Final Fantasy XI

 

Оформим двойное гражданство?

Анонс российского старта знаменитой MMORPG от Square Enix для большинства геймеров стал приятной неожиданностью. Благодаря грациозным телодвижениям «Акеллы» отечественные пользователи ПК смогут познакомиться с миром Вана’диэль ненамного позже своих европейских собратьев. С механизмом установки игры и подписки на услуги PlayOnline мы уже познакомили читателей в 22(175) номере «СИ», теперь настала очередь рассказа об особенностях очередной «номерной» Final Fantasy - необычной кроссплатформенной MMORPG, заметно отличающейся от других представительниц жанра.

 

Для начала следует развеять сомнения скептически настроенных фэнов сериала: ни о каких попытках наспех прикрутить громкое имя к нейтральном сетевому проекту речи идти не может. Перед нами самый настоящий, полноценный эпизод Final Fantasy - игра, изначально разработанная с учетом богатейшего наследия серии и в полном соответствии с устоявшимися за десятилетия эволюции канонами. Одиннадцатая часть несет в себе вполне ощутимый «дух Final Fantasy», о котором с таким воодушевлением любят рассуждать поклонники сериала. Дело здесь не просто в наличии знакомых представителей фауны в виде чокобо или муглов: сотни узнаваемых черточек интерфейса, боевой системы, методик развития персонажа и самого мироустройства не дают забыть о том, в какой именно вселенной мы находимся. Отрадно, что европейцам и, в частности, россиянам достался прекрасно сбалансированный, стабильно работающий, буквально полированный вариант игры: со времени японского дебюта оригинальной PS2-версии прошло почти два года, за которые проблемный поначалу проект приведен в должный вид, подтянут и аккуратно обшит всеми жизненно важными патчами и дополнениями (в результате чего PC-версия занимает свыше шести гигабайт на жестком диске). Ежемесячная плата за проживание в Вана’диэле равна $12.95.

 

ЭКИПИРОВКА

Насколько нам известно, в «Акелле» перевели на русский язык пухлую игровую инструкцию, хотя смысл такого шага сомнителен: без знания английского или японского в городах и весях Вана’диэля лучше вообще не показываться. Любой, кто планирует достичь высоких уровней в FFXI, должен быть готов к выполнению командных заданий, где потребуются навыки общения с иноязычными партнерами (русских здесь пока очень мало, а система случайного разброса по серверам - смотрите врезку - мешает друзьям начать игру вместе). В незавидной ситуации оказываются модемные пользователи: хотя игра в соответствии с MMO-стандартами оптимизирована в том числе и под пропускную способность dial-up’а, проблемы с соединением по российским телефонным линиям могут здорово испортить впечатление от игры. Таким образом, чтобы оценить все достоинства FFXI, вам понадобится выделенный доступ в Интернет (популярный вариант - ADSL-подключение), владение английским хотя бы на уровне средней школы и готовность социализироваться. Последнее особенно важно: на форумах немало игроков признаются, что стесняются знакомиться и общаться с «живыми» персонажами (очевидно, сказывается опыт традиционно офлайновой игры в Final Fantasy). Как результат - они не могут продвинуться в FFXI дальше определенного уровня

  ВРЕЗКА. закрыть <<   НЕУДОБСТВА? 

Почти три десятка игровых серверов носят имена «помощников» из разных частей FF: Ifrit, Valefor, Alexander и так далее. Создав своего персонажа, вы поселяетесь на сервере, выбранном в случайном порядке. Столь необычная методика распределения героев не позволяет, к примеру, друзьям одновременно начать игру в одном городе. Есть, впрочем, возможность обойти это правило, потратив некую сумму гиль, игровой валюты, на World Pass - пароль, дающий обладателю право поселить своего героя на каком-то конкретном сервере. Чаще всего, естественно, такие пароли дарят друзьям. Зачем Square Enix понадобилось городить такой огород - в принципе, понять можно, но удобства это понимание не прибавляет.

 

МЕХАНИКА

«Системные требованиям к игроку» более-менее определены, теперь о самом действе. Основное отличие FFXI от других MMORPG - в уникальных классах персонажей или, пользуясь местным языком, профессий (jobs). При генерации героя вам доступно не так уж много настроек (раса, пол, три варианта телосложения и восемь типов лиц), зато сразу предлагаются шесть классов, причем в любой момент вы вольны их переключать. Зарабатываемый уровень привязан к активному классу, по достижении восемнадцатого уровня открывается возможность выучить полезные «вспомогательные» профессии. Скорость освоения того или иного навыка зависит не только от проявленных умений, но и от выбранной расы. Комбинаций и вариантов огромное количество, каждый из классов помогает занять определенное место в команде, со временем осваивая все более узкие специализации. Выученные спецприемы и заклинания можно объединять, чтобы нанести больший вред противнику (это здорово разнообразит и оживляет сражения, в которых герои, как полагается в MMORPG, атакуют автоматически). Все игровые механики в конечном итоге поддерживают функционирование системы завоеваний. Каждое из государств Вана’диэля, гражданином которых можно стать в начале игры, - королевство Сан д’Ория (The Kingdom of San d’Oria), республика Басток (The Repubic of Bastok) и федерация Виндурст (The Federation of Windurst) - состязаются за власть над прилежащими территориями, а в труднодостижимом идеале - над всем миром. Изначально силы более-менее равны, хотя баланс этот весьма сложный, и зависит он от множества факторов. Раз в неделю ведется подсчет монстров, побежденных гражданами всех трех стран; на основе данной статистики регионы меняют хозяев, что незамедлительно сказывается на их, хозяев (или бывших хозяев) экономике. Чем больше земли во владении той или иной нации - тем больше ценных кристаллов может собрать население. Жертвуя кристаллы в казну, игроки повышают свой ранг, получая, в свою очередь, доступ к новым миссиям. От ранга зависит и благосклонность ремесленников, предлагающих удачливым игрокам качественную экипировку (и скупающих у новичков всякую мелочовку). Однако со временем вам придется больше полагаться на городские аукционы, чем на лавки местных кустарей: лучшие предметы встречаются там, где за них больше платят. Система завоеваний и связанные с ней экономические механизмы работают как часы; они дают игрокам почувствовать себя частью единой нации, активно и целенаправленно борющейся за мировое господство, - пусть даже непосредственных вооруженных стычек и не происходит. Здесь есть своеобразный аналог PvP (Player vs. Player) - режим Conflict, но он сведен к добровольным турнирным соревнованиям и серьезного влияния на незадействованных в состязаниях героев не оказывает.

 

 

ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ

Желающим «прокачать» персонажа по-максимуму, как уже говорилось, придется много общаться. Иначе не получится найти применение своим навыкам - это можно сделать только в командах, формирующихся для выполнения трудных миссий (при игре соло высокие уровни попросту остаются недостижимы). В коллективе добыча делится поровну, а погибнуть от лапы или файербола пришлого монстра куда сложнее, чем в одиночку, - почти всегда к вашим услугам белый маг, поддерживающий здоровье и боеспособность партнеров. Вся соль Final Fantasy XI, как и любой другой MMORPG, именно во взаимопомощи шестерки живых игроков в экстремальной ситуации, в формировании сплоченного коллектива, попутном обогащении и получении ценного опыта, - а уж в заданиях любой степени сложности недостатка не будет. Кому-то сфокусированность на командном вытрясании добра из монстров покажется несколько ограниченной, но при наличии грамотных партнеров такое времяпрепровождение увлекает уж точно не меньше традиционного «сингла», а отсутствие основной сюжетной линии компенсируется тысячами разнокалиберных квестов.

 

ЛЕПО

Даже с выходом EverQuest II детище Square Enix остается, пожалуй, самой визуально привлекательной MMORPG на рынке. Возраст проекта отлично маскирует высококачественная анимация, типичная для игр сериала Final Fantasy: в плане убедительности моторики здешние персонажи и монстры по-прежнему впереди планеты всей, оставляя далеко позади героев EQII и Lineage II. На максимальных графических настройках туман отступает, чтобы явить панорамы огромных пространств.

 

Базовых конфигураций управления предусмотрено три (две клавиатурно-мышиных и одна с геймпадом), ключевые кнопки переназначить нельзя. Оконный интерфейс неудобен необходимостью постоянно ковыряться в командной строке (авторы почему-то не соизволили выделить под многие «продвинутые» действия отдельные клавиши) и микроскопическим размером курсора. Напрягает необходимость сочинять собственные макросы вдобавок к зубрежке комбинаций клавиш, отвечающих за несколько десятков основных действий. Печатная инструкция подробно распространяется о ненавистной аж со времен FFIX карточной недоигре Tetra Master, а о геймплее самой FFXI рассказывает на удивление скупо.

 

Моментально бросается в глаза присущее японским разработчикам внимание к деталям: локации аккуратны, спецэффекты не мозолят глаза, а модели сотен персонажей исполнены филигранно. Мелодичные фолк-композиции Наоси Мидзуты, Куми Таниока и Нобуо Уэмацу нисколько не раздражают, а это, наверное, лучший из возможных комплиментов саундтреку MMORPG. CG-ролик в игре всего один, он повествует о темном периоде в истории Вана’диэля и служит достойным вступлением к игре.

ВОТ БЫ ПРИЖИЛАСЬ!

При всем желании язык не повернется назвать игру идеальной: слишком долго приходится привыкать к интерфейсу (недаром сторонние производители предлагают специальные клавиатуры со встроенным аналоговым джойстиком - эти устройства действительно предпочтительны), многим слишком узкой покажется область применения навыков игрока, странноватым видится решение рассредотачивать геймеров по случайно подбираемым серверам... Тем не менее, положительные стороны налицо: продуманная, отлаженная и четко функционирующая вселенная, затягивающий игровой процесс с упором на социализацию, принадлежность к любимой многими серии, наконец.

 

 

Не возьмемся строить догадки относительно судьбы, уготованной проекту в нашей стране. Будем надеяться, что в FFXI все-таки возникнет русскоговорящая диаспора, - несмотря на то, что ведущий в Вана’диэль путь достаточно тернист. PC-версия этой игры стала первой MMORPG, которой удалось затянуть в свой мир автора данной статьи. Учитывая врожденную предрасположенность вашего покорного к однопользовательским приставочным проектам, - выдающийся результат.

 

Осетенев бесповоротно, решил не откладывать в долгий ящик свидание волшебным с миром Вана'диэль, где, как рассказывали, кроткие муглы ютятся в скромных и уютных хижинах, а вальяжные галки, ликом схожие с медведем, удят рыбу под брачные трели чокобо. Открываю коробку FFXI, а там - сколько бы вы думали? - ажно семь компакт дисков. Первый устанавливает PlayOnline Viewer - интерфейсное междумордие, позволяющие простым смертным обосноваться в сетевом сервисе Square Enix, пройдя изначальный обряд посвящения. Поселите его на диске, скачайте обновление мегабайт на тридцать, и PlayOnline готов к работе. Это своеобразный «предбанник» где вы можете выбрать ту или иную игру (пока это FFXI и карточная Tetra Master), создать своего аватара, найти друзей, переброситься с ними почтой, почитать связанные с FFXI новости и справочную информацию. Дальше в дело идут три диска с базовым билдом игры (по окончании установки третьего система, естественно, издевательски требует повертеть первый на бис), диск с адд-оном Rize of Zilart и еще два компакта с расширением Chains of Promathia (в Японии и США адд-оны продавались отдельно; нам, выходит, повезло). Инсталляция выжирает на диске ни много ни мало - шесть гигов свободного места, требует дозвона в сеть и, как PlayOnline Viewer до нее, принимается засасывать обновление - разница лишь в аппетитах, тянет она мегов эдак под сотню. Точные цифры не сообщаются, дабы не смущать лишними данными малоопытных пользователей - в этом смысле FFXI на PC полностью идентична версии с PS2. Покончив с апдейтами, попадаем в лапы бюрократии: ну-ка, вбейте в окошки пять двадцатизначных паролей, да расскажите о своей кредитной карточке - тридцать дней, конечно, бесплатно, но адрес с номерочком-то все равно оставить требуют, во избежание. Хорошо, нате вам номерочек. Стоит игра в FFXI не так уж дорого: $15 в месяц, каждый дополнительный персонаж обойдется вам в доллар.

До экрана генерации героя я добрался часа через четыре после распечатывания коробки. Клянусь на сборнике сочинений Носова: ни одна из виденных до этого игр не требовала столько времени на установку, доводку, регистрацию и отладку. Ничтоже сумняшеся, выбрал какого-то эльфа и поселился в королевстве под названием Басток. Будем жить.

 

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=6413