Билла Гейтса выгоняют из "Офиса"

Игорь Королев

Билла Гейтса выгоняют из "Офиса"

Не иначе как революцией называют эксперты выпуск самой популярной в мире поисковой службой Google собственного офисного пакета - базового набора основных компьютерных программ, необходимых для любого пользователя.

Ожидается, что данный продукт серьезно потеснит позиции корпорации Microsoft, в течение 10 лет занимающей монопольное положение на мировом рынке офисного программного обеспечения. Однако интерес российских пользователей к предложению Google не будет столь значительным: как это ни парадоксально, но в России главными лоббистами империи Билла Гейтса являются компьютерные пираты.

Бесплатная страница

Начинавшийся в 1996 году исследовательский проект двух студентов Стэнфордского университета на сегодняшний день превратился в компанию Google, оцениваемую в 140 млн долларов и владеющую самой популярной поисковой системой в интернете. Но основатели компании - Лэрри Пейдж и американец российского происхождения Сергей Брин - решили не останавливаться на достигнутом и бросили вызов богатейшему в мире человеку Биллу Гейтсу и его корпорации Microsoft, рыночная стоимость которой составляет сейчас 280 млрд долл. Недавно Google представила собственный пакет офисных программ Google Docs, по своей функциональности аналогичный известному пакету Microsoft Office, которому в данном сегменте рынка принадлежит сейчас 95-процентная доля. Однако в отличие от Microsoft Office и вообще от обычных компьютерных программ Google Docs не нужно ни покупать, ни устанавливать на свой компьютер. С точки зрения пользователя, программа от Google является интернет-страницей, зарегистрировавшись на которой, можно получить в свое распоряжение текстовый редактор (аналог программы Word от Microsoft), редактор электронных таблиц (аналог Excel), календарь и электронную почту.

Google Docs поддерживает весь базовый набор функций, используемых в офисном программном обеспечении, включая коллективную работу над документами несколькими пользователями. Документы можно сохранять как в привычных файлах Word и Excel, так и хранить на сервере Google - последний вариант будет особенно удобен для тех, кому приходится переносить документы с одного компьютера на другой. Но главная особенность Google Docs - за его использование не требуется платить денег, поскольку Google намерен зарабатывать на рекламе, показываемой его пользователям. В то же время продукт от Microsoft стоит от 300 до 600 долларов в зависимости от комплектации. С учетом еще и того, что ежемесячная аудитория Google составляет 450 млн человек - это сопоставимо с числом пользователей Microsoft Office - в компьютерном мире заговорили о появлении серьезной опасности для империи Билла Гейтса. О переходе на использование Google Docs уже объявили ряд крупных иностранных компаний, например, Procter&Gamble и General Electric.

Потери Microsoft от новой инициативы Google могут быть достаточно чувствительными: так, в 2005 году из 14,5 млрд долларов операционной прибыли корпорации более половины - 7,9 млрд принесли как раз продажи офисного пакета.

Низвержение королей

Инициатива Google имеет все шансы для того, чтобы изменить вообще все представления о современном программном обеспечении. "Идея компьютерных приложений, неразрывно связанных с интернет-страницами, достаточно симпатична. Налицо тенденция, когда с каждым годом личное пространство пользователя все больше "переезжает" с локального компьютера в интернет, - отмечает директор по связям с общественностью интернет-портала Mail.ru Анна Артамонова. - Люди становятся все более мобильными, но хотят иметь доступ к своим архивам в любом месте с любого терминала. Также очень важна возможность групповой работы, которая не зависит от физического местонахождения членов группы".

"Безусловно, Google совершил революцию, но революция, как известно, низвергает королей, - предостерегает президент LETA IT-company Александр Чачава. - Самый известный пример - корпорация IBM, которая, по сути, создав рынок персональных компьютеров, затем потеряла на нем свое лидерство, а недавно вообще распрощалась с этим рынком. В случае с Google нельзя исключать, что его примеру последуют другие игроки, в том числе и сама корпорация Microsoft, которая также смотрит в сторону превращения программ в интернет-сервисы".

В России Google также известен: по количеству поисковых запросов он уступает лишь "Яндексу", поэтому неудивительно, что Google уже выпустил русскую версию своего офисного пакета. К тому же тем, кто не имеет собственного компьютера и выходит во Всемирную паутину из интернет-кафе, компьютерных классов и других общественных мест (а таковых немало, ведь на 140 млн жителей России приходится лишь 23 млн персональных компьютеров), особенно должны пригодиться вышеупомянутые особенности Google.

Однако эксперты указывают, что в России перспективы Google не столь радужны, как за рубежом. "Главным сдерживающим фактором для распространения Google в России является стойкая традиция использования пиратского программного обеспечения, на искоренение которой уйдут еще долгие годы", - отмечает Анна Артамонова. По статистике 80-90% от продаваемых в России продуктов Microsot приходится на нелегальные копии, покупатели которых платят за них минимальную стоимость, и основное преимущество Google Office - цена - им неинтересно.

"Пользователи не будут переходить на офис от Google только ради того, чтобы перестать использовать пиратское программное обеспечение", - констатирует председатель совета директоров компании ABBYY Давид Ян.

Досье МН

СПРАВКА

Все начиналось с "Лексикона"

Нынешняя гегемония продуктов корпорации Microsoft сложилась сравнительно недавно - во второй половине 90-х годов. До того стандартом в области работы с текстом де-факто была программа WordPerfect (несколько раз сменившая своих издателей, но выпускающаяся и по сей день), а в области обработки электронных таблиц - ныне снятая с производства программа "1-2-3".

Хотя в то время - в конце 80-х - начале 90-х годов - персональные компьютеры уже начали распространяться в СССР, но западные производители программного обеспечения еще не интересовались данным рынком. В этих условиях такое же монопольное положение, как сейчас занимает Microsoft Word, получила программа "Лексикон". Создана она была в Вычислительном центре Академии наук СССР коллективом программистов во главе с Евгением Веселовым, причем изначально она задумывалась авторами исключительно для собственных нужд. В разработке "Лексикона" приняла участие и тогдашняя студентка Веселова Ольга Дергунова, известная сейчас как бессменный руководитель российского представительства Microsoft.

Продукт получил всенародное признание. Причина была проста - только установив "Лексикон", пользователь мог корректно работать с русским языком, не прибегая к сложным техническим приемам. С началом перестройки предпринималось сразу четыре попытки поставить "Лексикон" на коммерческие рельсы. Причем в 1998 году на базе "Лексикона" был даже создан пакет офисных программ "Русский офис", в который были добавлены редактор электронных таблиц, программа для подсчета личных финансов, программа для восстановления написанных по-русски электронных писем.

Но и "Русский офис", и предшествовавшие ему коммерческие версии "Лексикона" так и не стали национальным продуктом: виной тому было и пиратство, и нарастающее влияние корпорации Microsoft.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=6824