Практика создания логотипа

Технологический процесс создания логотипа будет рассмотрен на реальном примере и задаче по созданию дизайнерского решения. В качестве опытного образца взят логотип SV-host, финальный вариант которого вы видите ниже.

Начинается создание логотипа с постановки задачи и определения пути ее реализации. Прежде всего необходимо не только узнать, каким хочет видеть логотип заказчик, но и как можно теснее познакомиться с деятельностью, над которой мы собираемся «поднять флаг» с проектируемым изображением. Не буду останавливаться на требованиях к логотипу, которые достаточно чётко изложены в предыдущих статьях о логотипах, однако замечу, что каким бы ни был лого, он всегда должен хоть немного отражать деятельность заказчика и его фирмы или предприятия.

У хостинга SV-host до создания логотипа уже существовал слоган-наименование «Бархатный хостинг», следуя которому эскиз логотипа с прямыми линиями и острыми углами был отсечён почти сразу же несмотря на ориентированность хостинга на молодых веб-мастеров.

Наметился один из определяющих внешний вид критериев: плавность линий.

«Хостинг» вообще понятие весьма зыбкое и человеческими словами трудно определяемое, а всякие рисунки жёстких дисков, мониторов, серверов - банальность. В силу этих обстоятельств от внесения разного рода рисунков в дизайн логотипа мы (совместно с заказчиком) тоже отказались.

Дальше - больше. Просто проанализировав звучание буквосочетания «ЭС-ВЭ-хост» я пришёл к выводу, что изображение вполне может наследовать фонолингвистические качества названия. «ЭС-ВЭ» - достаточно мягко, гибко, округло, «хост» - напротив чётко, твёрдо. В итоге размышлений пришло уверенное желание делать логотип с двумя разными шрифтами, что было к тому же вполне нестандартно.

Приступив к изобретению шрифта и постоянным поправкам и сглаживаниям линий, нарисовал литеру «S», стараясь вообще не привязываться формой к чётким чертёжным окружностям:

Однако покоя не давала её схожесть с рыболовным крючком....

Оторвавшись мыслями от каллиграфии, взялся за рубленный шрифт, собрав буковки из прямоугольников таким образом, чтобы все размерности были кратными, однако они выглядели совсем уж жёстко, как штабель кирпичей. По опыту зная, что кирпичи не очень применимы в создании и обслуживании компьютеров, немного изменил пропорции деталей. Причем первую букву сделал слегка шире. Посмотрите внимательно на чертёж:

И снова проблема (хотя и небольшая) с литерой «S», которая выглядела значительно массивнее остальных, а при масштабировании тихо и мирно превращалась в кирпичную восьмёрку. Всё решилось небольшим заужением горизонтальной перекладины:

С рубленым шрифтом было покончено, и очень хотелось так же легко расправиться с гладким.

Вернувшись к первой литере логотипа я не стал зацикливаться на временной неказистости «S», решив подобрать ей пару (бывает так в жизни, в паре появляется новое значение или образ). Литеру «V» не очень хотелось делать симметричной, но вместе с тем сделать её понятной. Гнулась буковка очень хорошо, пока не согнулась в нечто резонирующее с первой:

Когда я возвратился к литере «S» и вспомнил свою ассоциацию с рыболовным крючком, то мне в голову пришла просто гениальнейшая мысль: чтобы не уколоться о крючок, рыбаки на него обычно одевают шарик пенопласта или маленькую пробку. Когда я отобразил пробку просто в виде трапецеподобного четырёхугольника, и приставил её к обоим острым концам литеры, возникла новая ассоциация, а именно: лампа, светильник (точнее рефлектор). В результате буква наконец обрела нормальные нестандартные наконечники и утратила свою колкость. Та же самая операция была произведена над буквой «V».

Чтобы подчеркнуть надёжность и долговечность логотип был вписан в два овала, между которыми потом пролилась краска. Были выбраны именно не подобные овалы (см. "подобные фигуры" в школьной геометрии), чтоб не привносить схожесть с канцелярским штампом.

Этап второй: технологическая обработка.

Но на этом процесс создания логотипа совсем даже не заканчивается. При создании логотипов вообще следует оставаться внимательным ко всем мелочам. Может найтись дизайнер, который скажет тебе: «Ой! А чего это у тебя тут уголок кривоват и вершина вон того треугольничка лежит не совсем на контуре обводки...». На самом деле это далеко не самое страшное потому что простой рядовой потребитель сознательно не заметит «какой-то» там кривой уголок, но в подсознании этой деталью может быть заронено зерно сомнения в надёжности фирмы, в чёткости и качестве исполнения услуг, или в качестве производимых продуктов.

Сначала над заготовкой и над собой придётся немного помучаться. Дело в том, что рисовался логотип в стопроцентном масштабе, и подразумевалось, что всё в нём чётко и точно. На самом деле уже при двукратном увеличении становится ясно в чем есть проблема. Как бы неожиданно для себя вспоминаю, что буквы пока ещё не цельные, а состоят из кусков, и при попытке, к примеру, нарезать логотип из плёнки мы получим большое количество мелких кусочков, клеить которые потом на рекламный щит возьмётся разве что заядлый любитель головоломок. Уголки, линии, контуры то пересекаются не там где нужно, то наоборот, даже не касаются друг друга. При объединении кусочков в цельные литеры, в дополнение ко всему прочему, оказывается, что на уголке гнездится по три-четыре узла вместо одного.

Что же со всем этим безобразием делать? Ответ прост: ползать указателем мышки под большим увеличением по всем контурам и убирать огрехи. Предварительно делается копия чернового логотипа, окрашивается в яркий и контрастный цвет, перемещается в слой подложки и запирается от редактирования. Это необходимо, потому что при правке вручную линии и узлы начинают смещаться.

Пройдясь по контуру, сопоставив всё сопоставимое, удалив мусор, лишние узлы, поправив кривые и подогнав масштаб надписи так, чтобы уголки букв касались внешнего контура, повторно проверяю горизонтальность всех горизонталей и вертикальность вертикалей. То есть сравниваю координаты точек, образующих горизонтальные и вертикальные отрезки контуров.

На данный момент это стало уже формальной процедурой, но всё же необходимой. Координаты, константы угла вращения, смещения фигур по рабочему полю задаются и контролируются изначально, но не всегда и не всё можно предусмотреть и запомнить, тем более если практики в создании логотипов не много. Визуально можно заметить погрешность (обведено зелёным), но при достаточном увеличении (обычно это десятые доли пикселя).

Наконец уверяемся в верности начертания всех деталей и их взаимном гармоничном расположении. Приходит очередная конгениальная мысль: у заказчика нет векторного софта и логотип размером 1000х1000 ему рассматривать будет неудобно. Быстренько сжимаем рисунок, экспортируем в gif (или в любой другой растровый формат, я совсем не настаиваю на гифе). Обнаруживается, что какой-то он нечёткий, слегка размытый...

Ну что за напасть? Да нет, всё правильно: при масштабировании координаты точек стали дробными (от пикселя) и в растре это отобразилось как не полностью чёрная линия. Этот дефект убирается правкой узлов на уже уменьшенном логотипе. Конечно промежуточные версии, на которые заказчику нужно просто взглянуть, так обрабатывать не стоит. Но, при помещении растрового изображения на сайт или на бланки, этот дефект устранить необходимо.

Теперь логотип готов, очищен, осмотрен, проверен и можно смело требовать оставшуюся оплату с заказчика.

Иногда существует надобность скруглить все углы (нарезка из плёнки, штамповка в твёрдых материалах). Это тоже делается исключительно вручную, потому как автоматика внесёт заметные искажения или изменения в масштабе. Возможно, сделает узлы не гладкими. Для быстрой обработки (черновой) можно применить следующий метод, заключающийся в последовательном наращивании контуров:

Один-два пикселя внутрь (контур с углами), потом обратно столько же от нового контура, но контур уже сглаженный. Внимательно проследите, чтобы первый контур нигде сам с собой не сходился.

Post scriptum

К сожалению то, что мы видим вокруг, отнюдь не результат профессиональной деятельности, а наоборот попыток что-то создать руками взявшихся не за своё дело. Пожелаю творческих успехов, большого терпения и профессионализма каждому, кто берётся за этот нелёгкий труд по созданию дизайна логотипа, эмблемы, флага, герба или фирменного шрифта.

Post post scriptum

Множество мелких действий и этапов, а так же промежуточные и тупиковые решения в статью не вошли из соображений экономии килобайтов и времени читателей.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=6392