Светлое электронное прошлое

Цифровое общество, о котором так долго говорили футурологи, становится реальностью

 

Главная российская выставка в области ИКТ - «ИнфоКом-2006» лишний раз подтвердила, что для информационных технологий нет географических преград.Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Главная российская выставка в области ИКТ - «ИнфоКом-2006» лишний раз подтвердила, что для информационных технологий нет географических преград.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

«Профессор математики Корн прислал из Мюнхена одному из профессоров Петербургского университета свою фотокарточку, снятую через посредство телеграфа. Карточка отчетлива и прекрасна». Эта заметка была напечатана в газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 17 ноября 1906 г. То есть чуть больше ста лет назад. Технических подробностей в заметке не приводится, но, согласитесь, все это очень напоминает рутинную сегодня процедуру обмена мультимедийной информацией в компьютерных сетях. Так что воистину будущее - это хорошо забытое прошлое. Может быть, с этой даты и надо вести отсчет рождения цифровых технологий?

Как бы там ни было, но минувший, 2006 год дал обильную статистическую информацию, которая лишний раз подтверждает взрывоподобную динамику развития информационных технологий. Электронно-цифровое общество, о котором так долго говорили футурологи, становится действительно реальностью. По крайней мере, элементная база этого общества создается потрясающими темпами…

В прогнозе Ассоциации производителей полупроводников (SIA), например, отмечается, что в 2006 году мировой рост продаж всех типов полупроводников составит 7,9%; в абсолютных показателях - 245 млрд. долларов. При этом, надо отметить, что мировой рынок полупроводников поставил в 2005 году рекорд - 227,5 млрд. долларов (аналогичные показатели за 2004 год были превышены на 6,8%, сообщает Computer Business Review Online).

Чтобы оценить масштабы происходящих перемен, порой приходится даже переходить на совершенно несвойственные ИТ-отрасли единицы измерений (для наглядности). Так, по данным Displaysearch, за минувший год в мире выпущено 42,8 млн. квадратных метров плоских телевизоров. Это сравнимо с площадью 5711 футбольных полей или городского квартала с населением в 25 тыс. человек. И это тоже - мировой рекорд производительности. За счет бурного роста рынка плоских телевизоров объемы производства панелей в 2006 году выросли на 12% (до 3,6 млрд. штук).

Как говорил один легендарный литературный герой, «если в стране ходят какие-то денежные знаки, значит, должны быть люди, у которых их очень много». Фактически в этих словах Остап Бендер выразил один из фундаментальных законов современного мира - закон неравномерности развития. Его вполне можно распространить и на сферу ИТ-технологий. Ничего удивительного, что сегодня появляются не только отдельные индивиды, но и целые нации с экстремально высокими показателями потребления электронных благ.

Так, по данным исследования, проведенного аналитической компанией GfK Marketing Service, жители Великобритании являются обладателями электронных устройств на сумму в 95 млрд. фунтов стерлингов (около 180 млрд. долларов США; напомню, что в 2006 году всех типов полупроводников было произведено на сумму 245 млрд. долларов). В среднем каждая британская семья владеет приборами, совокупность стоимости которых достигает 7,5 тыс. долларов, сообщает газета Guardian. Исследователи отметили, что совокупная стоимость находящейся в распоряжении британцев электроники выросла за последние 3 года на 5,6 млрд. долларов. Кстати, самыми дорогими электронными устройствами в британских семьях считаются плоские телевизоры, на которые жители этой страны тратят в среднем полторы тысячи долларов…

«Глобальный тренд заключается в том, что информационная экономика подключает к своей сети тех, кто представляется для нее ценным (тем самым придавая им дополнительную ценность), но отключает тех, кто для нее не имеет ценности (тем самым еще более уменьшая их шансы обрести какую-то ценность). Это приводит к усилению социальной несправедливости в форме неравенства доходов, поляризации общества и нищеты», - отмечают известные социологи Мануэль Кастелс и Пека Химанен. Характерный пример проявления процессов включения/отключения: в одном только Токио сегодня столько же телефонных номеров, сколько во все Африке.

Несомненно, этот «цифровой разрыв» (digital divide) - один из главных вызовов развитию всей современной цивилизации. Впрочем, похоже, пока не исчерпан полностью потенциал и такого варианта.

По данным отчета компании Wireless Intelligence о количестве абонентов сотовой связи в мире, их число превысило в прошлом году 2,5 млрд. человек. Только за последний год количество новых подключений составило 484 млн. При этом более 40% из этого числа составляют абоненты Азиатско-Тихоокеанского региона. Еще 30% добавили вместе Латинская Америка и Восточная Европа. В лидерах по количеству новых соединений за год оказалась и Россия. Она заняла третью строчку после Китая и Индии. В десятку также вошли США, Пакистан, Украина, Бразилия, Индонезия, Нигерия и Бангладеш. На эти страны приходится более половины роста.

Заметим, что мобильной связи понадобилось 20 лет на достижение рубежа в 1 млрд. соединений и 3 года для увеличения этого показателя в два раза. По данным Wireless Intelligence, общее количество абонентов в мире увеличится до 3 млрд. менее чем за 2,5 года.

Дело дошло до парадоксальных, на первый взгляд, вещей. В Германии 14 августа 2006 года было объявлено о том, что количество абонентов сотовой связи впервые превысило число жителей страны. В этой стране в обороте находятся почти 83 млн. сим-карт, тогда как население составляет 82 млн. человек. И ФРГ далеко не первая страна, где количество действующих сим-карт превысило число жителей. Например, в той же Великобритании, Швеции или Италии это произошло уже несколько лет назад. Перешагнула этот символический рубеж в минувшем году и Россия: в октябре 2006 года количество эмитированных сим-карт стало на 1% больше, чем списочный состав населения Российской Федерации. В Западной Европе этот психологический барьер остался непреодоленным только во Франции, Бельгии и Дании.

По мнению специалистов, которое приводит Deutsche Welle, к концу 2006 года примерно в 40 странах мира проникновение мобильной связи, то есть соотношение количества сим-карт к численности населения, превысило 100%. На практике же это означает, что в этих государствах мобильными телефонами реально пользуются от 80 до 85% населения.

Ничего удивительного, что на этом фоне переживает бум, напоминающий эйфорию, индустрия производства мобильных телефонов. Агентство NEWSru.com приводит мнение японских экспертов: объем продаж мобильных телефонов во всем мире превысил отметку в один миллиард трубок. По данным компании Nokia, в первом полугодии 2006 года было продано 450 млн. сотовых телефонов, что на 26% больше объема продаж за первые 6 месяцев предыдущего года.

Ведущая японская экономическая газета Nihon Keizai полагает, что бум в отрасли будет продолжаться по меньшей мере до 2008 года, когда число пользователей мобильных телефонов в мире, по прогнозам, достигнет 3 млрд. человек. Причем этот рост будет связан с двумя факторами. Во-первых, в странах с новыми растущими рынками, в первую очередь в Китае и Индии, пользователи активно переходят на телефоны третьего поколения, обеспечивающие выход в интернет и позволяющие быстро передавать значительные объемы информации. Во-вторых, в индустриально развитых странах, в свою очередь, бум будет сохраняться за счет желания пользователей обзавестись мобильными телефонами, с помощью которых можно смотреть телевизионные программы.

В общем, видимо, недаром известный итальянский публицист, депутат Европарламента Джульетто Кьезе заявил: «Культура изменила свое имя - теперь ее зовут информация».

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=6708