Расследование CNews: чем аукнется "дело Поносова"
Михаил Рамендик
CNews стал первым федеральным изданием, вынесшим "дело Поносова" на всеобщее обсуждение. Мы продолжаем раскрытие этой темы. Вслед за эксклюзивным интервью с Ольгой Дергуновой - собственное расследование CNews: попытка отыскать истоки и последствия "дела Поносова". Есть вероятность, что оно станет катализатором глобального изменения подхода к обучению компьютерной грамотности в целом. Напомним суть. В селе Сепыч Верещагинского района Пермского края в 2005 году построили новый корпус школы и завезли оборудование для компьютерного класса. К счастью, для нашей страны это событие в общем-то рядовое, можно было бы только радоваться компьютерным успехам учеников. Но в мае 2006 года в школу нагрянула прокурорская проверка. Компьютеры были внимательно обследованы - и обнаружилось, что операционная система Microsoft Windows и пакет Microsoft Office установлены нелицензионные. Работники школы удивились - ведь компьютеры были приобретены вполне честно, и программы на них уже стояли. Но прокуратуру так просто не уговоришь, и вскоре по данному факту было возбуждено уголовное дело. Правда, по сообщениям пермских СМИ, сначала к школе претензий вроде бы не было, но в ноябре неожиданно было предъявлено уголовное обвинение ее директору - Александру Поносову (это преступление по действующей классификации - средней тяжести, примерно как причинение тяжкого вреда здоровью).
Незадолго до наступления нового 2007 года информация о "деле Поносова" оказалась на одном из форумов Рунета, а затем и в СМИ. Многие, похоже, сочли виновником атаки на школу корпорацию Microsoft (и чуть ли не лично Билла Гейтса). Однако и проверка в школе, и предъявление обвинения директору были инициированы именно прокуратурой, а вовсе не Microsoft. Юрист компании Александр Страх сообщил CNews следующее: "Решение о том, где проводить проверки, принимают правоохранительные органы. Если в результате проверки обнаруживаются признаки преступления, правоохранительные органы обязаны принять предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом "меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления" (статья 21 УПК России)". Сегодня Windows и Office установлены в сепычевской школе легально, причем компания Microsoft предоставила относительно льготные условия (на приобретение ПО для 12 компьютеров ушло примерно 45 тыс. руб.; школа использовала средства, предназначенные на закупку наглядных пособий). Но уголовное дело не закрыто, и, по утверждению Александра Страха, его продолжение или закрытие - "дело публичного обвинения" (то есть опять же прокуратуры или же суда). Суд над директором начался, заседания прошли 9 и 29 января, но судебное решение пока что не принято. Беда была предсказуемаУжесточение борьбы за закон и порядок в области авторских прав ожидается в России достаточно давно. Исторически сложившаяся "вольница", при которой легальная копия Windows или Office была скорее исключением, чем правилом, не могла продолжаться вечно - особенно в связи с предстоящим вступлением в ВТО. Еще в 2003 году было понятно, что для этой организации беспорядок неприемлем. А в начале 2006 года Международный Альянс Интеллектуальной Собственности (МАИС) США объявил Россию "мировым лидером по объему контрафактной продукции" и порекомендовал в связи с этим лишить нашу страну торговых льгот. Понятно, что в такой ситуации власти не могли не выдать региональным органам указание - выявить и публично обезвредить как можно больше пиратов. Но бороться с преступными синдикатами, распространяющими "левые" диски, не так-то и просто. Поэтому крайним оказался директор сельской школы, который вряд ли располагал временем, чтобы задумываться о лицензионности ПО на поставляемых компьютерах. По сообщениям СМИ, прокурор Верещагинского района Александр Троянов сослался именно на требования зарубежных государств. "Я понимаю, что дети нуждаются в знании компьютера. Но существует закон, по которому Европа вправе требовать от России соблюдения авторских прав", - заявил он. Это вероятнее всего подтверждает, что дело (а точнее, кампания по поиску пиратов) было начато именно благодаря вопросам со стороны ВТО. Общая линия на подавление пиратства, кстати, осталась прежней. Так, уже в начале 2007 года принята (хотя пока что только во втором чтении) поправка в УК РФ, увеличивающая максимальный срок лишения свободы за подобные нарушения с 5 до 6 лет. И дело не столько в новом сроке - теперь это преступление официально становится "тяжелым", что должно уменьшить количество условных сроков, амнистий и т.п. Дело ясное, что дело темноеЗа два заседания суд не смог полностью разобраться в деле (для судебных процессов это вполне нормально). Разобраться непросто и наблюдателям - вопросов пока что явно больше, чем ответов. Что остается непонятным? Во-первых, сумма ущерба. По непроверенным данным, она менялась с каждой экспертизой. Есть сведения, что в деле фигурируют суммы в 97 тыс. 568 руб., в 162 тыс. 749 руб., причем в одном из этих документов упоминается несуществующий продукт "Microsoft Ofice 2002 Standart". Этот документ (если это не подделка) подписан А.В. Потаповым, юридическим представителем Microsoft в Перми; компания Microsoft подтвердила, что г-н Потапов действительно является ее представителем. Окончательная же сумма в деле составила 266 тыс. 596 руб. Существует мнение, что ее попросту "дотягивали" до 250 тысяч, чтобы обеспечить требуемый для применения статьи УК масштаб преступления. Главный вопрос, однако, в другом: кто несет ответственность? Может ли вообще директор школы отвечать за легальность программ, которые прибыли в школу вместе с компьютерами? Ведь товар был приобретен законно, официально. Неужели теперь от каждого покупателя "железа" потребуется проверить - не пиратские ли байты на жестком диске? (Правда, обвинение заявляет, что директор продолжал использовать ПО даже после проверки - но от проверки до обвинения прошло всего несколько месяцев, и школа вряд ли могла успеть решить проблему, а немедленный и полный отказ от использования ПО серьезно ударил бы по учебе детей). Сам по себе суд не обязан разбираться в тонкостях установки ПО. Для этого существует техническая экспертиза. Суд согласился с необходимостью назначить новую экспертизу, и именно поэтому заседание отложено до 12 февраля. Быть ли миру?Согласно Уголовному кодексу РФ, прекращение дела возможно по инициативе Microsoft - в случае "примирения". Как заявила в эфире радиостанции "Эхо Москвы" Ольга Дергунова, "для заключения мирового соглашения по законодательству необходимы несколько условий. Первое - это признание вины в данном нарушении. И как нам кажется, в данном случае вина нарушителя, прежде всего, в незнании, как правильно управлять таким сложным активом, как программное обеспечение. И второе - это устранение нанесенного вреда в самой разной форме. И это то, что мы будем готовы обсуждать - как корпорация Microsoft в случае возможности заключения мирового соглашения". В защиту Александра Поносова выступил Александр Кучерена, известный адвокат и председатель Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированию судебно-правовой системы. В той же радиопередаче он ответил Ольге: "Моя позиция профессионального юриста сводится к следующему - никакой вины в его действиях нет. И мы готовы это доказать, независимо от того, в какой инстанции будет рассматриваться данное уголовное дело". Заметим, что требование признания вины не является специфическим условием, выставленным Microsoft. Статья 76 УК РФ говорит о примирении так: "Лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред". Формулировка "лицо, совершившее преступление" не может относиться к невиновному человеку. Интересно также, что на допросе Александр Поносов "вину по предъявленному обвинению признал частично"; таким образом, выполнение условий может быть реальным. Народ за директораНа сторону директора встали многие. Министерство образования Пермского края выделило Поносову защитника и будет оплачивать его услуги, а также передало школе деньги на приобретение ПО (вероятно, устранив создавшуюся "прореху" в бюджете на наглядные пособия). Поддержали своего руководителя и ученики сепычевской школы. По сообщениям СМИ, группа школьников пикетировала заседание суда, требуя оправдать Александра Поносова.
Сторонники у обвиняемого нашлись не только в системе образования и не только среди пользователей российского интернета (которые массово возмущаются на форумах и в блогах). Так, "Роспечать" предложила в случае необходимости оплатить возмещение материального ущерба Microsoft (заметим, однако, что компания в данном случае не требовала возместить ей какой-либо ущерб). Одним из первых с заявлением в поддержку директора выступило пермское движение "Анархо-экологическое сопротивление" (АЭС). Оно известно акциями протеста в защиту окружающей среды Пермского края; в частности, несколько лет продолжается конфликт между АЭС и компанией "Лукойл". В защиту Александра Поносова выступили с открытым письмом к Microsoft Михаил Горбачёв и депутат Александр Лебедев. Сам Президент России на пресс-конференции в Круглом зале Кремля 1 февраля неодобрительно отозвался о действиях обвинения. "Хватать и не пущать - это простое дело, а разобраться по существу - это всегда сложнее... вот так хватать человека, который купил там какой-то компьютер, и грозить ему тюрьмой - это чушь собачья", - сказал Владимир Путин. Широкое общественное внимание позволяет надеяться на более объективное рассмотрение. Для примера можно вспомнить дело москвички Александры Иванниковой, которая, защищаясь от насильника, случайно убила его; именно общественный резонанс привел в конечном счете к прекращению судебного преследования. Значит, нужно раскошеливаться?Однако вне зависимости от исхода дела понятно, что средняя школа перестала быть "неприкасаемой" в вопросе об авторских правах на ПО. Ни мнение органов образования, ни даже радикальные акции анархистов не отменяют требований закона, который теперь будет применяться и в школе. Теперь нелицензионная программа на любом школьном компьютере может стать причиной серьезных проблем. Как минимум, это грозит немедленным запретом на использование компьютера (иногда могут и физически вынуть жесткие диски в качестве вещественных доказательств - в Сепыче их изымали, но лишь на некоторое время). Как максимум - уголовным преследованием. "Пиратской вольнице" в школах приходит конец. И каждая копия должна быть, в терминах Microsoft, "подлинной". Правда, платить полную стоимость ПО не потребуется. Руководитель департамента компании по работе с образовательными учреждениями Игорь Баландин сообщил: "Существует несколько программ лицензирования, которые позволяют учебным заведениям существенно снизить затраты, приобретая лицензионное программное обеспечение Microsoft. Условия их различны, и делая свой выбор, учебное заведение может ориентироваться на размер закупки, наиболее предпочтительную схему оплаты (единовременная или ежегодная), перспективы обновления программного обеспечения (т.е. нужна ли опция Software Assurance) и т.д. Как правило, при больших закупках, учебные заведения выбирают между программой Academic Open и программой School Agreement. Именно последняя программа предоставляет возможность преподавателям - без дополнительной платы - устанавливать на домашних компьютерах любое настольное ПО, включенное в соглашение. Индивидуальные академические пользователи (преподаватели и сотрудники начальных, средних и высших учебных заведений, а также учащиеся и члены их семей) могут приобретать коробочные продукты - академическую версию или специальный выпуск для преподавателей и учащихся. Подробная информация о программах академического лицензирования Microsoft опубликована на сайте компании. Открытая альтернативаОднако несмотря на скидки приобретение лицензий на продукты Microsoft может стать существенной дополнительной нагрузкой на бюджеты органов образования.. Кроме того, не всем понравится сам факт - необходимо заплатить немалые суммы зарубежной корпорации, чтобы иметь возможность обучать российских детей. Есть и еще одна проблема, до поры до времени не самая заметная, но потенциально весьма серьезная. В значительной части школ установлены старые компьютеры, на которых современные операционные системы Microsoft - такие, как Windows XP или даже Windows 2000 - использовать невозможно. На них установлена, как правило, система Windows 98, продажу и поддержку которой Microsoft официально прекратила. Приобрести лицензию на эту систему возможно - при некоторых вариантах покупки продуктов Microsoft разрешается использовать также и старые версии. Но отсутствие поддержки означает, что для Windows 98 не выпускаются обновления безопасности; при подключении к интернет компьютер с этой системой легко становится питомником для вирусов, "троянских коней" и прочих малоприятных программ. Переход на открытое, свободно распространяемое ПО позволяет навсегда избавиться от затрат на лицензии как таковые и многие вспомнили об этом в связи с делом Александра Поносова. В частности, в обращении Анархо-Экологического Сопротивления сказано: "Продвинутые европейцы уже давно и принципиально перешли на альтернативное программное обеспечение с открытым кодом... все цивилизованные страны ведут разработку своего собственного программного обеспечения, чтобы не зависеть от американских священных монстров". Министерство образования Пермского края действительно склоняется к такому переходу, хотя, конечно, опирается при этом не на мнение анархистов, а на экспертные заключения. Краевой министр образования Николай Карпушин заявил на пресс-конференции: "Путь простого закупа бизнес- и коммерческих программ у фирм-производителей, бизнес-подход - это не самый верный подход, потому что он очень дорогостоящий". Перспективным, по мнению министра, является свободный обмен программами, которые представляют собой "открытый источник, открытый научный ресурс". Применение открытого ПО в образовании - достаточно распространенная в мире практика. Так, переход на Linux стал реальностью во многих школах ЕС и США. Существует множество успешно применяемых образовательных проектов (включая готовые пакеты, содержащие все нужное для школ ПО). Пермский министр сослался на британский Кингс-колледж и Институт информационных технологий Венского технического университета, где "используется только свободно распространяемое программное обеспечение". Успешный опыт такого решения есть и практически рядом с Сепычем - в Центре детского творчества города Оханск (Оханский район Пермского края граничит с Верещагинским). Сергей Сибиряков, педагог дополнительного образования в этом центре, сообщил CNews, что выбор в пользу Linux был сделан недавно - в сентябре 2006 года; идея зрела и раньше, но именно прокурорская проверка в Сепыче стала "последней соломинкой, сломавшей верблюда". Несмотря на отсутствие специалистов, некоторые успехи в изучении Linux уже налицо. Такое решение не только позволило обойтись без приобретения лицензий (бюджет на которые отсутствует), но и дало возможность полноценно изучать современные интернет-технологии. К сожалению, Центр детского творчества не подключен к интернету - нет средств даже на модемное соединение; но на всех ученических компьютерах работает та же система, что и на крупнейших интернет-серверах. Правда, хотелось бы также использовать и Windows в качестве дополнительной системы, чтобы дать ученикам более широкие знания; компания Microsoft выслала оханскому Центру детского творчества несколько бесплатных копий Windows 2000 в рамках программы "Новая жизнь компьютера". По примеру оханского Центра детского творчества использовать Linux начала и острожская средняя школа, расположенная в Оханском районе. Кстати, Linux позволяет использовать устаревшие компьютеры вполне полноценно. Современная, вполне поддерживаемая версия многих дистрибутивов Linux будет приемлемо работать даже на первом Pentium со 128 Мб памяти (хотя для быстрой работы OpenOffice потребуется хотя бы 256 Мб). Кроме того, старые ПК при помощи Linux можно использовать как терминалы и обеспечивать работу на нескольких из них одновременно при помощи всего одного современного компьютера; существует даже дистрибутив, предназначенный для создания Linux-терминальных сетей именно в школах - K12LTSP. Но более широкое распространение открытого ПО в школьной системе - отнюдь не простая задача. Не все так простоДля перехода на открытое ПО недостаточно одного лишь желания. Так, заявление АЭС, содержащее пламенный призыв к такому переходу, было размещено в интернете... в формате Microsoft Word. Как сообщила Ксения Демакова, председатель исполкома Анархо-Экологического Сопротивления и активный участник многих его акций, пока что лишь наиболее "технически продвинутые" из анархистов используют Linux. Если даже молодые радикалы, у которых есть очевидные мотивы, доступ к специалистам и не так уж много компьютеров, не отказались от продукции Microsoft полностью - насколько же сложнее это сделать огромной системе среднего образования? Наиболее очевидной проблемой является техническая сторона. На базе общераспространенных дистрибутивов Linux общего пользования можно сконфигурировать весьма неплохую школьную систему - но для этого потребуется специалист (или энтузиаст, обладающий достаточным количеством времени). И даже если будет создано специализированное решение (например, для всех школ региона), для его адекватной поддержки сил самих школ, особенно сельских, может не хватить. Впрочем, удаленная поддержка, даже при медленном подключении к сети, - одна из сильных технических сторон Linux. Достаточно простой модемной связи, чтобы позволить специалистам (например, в региональном центре) управлять системой в любой школе. Заметим также, что Windows, конечно, используется без специалистов - но результат может разочаровать. Джули Амеро, школьная учительница из штата Коннектикут (США), в марте 2006 года была приговорена к многолетнему тюремному сроку за показ детям порнографии, которую на самом деле вызвал на экран компьютерный вирус. В школе не нашлось специалиста, который бы обеспечил защиту от таких случаев; а ведь просмотр порнографии, в отличие от нелицензионного ПО, может реально повредить детям... Поэтому адекватную инфраструктуру для технической поддержки школьных компьютеров необходимо создавать в любом случае. Применение свободного ПО может подтолкнуть к этому, но даже если вся российская школа останется верной Биллу Гейтсу, без помощи грамотных специалистов обойтись не удастся. Вторая проблема заключается в том, что компьютерную грамотность школьников привыкли обеспечивать именно на Windows. Таким образом, внедрение Linux даже при качественной технической поддержке может оказаться непростым. Например, в интернете циркулируют слухи о том, что применение Windows и Microsoft Office в школе попросту обязательно - вопросы в Едином Государственном Экзамене (ЕГЭ) якобы "привязаны" к этой платформе. Это не более чем миф. Павел Якушкин, председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике Федерального Института Педагогических Измерений, сообщил CNews, что никакой привязки к операционной системе, прикладным программам или же аппаратным платформам в материалах ЕГЭ по информатике нет. "Это принципиальная позиция и нашей комиссии, и Министерства образования", - подчеркнул он. Его слова можно проверить, просмотрев материалы по ЕГЭ. В частности, доступны спецификация демонстрационная версия и кодификатор по предмету "Информатика". Сдать экзамен можно одинаково успешно при подготовке на основе Windows и Linux. Но кроме экзамена, существуют учебники и другие наработанные материалы. А они ориентированы именно на платформу Windows - причем зачастую рассказывают, какие кнопки следует нажимать и какие пункты меню выбирать. Такое положение понятно - большинство компьютеров работает под управлением Windows и логично предположить, что ученикам тоже придется пользоваться этой системой. "Под Linux" такие учебники малополезны. Но вот будут ли самим ученикам полезны такие знания? Информационные технологии развиваются очень быстро, и "нажатия на кнопки", выученные в школе, скорее всего, окажутся бесполезны уже в институте. Причем даже в случае, если платформа Microsoft Windows/Office продолжит доминировать на рынке. Скажем больше - школьные знания на подобном уровне устаревают сразу в момент получения. В Windows Vista представлен новый пользовательский интерфейс Aero. Его системные требования весьма высоки, и, скорее всего, подавляющее большинство школьных компьютеров не пригодны для его использования. Значит, когда ученик окажется за более мощным компьютером, ему потребуется нажимать уже немного другие кнопки. Если же "отвязать" преподавание от конкретной версии Windows, от старого или нового интерфейса, и уделить больше внимания принципам использования основных видов ПО, то выбор конкретной программной платформы уже не будет столь важным. Вопрос о том, насколько вообще можно сводить информатику к компьютерной грамотности - предмет отдельной дискуссии; но полноценная компьютерная грамотность, ценность которой в современной ситуации неоспорима, требует далеко не только знаний о "нажатии кнопок". Решения - впередиНа момент выхода статьи ответы на главные вопросы, которые поставило "дело Поносова", еще не даны. Суд Верещагинского района не вынес решение о виновности или невиновности директора. Заметим, что оно касается не только самого Александра. Виновен ли в использовании нелицензионного ПО человек, который просто не обратил внимания на его происхождение? Если "да" - то любому должностному лицу, да и просто любому владельцу компьютера в России нужно срочно учиться отличать контрафактное ПО от подлинного, что не всегда просто. Ошибка чревата уголовным преследованием, особенно если нельзя позволить полностью остановить использование компьютеров в любой момент после неожиданной проверки. Недавнее заявление Microsoft по "делу Поносова" гласит: "Эпизод с директором сельской школы, подобно прожектору, высветил проблемы, которые неизбежно несет с собой период ускоренной информатизации на фоне все еще высокого уровня компьютерного пиратства в России... Необходимо организовать обучение как сотрудников организаций, осуществляющих финансирование государственных и образовательных учреждений, так и директоров школ навыкам управления таким новым активом, как программное обеспечение. Наша общая задача - помочь им в скорейшем приобретении этих знаний". Но решение вопроса об авторском праве является лишь частью, хотя и важной частью, общего разумного подхода к применению компьютеров в школе и обучению компьютерной грамотности. И этот подход еще только требуется выработать - как на общероссийском, так и на региональном уровнях. Ускоренная информатизация приводила к поспешным решениям далеко не только в этой области. Министр образования Пермского края объявил о предпочтении в пользу свободно распространяемого ПО - но это заявление пока не подкреплено конкретными шагами. Конечно, ждать их столь скоро было бы рано. Более того, поспешные шаги по внедрению непривычной системы могут запутать преподавателей и учеников. Однако "оставлять все как есть", оплатив лицензии, - далеко не лучший вариант. И отнюдь не только из-за "поддержки монополии Microsoft". Чтобы дать школьникам знания, которые будут полезны еще много лет, потребуется пересмотреть многое в преподавании компьютерной грамотности. Будем надеяться, что предстоящие важные размышления не будут омрачены тюремным сроком для директора сепычевской школы, заслужившего - что не так-то просто - уважение своих учеников.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=6662 |