Россия спасает CeBIT

Официально открылась крупнейшая в мире IT-выставка CeBIT. Число ее участников уменьшилось, но российских компаний приехало в Ганновер больше, чем когда-либо.

На этом фоне Мининформсвязи сделало слишком оптимистичный прогноз развития нашей IT-отрасли. Скорее всего, на мировых рынках в будущем будут властвовать китайцы.

В этом году CeBIT, который проходит в Ганновере уже в 21 раз, имеет особое значение для России - страна получила статус официального партнера выставки, и на CeBIT будет продемонстрирована продукция почти 160 отечественных компаний. Например, в Ганновере представлены «Связьинвест», «Ростелеком», «Мегафон», «Лаборатория Касперского», «Ситроникс» и другие компании.

Российскую экспозицию посетила канцлер Германии Ангела Меркель - ей рассказали о том, как в России будет развиваться система технопарков. После чего состоялась пресс-конференция министра связи и информационных технологий России Леонида Реймана. Он подчеркнул, что отечественная инфокоммуникационная отрасль - одна из самых быстрорастущих в мире, приводит слова министра агентство ПРАЙМ-ТАСС. По данным Реймана, объем российского IT-рынка в 2006 году увеличился на 17% по сравнению с 2005 годом - до $13,6 млрд. Министр также подтвердил свой прогноз, сделанный в июне 2006 года, согласно которому, объем IT-рынка России к 2010 году составит около $40 млрд.

Эксперты пока осторожно комментируют эти прогнозы. Например, по мнению старшего консультанта агентства J’son & Partners Александра Андрюшина, цифра в $40 млрд завышена. Чтобы достичь заявленных результатов, ежегодный прирост объема рынка должен составлять 31% против прошлогодних 17%, рассуждает аналитик. Для такого развития необходимы новые идеи, которые будут способствовать росту рынка и притоку иностранных инвестиций.

Роберт Фариш, региональный директор агентства IDC по России и странам СНГ, тоже считает прогноз Реймана чересчур оптимистичным. «Российский рынок IT уже растёт быстрее почти всех сравнимых с ним по размерам, и мы не думаем, что в ближайшем будущем темп роста так сильно ускорится», - прогнозирует Фариш. Константин Анкилов, старший консультант iKS-Consulting, более осторожен в оценках. Он считает, что на $40 млрд можно будет выйти при соблюдении двух условий. Во-первых, следует и в дальнейшем активно стимулировать рынки IT-услуг и разработки программного обеспечения, так как у них самый высокий показатель роста в IT-сфере. Во-вторых, необходимо соответственно развивать спрос. Анкилов отмечает, что отсутствие доверия потребителей к провайдерам IT-услуг может стать главным фактором сдерживания роста рынка.

Следует отметить, что хотя российское представительство на выставке растет, CeBIT переживает не лучшие времена: с 2001 года количество ее посетителей снижается. Кроме того, в 2007 году от участия в CeBIT отказались такие гиганты IT-индустрии, как Nokia, Motorola и Lenovo. В прошлом году так же поступили Canon и Philips, еще раньше - Apple Computer. Всего количество участников CeBIT по сравнению с 2006 годом сократилось на 4%, а арендуемые площади - на 10%.

Тем не менее, организаторы полагают, что выставку посетят около 434 тыс. человек - примерно столько же, сколько в 2006 году.

В связи с тем, что интерес к выставке снижается, организатор CeBIT компания Deutsche Messe AG объявила об изменении формата мероприятия в 2008 году. CeBIT теперь будет больше ориентирован на бизнес, чем на конечного потребителя. Также организаторы обещают уделять повышенное внимание инновационным технологиям, а не готовым решениям. Срок проведения выставки будет сокращен с семи до шести дней.

«Газета.Ru» расспросила представителей российских компаний о том, что они надеются выиграть от участия в CeBIT. Вице-президент по связям с общественностью «Ситроникса» Елена Санарова считает, что CeBIT - это хорошая возможность найти новых партнеров. Директор по связям с общественностью ОАО «Мегафон» Андрей Климов полагает, что выставка позволит компании ближе познакомиться с технологиями европейских провайдеров сотовой связи, прежде всего, в области услуг связи третьего поколения (3G).

Интерес российских компаний к выставке понятен - нашим «айтишникам» нужно становиться частью глобального высокотехнологического рынка. Однако этот рынок сейчас явно стоит на пороге серьезных перемен и мировые компании пытаются найти на нем новое место.

Видимо, и с этим связан уход ряда крупных компаний с ганноверской выставки. Например, о причинах отказа Nokia и Motorola от участия в CeBIT известно мало. Можно лишь отметить, что они сделали выбор в пользу более специализированной барселонской 3GSM, нацеленной на демонстрацию перспектив сотовой связи. Немецкая Die Welt со ссылкой на пресс-секретаря Deutsche Messe AG пишет, что руководство этих компаний «пересмотрело маркетинговую стратегию». Представитель Lenovo был более точен в выражениях, его цитирует online-издание CNET News: «Мы сосредоточили силы... на маркетинговых акциях, которые дают прямой возврат инвестиций».

Правда, о недостатках CeBIT никто из бывших участников выставки не распространяется, зато кое-что говорят сами организаторы. По словам Эрнста Рауэ, представителя совета директоров компании-организатора CeBIT, основные проблемы выставки - в высоких ценах и в отсутствии единой концепции.

Вполне возможно, увеличение числа представителей новых рынков (например, той же России) на выставке может в будущем изменить ее направленность и она станет плацдармом выхода новых игроков на глобальный рынок. Правда, в этом, скорее всего, преуспеют китайские компании - их давление на старых игроков является основной тенденцией развития IT-отрасли. Это тоже подтверждает нынешний CeBIT.


Источник: Газета.Ру 

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=6748