним из лучших в мире программистов, а я стал классным маркетологом", - говорит Тимашев. А потом начался интернет-бум, и любому американцу, написавшему полпрограммы на бейсике, тут же предлагали зарплату от $50 000 в год. Поэтому Баронов перебрался в Санкт-Петербург и создал подразделение разработки, а Тимашев остался в США с группой продавцов и маркетологов. В 2002 г. в Aelita Software появились сторонние инвесторы. "Мы привлекли их не из-за денег, - говорит Тимашев. - Наш годовой оборот тогда превышал $15 млн, а в банке лежало $8 млн наличных". Предпринимателям нужны были три вещи, рассказывает он. Во-первых, они хотели поставить на бизнес своеобразный знак качества. Во-вторых, нужен был сторонний взгляд. В-третьих, хотелось расширить связи в отрасли. Для всех этих целей фонд Insight Venture Partners подходил идеально. Скотт Максвелл, в то время операционный директор Insight Venture Partners, а ныне управляющий партнер венчурного фонда Open View Ventures, познакомился с Тимашевым в конце 2001 г. "Мы искали объекты для инвестиций и связались с создателями Aelita Software", - рассказал Максвелл. Aelita Software получила $10 млн в обмен на чуть больше трети акций. К 2004 г. Aelita Software оттеснила двух своих ближайших конкурентов и вплотную приблизилась к лидеру сегмента - компании Quest Software. Но в Aelita работало 300 программистов в Москве и Санкт-Петербурге, а в Quest - всего 100 человек в Канаде. Aelita делала больше программных продуктов и быстрее выпускала их на рынок. "Нас купили, потому что боялись, что мы их опередим", - говорит Тимашев. В 2004 г. недавние конкуренты ударили по рукам: Aelita Software была продана за $115 млн. Insight получил $47 млн. "Разумный возврат на инвестиции, - говорит Максвелл. - В среднем, компании, в которые мы вкладывали, приносили нам пятикратный возврат. В данном случае коэффициент составил 4,7". Баронову и Тимашеву досталось около половины всей суммы ($57,5 млн). Примерно год Тимашев проработал в компании Quest. А потом отправился в свободное плавание. Его новое увлечение - небольшой венчурный фонд, названный по первым буквам имен создателей ABRT. "Мы многому научились у Insight и хотели бы работать по их принципам, т. е. отыскивать в России софтверные компании в стадии роста, помогать им деньгами и советом, а потом находить для них стратегического инвестора", - говорит он. По образу и подобиюПоэтому первым делом Тимашев и Баронов начали искать компании, бизнес-модель которых похожа на Aelita Software. Другими словами, программный продукт должен разрабатываться в России, но быть конкурентоспособным на мировом рынке. Суммарный объем фонда ABRT - около $10 млн. Примерно половина уже вложена, рассказывает он. В портфеле фонда в основном софтверные компании - Acronis, InvisibleCRM, Amust Software, Veeam Software. Последние две были созданы самими Тимашевым и Бароновым. Но есть и поисковая система нового поколения Quintura, и социальная сеть на базе мобильной связи. Яков Садчиков, президент Quintura, познакомился с Тимашевым летом 2005 г. "Я отправил ему презентацию, и на первой же встрече мы нашли общий язык, - говорит Садчиков. - Через месяц мы съездили в Санкт-Петербург к Баронову и тогда же ударили по рукам". "Мы вкладываем собственные деньги, поэтому и решения принимаем быстро", - говорит Тимашев. Фонд ABRT стал первым внешним инвестором проекта, рассказывает Садчиков. Но менее чем через год пришла помощь с Запада. В 2006 г. визуальный поисковый сервис Quintura поддержал венчурный фонд Mangrove Capital Partners, знаменитый успешными инвестициями в Skype. Баронов и Тимашев в общей сложности вложили в Quintura $0,5 млн, отмечают участники сделки. Говорить об отдаче пока рано. Мы верим в успех, но только года через три станет ясно, каков его размер, говорит Садчиков. "К счастью, у нас понимающие инвесторы", - отмечает он. Тимашев считает, что на 80% судьба проекта будет решена уже через год. В международной практике нижняя граница размера венчурного фонда - $100-150 млн, говорит Илья Балашов, заместитель директора департамента альтернативных инвестиций "Альянс Росно Управление активами". Чтобы быть успешным, фонду недостаточно поддерживать 3-4 проекта. Ведь заранее понятно, что не все проекты будут успешны. Если же проектов 10-15, то начинает работать статистика и успешные проекты могут уравновесить неудачные, отмечает он. Еще одно возможное препятствие на пути венчурных капиталистов в России - дефицит людей, способных сформулировать бизнес-идею и довести ее до логического завершения, считает Балашов. Дело вовсе не в бизнес-идеях, убежден Аммосов из Минэкономразвития. Дело в том, что успех не делается в вакууме. В США есть вся необходимая инфраструктура: "бизнес-ангелы", венчурные капиталисты, сообщества предпринимателей, спрос на продукцию предпринимательских фирм, различные варианты выхода из инвестиций. В России ничего подобного пока нет, заключает Аммосов.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=6937 |