Урок по Photoshop для тех, кто уже залез в 3D графику, но не знает элементарных вещей в обычной

Это будет небольшой урок. Предполагается, что у тебя уже стоит одна из последних версий Photoshop (я сейчас работаю в Photoshop CS CE, по сути это 8-я версия, но вполне подойдет и 7-я).

Итак начнем. Я разбил этот урок на несколько этапов. Сначала - минимум необходимой теоретики. Без нее ты не сможешь досконально освоить возможности программы. К сожалению, я тоже прошел через это, так что и тебе рекомендую. К сожалению большим количеством времени на данный момент не располагаю, поэтому в уроке будет минимум скриншотов.

Часть I.  История создания.

Программа, а вернее как более правильно называть пакет Photoshop пришел к нам из глубокой древности. Первая версия вышла еще в далеком 1990-м году, т.е. на сегодняшний момент ей 15 лет. Для срока жизни программного продукта это ОЧЕНЬ много. Первоначально Photoshop создавался для платформы профессиональных графических станций Apple Macintosh. Эти станции исп. и поныне (у них своя ОС), отличительная черта - однокнопочная (!) мышь. Поэтому первые версии Photoshop для Windows также использовали только одну кнопку. Кстати одним из отцов-основателей пакета был парень из СССР.

На данный момент Photoshop является лучшим растровым редактором в мире и де-факто своего рода индустриальным стандартом.

Часть II. Общие концепции.

Photoshop является профессиональным редактором. Отличительные черты такого класса программ - подавляющее большинство функционала «навешено» на клавиатурные сокращения (например Ctrl+D - возврат основных цветов к стандартному ч/б), а некоторые из возможностей попросту недоступны из меню или кнопок. Также присутствует множественность вариантов решения поставленных задач. Т.е. например залить все белым цветом можно минимум 3-мя способами... Отмечу что Photoshop принадлежит к пакетам, в которых первый взгляд на рабочее окно обманчив своей простотой - внешне программа кажется довольно простой и незатейливой. Однако это большая ошибка. Т.к. по дефолту примерно половина функций меню и палитр с кнопками попросту скрыта от пользователя (разработчики пошли по правильному пути и не стали пугать неискушенного пользователя обилием рычагов управления и педалей). Также программе присущи такие качества, как легкость настройки и удивительная «мягкость» в работе с человеком. Это нужно просто прочувствовать и сравнить с другими конкурирующими пакетами (например с Corel Paint).

Обманчивая простота и сравнительно небольшое количество инструментов и функций скрывают главную суть: чтобы профессионально научиться работать в программе необходимо в совершенстве овладеть каждым инструментом и выработать у себя чувство стратегии при решении конкретной задачи. Что это такое ? Это когда ты уже представляешь в голове какой-нибудь рисунок или фотоколлаж, но также видишь путь, по которому нужно пройти, чтобы его сотворить. А это - очередность и комбинация инструментов, фильтров, подборка кистей и т.д. Все это к сожалению приходит лишь с опытом... Очень советую если есть такая возможность как нибудь подписаться на журнал Publish. Он выходит в русской редакции в России, но также это - международное американское издание. Там практически в каждом номере профессионалы мирового класса публикуют свои уроки и туторы.

Часть III. Основы работы.

Базовые настройки программы.

Итак ты запустил Photoshop. По дефолту его настройки не оптимальны. Загружается он поначалу долго, половина возможностей попросту отключена, инструменты рисования как-то неточно работают да и вообще, линейки - в дюймах... Что-то тут не то...

Давай будем исправлять. Но прежде научимся правильно сидеть. Да-да, именно сидеть за этой программой.

Photoshop создавался под правшу. Было это во времена дискриминации левшей и с этим ничего нельзя сделать. Кажется, у тебя с этим проблем нет ? ;-)

Сядь перед компьютером ровно. Монитор - примерно на уровне глаз... ну и так далее. Положи левую руку на клавиатуру, на левую ее часть. Поверь, это очень важно, я не шучу. Правая - естественно держит мышку.

Дело в том, что большинство самых нужных клавиатурных сокращений вынесено именно на левую сторону клавиатуры. позже ты в этом сам убедишься.

Второе правило работы - сразу старайся работать «через клавиатуру». Т.е. если тебе нужен инструмент «кисть» (Brush Tool), то не тыкай мышью в панель инструментов, а просто нажми клавишу “B” (здесь и далее все клавиатурные сокращения приведены как и положено, английскими литерами). Сначала будет довольно тяжело, но зато потом ты обставишь всех своих конкурентов по скорости работы... Во время изучения сокращений старайся повторять про себя их названия и функцию, которую они выполняют. и как можно больше практикуйся. Это все напоминает изучение слепого набора на клавиатуре - сначала тяжело, зато потом... ;-)

Третье правило, оно тоже касается клавиатурных сокращений, - запоминать легче, если ты параллельно изучаешь другие способы выполнения данной операции. Например, чтобы скажем создать новый документ, достаточно нажать Ctrl+N, однако можно подсмотреть подсказку перед тем, как сделать то же самое из меню программы - File-New... Видишь, справа от команды в меню есть его клавиатурный эквивалент ? Теперь легче...

Четвертое правило - разработчики сделали так, чтобы почти все инструменты (что это такое и чем оно отличается от остальных «органов управления» я расскажу далее) могут вызываться по первым буквам их названий. Например та же Brush Tool вызывается по клавише «В» и так далее. Чтобы увидеть подсказку по конкретному инструменту достаточно подвести курсор мыши к нему и подождать немного. Вылетит желтый флажок-подсказка, а вместе с ним название инструмента и его клавиша... Кстати обрати внимание, что большинство инструментов имеют внизу своего значка маленькие черные треугольники. Это означает, что они все не уместились в панели инструментов и сходные по функциям инструменты разработчики сгруппировали. Для того чтобы выбрать другие инструменты из группы необходимо просто нажать и некоторое время держать кнопку инструмента. А что же делать, если это все нужно сделать с клавиатуры, спросишь ты. Да ничего особенного, просто при выборе инструмента через его букву держать нажатой клавишу Shift... Таким образом при каждом нажатии ты как бы пролистываешь список инструментов группы. Попробуй потренироваться на Brush Tool ;-)

Итак, давай-ка сначала все же поднастроим нашу программу. Поскольку мы профи, то не роемся в меню в поисках пункта настроек, а сразу смело давим на Ctrl+K. Открывается окно, похожее на то, что ниже:

[Image]

Кстати там у меня уже «правильные» настройки, так что смело их копируй. Нас же интересует, что творится в поле «History States» - это количество шагов отката или отмены действий. Чем больше памяти, тем больше шагов можно себе позволить... «Beep When Done» - включи этот флажок. Тогда при выполнении каких-то длительных операций, например при запуске сложного фильтра Photoshop после окончания этой операции щелкнет, что привлечет твое внимание. В этом окне нам больше делать нечего, однако из-за обширности своих настроек Photoshop прячет остальные, поэтому давим на кнопку «Next» этого окна, либо выбираем в верхнем списке следующий пункт.

[Image]

Тут нам совсем делать нечего, поэтому идем дальше.

[Image]

О... Это очень важное окно. Выставь значки в полях слева и справа как “Brush Size” & “Precise” соответственно. Это очень важно. Photoshop по дефолту отображает значки курсора как в детском садике - то с иконкой инструмента, то еще как-нить. А так рисовать довольно неудобно. А нам нужна точность, а не баловство. Так что ставь как у меня и особо не задумывайся.

[Image]

Здесь определяется, что Photoshop будет рисовать, когда рисовать нечего (т.е. не отображается ни один слой). Просто цвет шахматки и т.д. Здесь нам тоже делать нечего...

[Image]

А эт тоже важно. Убедись что сверху стоят см или мм - это в каких единицах Photoshop будет градуировать линейки. Все остальное оставь как есть. Сие есть стандарт и я не знаю, какой извращенец будет менять эти поля.

[Image]

Здесь тоже всякая попса типа какого цвета будут направляющие (что это такое - опять далее). Видишь, я сделал их красными. Мне так удобнее.

[Image]

Тут мы можем выбрать диск для фотошоповых файлов подкачки. В Adobe долго думали, как вылечиться от тормозов виндового свопа и не нашли ничего лучше как просто придумать свое свопирование. Свопирование кстати - это когда системе или программе не хватает свободной оперативной памяти и оно начинает часть занятой ее, но в данный момент по мнению системы/программы ненужной сгружать на винт, чтобы освободить оперативку. Естественно впоследствии оно подгрузит это назад. Все эти махинации сопровождаются медитациями возле временно подвиснувшего компьютера и веселым подмигиванием красной лампочки работы винта.

При выборе диска, где будет располагаться своп (я выбрал как ты видишь диск D) есть неписанное правило - ставь тут не системный диск. Т.е. не например «C», где у тебя стоит система Windows и где она свопится сама. Так будет быстрее работать. И даже Photoshop ругнется сам, если ты ему подсунешь «С».

[Image]

Последнее и очень важное окно. Видишь, я увеличил кол-во оперативной памяти, которое Photoshop будет использовать, до максимальных 100, и поставил галку насчет кеширования гистограмм ? Насчет памяти - не волнуйся, Photoshop все равно не заберет ее всю, просто это дает ему приоритет в захвате памяти, не больше. Насчет кеша для гистограмм - просто ставь и все. Так надо. Будет быстрее работать :-)

Все. а теперь - перезагрузи программу. Видишь, после всех наших махинаций он стал загружаться заметно быстрее ? ;-)

Все. Теперь ты научился настраивать основы программы. Есть правда еще настройки... По Ctrl+Shift+K вызываются настройки калибровки цвета:

[Image]

Вот здесь я тебе к сожалению пока ничем помочь не могу. Дело в том, что правильная цветовая калибровка - очень индивидуальный процесс. Можно объяснить основную суть, но КАК и ЧТО выставлять в конкретном случае приходится решать на месте. Если в двух словах - Photoshop может создавать графику для разных платформ, форматов файлов и вообще, для разных устройств вывода (т.е. печати) - от обычного струйного офисного вывода до оффсетного полноцвета. а посему, каждое устройство/формат файла требует своих цветовых настроек, суть которых сводится к одному - к тому чтобы то, что ты видишь на экране по крайней мере хотя бы похоже печаталось и на устройстве (в смысле чтобы цвета совпадали). Точно также это дело касается и устройств ввода - различного уровня сканеров. На самом деле проблема калибровки под техпроцесс и правильного восприятия цвета - одна из самых больших в современной графике...

Часть IV. Базовый инструментарий программы.

Программа разделена на несколько частей. Основная - текущее окно, где ты что-нить рисуешь. Второе по важности - это плавающая панель инструментов:

[Image]

Здесь собраны все инструменты, которые могут выделять, таскать, резать, рисовать, затемнять/просветлять и т.д. БОльшая часть инструментов скрыта по группам (справа внизу у них черный треугольник). Практически все инструменты можно вызвать с клавиатуры. Клавиатурные сокращения (буквы) посмотри пожалуйста сам. Скажу лишь, что они полностью соотв. первым буквам названий инструментов...

Ниже инструментов находится два квадрата - это цвета рисования и подложки соответственно. Т.е. цветом верхнего (в данном случае черного) квадрата ты например рисуешь кистями, а вот цветом нижнего (белого) - ты стираешь или закрашиваешь background. Что это такое - опять таки ниже. Их удобно менять местами по “X”. Непрофессионалы жмут для этого маленький значок слева внизу от них (черный квадратик, наложенный на белый) либо стрелку справа вверху.

Еще ниже есть две кнопки, включающие т.наз. Quick mask - быструю маску. Это довольно «горячий» режим, он тебе еще не раз пригодится.

Еще ниже - три абсолютно бесполезных маленьких кнопочки, переключающих режимы работы основного окна программы. Соответственно левый включает обычный режим, в нем удобно работать с несколькими окнами изображений одновременно, следующий - сокращенный, кое-что исчезает с экрана, расширяя его, плюс активное окно распахивается во весь экран, ну и последняя кнопка - полнопрофессиональный режим работы. Именно в нем и работают профи. рекомендую поначалу включать именно его - через тернии к звездам... В этом режиме не видно ничего окромя инструментальных панелей, палитр и прочая. Меню теперь тоже не видно, но оно есть - на панели инструментов появилась вверху маленькая такая кнопочка с треугольником. Да, чуть не забыл. Знаешь почему те три кнопки полностью лишние ? Да потому что... понажимай “F” и сам все поймешь... Кстати понажимай еще клавишу “Tab” - она скрывает все служебные панели и палитры. Истинные профи работают в основном вообще БЕЗ всего. ТОЛЬКО клавиатурные сокращения...

Еще ниже на панели инструментов есть большая непонятная кнопка. Зовется “Edit in ImageReady”. ImageReady - это такой себе Photoshop, ориентированный исключительно на Web-графику. Он очень похож на своего старшего собрата. Более того, он на самом деле исп. часть его функций и инструментов. Кнопка служит для того, чтобы запустить этот ImageReady и автоматически скопировать текущее изображение туда. Причем править его теперь можно в обоих программах одновременно ! Впрочем, если у тебя мало оперативки или тебе не нужна web-графика, попросту не жми на эту кнопку...

Палитры... Вообще-то это такие в основном плавающие панельки вроде вот такой:

[Image]

Каждая палитра отображает какие-нибудь свойства. Например та, что я тут привел, называется “Color” и отвечает за то, каким цветом ты будешь рисовать (впрочем цвет опять таки альтернативно можно выбрать, попросту щелкнув по одному из двух больших цветовых квадратов в панели инструментов). Все палитры располагаются в меню Window, хотя некоторые особо «горячие» можно вызвать и через клавиатуру (например, палитра «Colors» с успехом вызывается   через F6). Справа вверху палитры есть маленькая круглая кнопочка с треугольником. Тут собраны опции данной палитры - от настроек ее внешнего вида до каких-либо скрытых функций, до которых иначе и не докопаться.

Палитры можно группировать, как тебе заблагорассудится. Достаточно ухватиться за ее ярлычок (там где ее название) и куда-нить потащить: в сторону на свободное место окна (тогда она превратится в самостоятельную плавающую палитру) либо в другую палитру или группу - оно добавится к ним. Это очень удобно. Кстати горячие палитры можно вызывать через клавиатуру (а иначе вообще никак, т.к. у тебя просто черный экран с рисунком посередине и ничего нет, ни одной кнопки или строчки меню, куда можно нажать) даже тогда, когда ты работаешь в проф. режиме и все скрыто по клавише «Tab».

[Image]

Это очень важная панелька вверху. В ней отображаются всякие наиболее применяемые свойства текущего активного инструмента и прочая полезная информация. Например выбери инструмент «Text Tool» - клавиша “T”, и ты увидишь, что:

[Image]

Видишь, тут можно выбрать шрифт, его начертание, размер и т.д. Хотя для работы со шрифтами есть две специальных палитры - «Character» и «Paragraph». Там функций по работе со шрифтами существенно больше, фактически все, что есть в программе.

Обрати кстати внимание на темную широкую полоску справа панели. Это очень полезное поле. туда можно перетащить нужные тебе палитры и вызывать их оттуда нажатием мыши на их ярлычки. При этом они будут потом прятаться обратно и не занимать место на экране.

Кстати если уж сильно напортачишь с обустройством внешнего вида программы, то жми через меню: Window-WorkSpace-Reset Palette Locations. Все встанет на свои первоначальные места...

Кстати наверняка у тебя возник вопрос: чем панели инструментов отличаются от собственно палитр... Тем что в первых собраны действительно аналоги реальных художественных инструментов: кисти, ластики, карандаши, аэрографы и т.д. А вот в палитрах - исключительно информационная часть либо настройки самих инструментов. Например палитра “Brushes” - «F5»:

[Image]

Как видишь, она управляет всем, что касается текущей кисти... Кстати в верхней панели кое-какие настройки из нее также присутствуют:

[Image]

Особняком стоит еще одна полезная вещь. Имя ей - «Status Bar». если она не видна, идем в меню Window-Status Bar. Сидит внизу, и выглядит вот так:

[Image]

Слева на белом фоне - текущий масштаб. Он всегда врет... Далее - самое интересное. Это небольшое текстовое табло с черным треугольником справа - чрезвычайно важная и настраиваемая штука. нажав на собственно черный треугольник ты сможешь настроить то, что там будет отображаться: от просто таймера (сколько фотошоп тратит на выполнение какой-нибудь операции вроде фильтра) до отображения занимаемой/свободной памяти. Чрезвычайно важный параметр, кстати вверху показан именно он. Выбирается сие чудо как «Scratch Sizes». При этом слева - кол-во памяти, которое занимает программа в текущий момент, а справа - кол-во доступной оперативки. Нужно следить, чтобы правое число было по возможности больше левого. Если наблюдаем обратное, значит компьютер уже тормозит при операциях и идет активное свопирование, замедляющее работу. Это происходит при обработке больших изображений. например подготовка изображения большого формата для полноцветной полиграфии а то и просто при работе над каким-нибудь плакатом для наружной рекламы...

Правее на статус-панели (именно так ее люди зовут) идет краткая контекстная подсказка. Там у меня налезло еще кусок плавающей палитры... Это к статс-панели не относится. Да и вот еще что. Если нажать на то место, где отображается информация о памяти, то получим интересное окно, где отображается как бы быстрое превью масштаба документа в отношении к выставленному по дефолту в системе принтеру и масштабу его листа. Серая область - непечатаемое принтером поле. Белый квадрат - область, на которой он может нанести изображение. Черный перекрещенный квадрат - само изображение в текущих пропорциях. Если оно слишком большое и целиком не видно - не обязательно его сразу же масштабировать напрямую. В опциях печати фотошопа можно указать ему автоматически при печати пропорционально вписать изображение в размер листа...

[Image]

Ну и на последок... В заголовке окна, где ты рисуешь (в фотошопе это кстати зовется Canvas, что переводится дословно как холст) помимо названия файла есть еще и текущие масштаб отображения его на экране, а также цветовая модель... а вот что это такое - см. следующий пункт ;-)

Часть V. Цветовые модели.

Форматы графических файлов

Цвет - это по сути восприятие нашими глазами отраженных от предметов фотонов-волн определенной части спектра, т.е. различных по длине. Человеческий глаз воспринимает лишь некоторый их диапазон. Так, ультрафиолет или инфракрасные волны нам недоступны. Физически весь доступный нам для восприятия спектр можно отобразить в виде диаграммы. Эта диаграмма носит название цветового поля или охвата. Для того чтобы как-то описать цветовой диапазон и что самое главное, математически закодировать каждый цвет (присвоить уникальный номер или набор мат. характеристик) люди придумали понятия цветовых моделей. Цветовая модель - это по сути математический способ описания цвета в таком виде, чтобы он стал доступен компьютеру, программе или устройству ввода/вывода, например сканеру или принтеру. Существуют несколько основных моделей и десяток малоиспользуемых. К основным относятся прежде всего модели RGB и CMYK.

Модель RGB - появилась одной из первых и обязана своим появлением цветному телевидению. RGB расшифровывается как аббревиатура - Red-Green-Blue (красный-зеленый-синий) и соответсвует цвету люминофора в кинескопе. Стандартно каждый цвет в ней задается при помощи трех однобайтовых чисел (что такое бат я думаю объяснять не нужно ;-)). Значение числа определяет интенсивность свечения цветовой компоненты - от 0 (нет свечения вообще) до 255 (максимум свечения). В такой модели белый цвет - это 255:255:255, а черный - 0:0:0. Соответственно например чисто красный - 255:0:0, а голубой - 0:0:255 и т.д. Все остальные, нечистые цвета, образуются комбинациями всего трех чисел. Нетрудно подсчитать, что максимальное количество цветов такой цветовой модели - 2 в 24-й степени. Конечно это лишь небольшой диапазон из всего того многообразия цветов, которое способен воспринять глаз. Поэтому то и кажется нам изображение на экране любого монитора искусственным. И поэтому графические адаптеры имеют режим с глубиной цвета в 24 бита... Каждая составляющая цветовой модели в электронике и спец. программах наподобие фотошопа носит название канала (Channel).

Модель CMYK пожалуй даже более старая и ведет свое начало с тех времен, когда люди попытались автоматизировать процесс полиграфического цветоделения. Когда-то экспериментальным путем было обнаружено, что для цветной полиграфии достаточно всего 4-х цветов: голубого (Cyan), розового (Magenta), желтого (Yellow) и чистого черного (обозначается литерой K). В принципе грязный черный цвет можно получить и используя первые три, однако поскольку чистый черный цвет для полиграфии очень важен (например текст - почти всегда черного цвета), поэтому посчитали целесообразным введение четвертой краски.

Процесс получения цветного полиграфического отпечатка на офсетном станке стал возможен только после изобретения цветной фотографии, откуда и был взят принцип нескольких цветов. К тому же первые монохромные, а затем и полноцветные изображения растрировались т.наз. аналоговым способом - через проявку формных пластин, прошедших через процесс, идентичный фотографированию.

Математически модель CMYK описывает не свечение компонент точки, а количество краски каждого цветового канала в ней. В CMYK цвет также кодируется байтовыми числами, однако во первых стандартно их всего 4-ре (по байту на канал), а во вторых их значения отображают обратное, по сравнению с моделью RGB: белому цвету соответствует 0:0:0:0. Ведь тогда в точку не будет положено ни капельки краски и она останется цвета бумаги, т.е. белой. А вот для того, чтобы получить чистый черный цвет, достаточно задать точку как 0:0:0:255. Можно конечно и как 255:255:255:255, но тогда точка при печати расплывется, ведь туда краски попадет в 4 раза больше, чем нужно. А значит изображение, которое будет состоять из таких точек будет совсем не того качества, на которое ты рассчитываешь :-) Вот почему процесс правильного цветоделения для полиграфии исключительно важен. и существуют десятки нюансов, которые необходимо учитывать, чтобы получить качественный отпечаток.

В любой момент текущую модель можно сменить на что-нибудь другое. Делается это из меню Image-Mode:

Базовой для текущей версии фотошопа является модель RGB. Для других могут не работать некоторые фильтра либо будет невозможно сохранить в какой-то графический формат файл.

Вернемся к Photoshop. Цвет в пакете можно задать либо из плавающей палитры Colors (см. выше), либо прямо из панели инструментов.

Смотри. Цвет можно выбрать, просто щелкнув на большом цветовом поле, либо выбрав оттенок на вертикальной шкале. Также можно точно задать цвет, введя соответствующие значения в поля моделей. Как видишь, помимо RGB и CMYK здесь присутствуют еще две: HSB и Lab. Они тебе вряд-ли понадобятся. Основное их назначение - исп. в профессиональных устройствах, которые понимают такие модели. Обрати внимание, что при изменении цвета в одной модели другие также меняются автоматически - работает преобразование цветов. Справа вверху двухцветный квадрат отображает вверху выбранный цвет, а внизу - старый, выбранный еще до открытия этого окна, чтобы тебе было удобно их сравнивать. Треугольник и кубик справа - предупреждающие флажки. Верхний предупреждает, что я при выборе цвета вышел за пределы охвата модели CMYK, а вот нижний - за пределы т. наз. безопасных для web-графики цветов. Дело в том, что хотя преобразование и выполняется автоматически, просто если нарисовать графики двух моделей и наложить их один на другой, мы увидим, что по очертаниям они не совпадают: и там и там есть области, которые не перекрываются, поэтому таких цветов, которые они отображают, в другой цветовой модели их быть не может. Вот для этого то и служат предупреждения. Правда человеческий глаз воспринимает намного больше цветов, чем описывает любая цветовая модель. Нажав на предупреждающие значки программа автоматически подберет ближайший цвет, для которого есть аналог в другой цветовой модели. Правда он не всегда похож на исходный...

Что такое предупреждения насчет web-цветов. Дело в том, что при просмотре интернет-графики у все людей разные мониторы. Поэтому когда-то знающие люди собрались и определили пару сотен фиксированных цветов, которые наиболее точно и одинаково отображаются на любом мониторе. Чтобы при разработке графики для Интернета ты не ошибался - можешь сразу включить тот флажок что расположен ниже - «Only Web Colors». Тогда экран примет вид:

Осталась еще кнопка “Custom”. При нажатии на нее окно вновь изменится:

Дело в том, что полиграфия - довольно сложная штука. А полиграфисты - люди, очень требовательные к точности цвета. А посему они придумали другие методы печати, вернее другие краски. Краски, цвета которых состоят не из четырех цветов, а поставляются в типографии уже в виде готовых к употреблению, разлитых в банки. Так можно получить более сочные и яркие цвета, либо цвета, которые невозможно получить никак иначе, например металлики (в краске присутвует порошки бронзы либо алюминия) либо люминисцентные яркие светящиеся краски. Существует очень много методик печати и составления и получения красок. Поэтому этот сложный вопрос не будем дальше обсуждать.

Итак со способами задания цвета мы разобрались. Теперь займемся форматами файлов. Вообще понятие «формат файла» включает в себя способ, хранения информации, т.е. как данные записываются на носитель, в какой последовательности, как они там сгруппированы и т.д.

Например у нас есть некая цветная картинка. Однако помимо собственно точек, что ее образуют (называются пикселями), у картинки есть такие характеристики, как размеры по вертикали и горизонтали, разрешение - количество точек на единицу площади, исп. цветовая модель (т.е. как правильно интерпретировать коды цветов) и т. д. Всю эту информацию тоже нужно где-то хранить. Кроме того графические изображения занимают сравнительно очень много места, и если их записывать как есть, то они способны быстро занять все свободное пространство любого носителя. Поэтому обычно графические изображения сжимают для экономии пространства. Информация о типе сжатия также помещается в графический файл и является составной частью графического формата. Сжимающие алгоритмы бывают без потери качества - т.е. после сжатия ни один пиксел не меняет своего цвета и с потерей информации, когда программа сокращает количество цветов в картинке, добиваясь меньшего ее веса. Алгоритмы без потери информации сжимают картинку гораздо хуже, всего в несколько раз от первоначального размера, наиболее распространен алгоритм LZW - аналог того, что использует программа-архиватор WinZip. Алгоритмы с потерей информации сжимают очень хорошо - в десятки и даже сотни раз, позволяя пользователю также самому выбрать баланс между качеством картинки и ее размером после сжатия, однако чем большему сжатию подвергается изображение, тем хуже оно выглядит. Также нужно учитывать, что такое сжатие постепенно портит изображение от копии к копии, т.е. пережимать и пересохранять по нескольку десятков раз одно и то же - верный способ угробить картинку.

В системе Windows каждый файл может иметь расширение (три буквы после точки), поэтому графические файлы разных форматов принято различать именно по расширению. Ниже я перечислю наиболее востребованные и популярные форматы.

.PSD - «родной» для Photoshop формат. Занимает много места, т.к. несжимается, зато может содержать в себе всю служебную информацию - направляющие, слои, каналы, пути, текстовые слои, любые цветовые модели и прочая. Имеет смысл использовать в процессе работы над многокомпонентным сложным изображением.

.TIFF (TIF) - самый распространенный растровый «полиграфический» формат. Сжимается LZW, т.е. без потери качества, зато занимает довольно много места. Способен работать с моделью CMYK, может содержать альфа-каналы и даже направляющие фотошопа. Имеет смысл использовать для архивных изображений и для готовых изображений, с которых затем делаются разноплановые копии. Также очень широко используется в традиционной полиграфии.

.JPG (.IPG) - самый распространенный «любительский» формат, его поддерживает любая современная цифровая фотоаппаратура и программы отображения графики. Сжимает с потерей информации, зато можно выбирать баланс. Идеально подходит для создания библиотек рабочих элементов, архивов фотографий и прочая. Часто используется в web-дизайне.

.EPS - специальный полиграфический формат. Отличается тем, что может одинаково хорошо содержать в себе любую графическую информацию: тексты, пригодные к редактированию, отдельные изображения, геометрические графические объекты и многое другое. По сути - это маленькая программа, написанная на специальном языке, содержащая отдельные графические объекты и говорящая программе отображения или устройству печати как и где на листе эти элементы и объекты должны быть расположены. Формат имеет очень сложное устройство и исп. исключительно в профессиональной издательской сфере.

.GIF и .PNG - разные форматы, но выполняющие очень похожие функции. Создавались для Интернета, поэтому имеют хорошую оптимизацию изображения, возможность простой анимации изображения и некоторые другие функции, специфичные для веб-контента.

.PDF - новый очень популярный формат, несколько похож на .EPS (тоже может вмещать в себя объекты и тоже выглядит как маленькая программа), однако намного более современный. оптимизированный и простой. Идеален для кроссплатформенного переноса документов. Документы одинаково выглядят на любом компьютере, в любой операционной системе. Широко используется для электронных вариантов книг, технической документации, полиграфии.

. BMP - стандартный для платформы Windows графический формат. Очень прост, однако во многом ограничен. Не сжимает изображение, работает только с одной цветовой моделью - RGB и прочая... Исп. только при создании программ - для промежуточного хранения картинок перед их загрузкой в код. Однако практически любая программа, работающая с графикой в среде Windows понимает этот формат.

Теперь в заключение давай освоим некоторые базовые графические понятия.

1. 2D Графика в компьютере бывает двух видов: растровой и векторной. Растровая - это набор точек, матрица. Пример - обычная фотография человека или машины. Векторная - это набор математических объектов: отрезков кривых (состоящих из т.наз. кривых Безье) и геом. фигур, например треугольников, окружностей и прочая. Пример - обычный чертеж. Векторная графика занимает меньше места, легко масштабируется практически до любых размеров. Растровая - более тяжелая, но зато обеспечивает возможность сохранения фотоматериалов.

2. Одной из основополагающих характеристик является разрешение. И по традиции разрешение - это не количество точек на единицу площади, а кол-во точек на единицу длины строки. Поэтому когда говорят например 300 dpi, это означает что в таком изображении на один линейный дюйм (25,4 мм) каждой строки матрицы приходится 300 точек (расшифровывается дословно как dots per inch). Это основное понятие разрешения изображения. Есть еще lpi ( lines perinch, линий на линейный дюйм - исп. как правило в принтерах и плоттерах), а также ppi ( pixels per inch, гипотетическое понятие, исп. в различных графических алгоритмах, как правило не используется человеком напрямую). Выбор разрешения определяется тем, для какой задачи готовится изображение. 72-96 dpi идеально подходит для web-графики, 150-200 для подготовки «домашних» иллюстрация для последующего вывода на офисный струйный принтер, а вот разрежение от 300 dpi и выше - уже прерогатива офсетной и прочей проф. полиграфии. Не следует всегда чрезмерно повышать изображение «с запасом» - так они будут занимать намного больше места, чем реально нужно. Большие разрешения (1200 dpi и выше) исп. только при высококачественном сканировании слайдов на проф. дорогостоящей аппаратуре.

3. альфа-каналы - специальные ч/б слои (что такое слой - далее), основное назначение которых - сохранить в графическом файле информацию о некотором контуре. Далее можно будет в другой программе верстки автоматически заставить скажем колонку текста огибать изображение человека в фотографии прямо по контуру его фигуры, а не по прямоугольнику самой фотографии.

4. Направляющие - исп. в графических редакторах специальные линии, служащие для разметки и не выводящиеся на печать. Могут скрываться и быть невидимыми. Аналог служебной разметки из обычных, бумажных чертежей.

5. Растровые фильтры - как правило весьма сложные математические алгоритмы, меняющие изображение. Делятся условно на корректирующие изображение (делающие его резким, или наоборот, размытым, или автоматически убирающие артефакты, например царапины на отсканированной фотографии) и на «эффекты» - придающие изображению какой-то визуальный эффект, например стилизуя его под нарисованный тушью.

Часть V I . Вспомогательные инструменты рисования.

Помнится ранее я упоминал о каких-то направляющих и линейке. Давай рассмотрим средства, облегчающие нам жизнь в этом графическом пакете.

Конечно же перво-наперво это направляющие. Направляющими называют специальные линии, которые по дефолту не выводятся при печати на принтер, но тем не менее видны на экране наравне с самим рисунком. Впрочем, отображать ли их на экране или нет - также можно выбирать. Направляющие берут с линеек. По дефолту линейки не видны, поэтому мы нажимаем Ctrl+ R (от англ. слова Rules - линейки). Прячутся - аналогично (прячут их, чтобы не отвлекали при свободном рисовании либо для того, чтобы не занимали место на экране. Помещаем мышь на левую или верхнюю линейки и зажав левую кнопку тянем на рисунок. Вслед за мышью с линейки соскальзывает линия. Все, направляющая у нас есть. Чтобы ее удалить - хватаем мышью (при включенном инструменте MoveTool) и тянем обратно на линейку.

Линейки кстати имеют шкалы. Тип измерения шкалы (мм, см, дюймы, пиксели и т.п.) настраивается в Preferences (ты уже их настроил, Ctrl+ K). Место пересечения двух осей - в левом верхнем углу. Это центр координат. Центр координат можно перемещать - достаточно ухватить пересечение линеек и потянуть на рисунок. Вернуть на место (в левый верхний угол экрана) тоже просто - двойным щелчком на перекрестье.

Направляющие как и линейки можно скрывать - Ctrl + ; (в англ. раскладке). В дополнение к направляющим есть и просто сетка. Включается/выключается - Ctrl + ‘. Она также не выводится на печать.

Направляющие обладают одним очень важным свойством - к ним могут прилипать края слоев (что такое слои - в следующей главе). Прилипание также можно включить/выключить - Ctrl + Shift + ;

К вспомогательным инструментам можно также отнести и две плавающие палитры: Info ( F8) и Navigator.

Первая отображает точные координаты курсора относительно центра координат, а также цвета в двух моделях, плюс - размеры объекта по ширине и высоте (при выборе слоя).

Вторая - служит как бы миниэкраном и удобна при работе с большим приближением, когда на экране видна лишь часть рисунка, а нужно быстро переместиться скажем в другой его конец. Особенно это удобно при малой диагонали монитора ;-)

Часть V II . Работа со слоями.

Что такое слои ( Layers) ? Если ты когда-нибудь видел, как создаются обычные «рисованные» мультики, то понять, что такое слой для тебя не составит труда.

Обычные слои - это как бы невидимые, совершенно прозрачные пленки, на каждой из них можно рисовать. Слои можно двигать один относительно другого. Также слои располагаются в строго определенном порядке как бы в стопке - по мере «удаленности» от экрана монитора. Этим качеством можно пользоваться, заставляя одни объекты закрывать другие. Два слоя нельзя положить на одном уровне, но можно как бы склеить в один - при этом объекты верхнего перекроют нижний.

Почему я сказал, что есть обычные слои ? Да потому, что есть несколько разновидностей слоев и не на всех можно вот так просто рисовать. Также слои бывают корректирующими ( Adjustment layers), закрашивающими ( Fill layers) и текстовыми ( Text layers). К слоям активно применяются т.наз. маски - Masks, которые также бывают нескольких видов.

Давай начнем с простого. За работу со слоями отвечает конечно палитра Layers:

Посмотри внимательно. Каждый слой представлен строчкой в эдаком списке. Рассмотрим такую строчку слева направо.

Слева у любого слоя есть глазик - это «флажок», отвечающий за видимость данного слоя на экране. Слоям можно временно отключать видимость, чтобы было удобно работать на тех слоях, что под ними. Кстати порядок видимости определяется снизу вверх, т.е. верхний слой считается как бы ближе к наблюдателю. А вот нижний - наоборот, перекрывается всеми остальными слоями. Скрытые слои нельзя редактировать (если попытаться это сделать и выделить такой слой, то он автоматически станет видимым.

Далее есть место под флажок-кисточку. Этот флажок показывает, какой слой в данный момент редактируется. Редактировать, например рисовать, за раз можно только на одном одим слое.

Дальше идет миниатюра, отображающая что нарисовано на слое. Потом - имя слоя.

Поскольку слои бывают разные, по тому, как они отображаются, можно судить что это за слой. Так, на приведенном выше рисунке самый нижний слой ( Background) является «базовым» слоем. Программа создает его автоматически при создании нового файла. Флажок замочка справа от него говорит нам, что данный слой запрещен к перемещению, т.е. на нем можно рисовать, но нельзя двигать.

Далее по списку идет обычный стандартный слой - Layer 2. За ним - слой, на которого наложена маска. Она отображается как ч/б рисунок справа от основной миниатюры. Далее снова идет обычный слой. За ним - настраиваемый слой, adjustment layer. У него вместо миниатюры нарисован график. Последним идет закрашивающий, Fill layer. Слева у него не значок кисточки а квадрат с кружком - признак того, что это специальный слой. На нем нельзя непосредственно что-то рисовать, но можно с помощью его настроек и маски влиять на нижние слои. например изменять их цвет.

Теперь как же создавать новые слои, менять порядок их расположения и прочее. Вообще то все функции управления слоями собраны в соответствующем меню - Layers. Некоторые редко употребляемые функции ты найдешь только там. Все же основные - как обычно, через клавиатуру и мышь :-)

Для начала давай создадим новый файл и попробуем насоздавать в нем слоев. Делаем Ctrl + N, жмем Enter (или перед тем в открывшемся окне правим заготовку будущего холста.

Теперь открываем палитру слоев ( F7). У нас пока есть только один базовый слой - background. Да и тот «залочен» - его нельзя никуда таскать. Зато на нем можно рисовать. Выбери инструмент «Кисть» ( Brush, B), цвет по вкусу и нарисуй какую-нибудь абракадабру.

Ты заметишь, что в миниатюре палитры слоев отобразились твои каракули. Теперь взгляни вниз палитры слоев. Видишь там несколько значков ? Растолковываю, что они означают.

Крайний слева - Add a layer Style. Это добавление к слою специальных эффектов, нам пока рано, поэтому пропускаем.

Далее - добавить к слою маску. если нажмешь, то справа от миниатюры слоя появится еще одна, ч/б, отображающая т.наз. маску слоя. Маски слоя - очень важное понятие. Работают по принципу - если участок на маске белый, то сквозь него видно ту часть слоя, на который наложена маска. Иначе, если он черный - ее не видно. Поясню дальше на примере.

Пока идем дальше. Следующий значок напоминает папку. называется - Create a new set. Сеты - это как бы папки для слоев. Поскольку последних может быть много и по всему списку перемещаться будет неудобно, разработчики предусмотрели возможность группировать слои. Нажимая на эту пимпу мы получим новую строчку в палитре, она будет похожа на слой, однако это чисто вспомогательная вещь:

Затем можно ухватить слой и перетянуть прямо на этот Сет. В результате он попадет в него. В примере вверху я перетащил в сет целых три слоя.

Сету как и слою можно дать осмысленное имя. Для этого достаточно просто щелкнуть один раз на его имени. Также можно назначить цвет, чтобы сет или слой лучше выделялись в палитре. Для этого нажимаем на нем правой кнопкой и выбираем Layer set properties, а там и цвет можно выбрать, а также еще и имя поменять.

Теперь все слои, помещенные в сет легко все сразу например скрыть, просто нажав на треугольнике-стрелке сета. Также как ты уже понял, порядок слоев в палитре можно изменять - достаточно таскать их вверх/вниз мышью. То же относится и к сетам. Удобно то, что слои, входящие в сет, перемещаются вместе с ним.

Следующая иконка внизу палитры выглядит как черно-белый кружок и называется Create new fill or adjustment layer и позволяет создать корректирующий слой. О назначении их ты поймешь, когда освоишь следующую главу о цветовой корректировке.

Дальше идут пиктограммы создания нового слоя ( Create a new layer) а также удаления слоя - выглядит как корзинка ( Delete layer). Первая соответственно создает новый простой пустой слой, а вторая удаляет. Если слой имеет маску, то по нажатии на последнюю пиктограмму удаляется сначала она (программа спрашивает подтверждение), а при следующем нажатии удаляется уже сам слой. Правда последняя версия программы допускает т.наз. множественную маску, когда к одному слою применяется несколько масок, но на мой взгляд это фича уж для слишком искушенных профи...

Это еще не все. Вверху палитры, под самым ее ярлычком располагаются опции слоя. Это тип наложения слоя на нижние (по дефолту - Normal), степень прозрачности слоя и густоты его закраски в % ( Opacity & Fill), а также флажки блокировок слоя.

Рассмотрим по порядку.

Тип наложения. В отличие от рисованной обычной анимации, где художник рисует обычными красками на пленке тут мы имеем виртуальные пленки и краски. Краски равно как и сами «пленки» описываются мат. значениями. Поэтому мы имеем несколько более широкие перед художниками возможности. Причем некоторые из них в реальном мире не существуют. Например режим наложения слоев. Поскольку слои - набор точек, каждая из которых имеет мат. описание цвета, то становится возможным указать как точки разных цветов будут накладываться друг на друга. Способ наложения, а вернее его алгоритм и указывается в данном поле. Чтобы понять -0 нужно нарисовать что-нибудь в двух разных слоях и поэкспериментировать с настройкой наложения верхнего из них.

Если стоит « Normal» - то точки из верхнего просто всплошную перекрывают лежащие под ними точки нижнего слоя. Другие варианты предлагаю попробовать тебе самому.

Прозрачность и густота закраски - просто управляют тем, насколько слой будет прозрачен. Разница между этими двумя параметрами небольшая. Чаще исп. первый.

Флажки Lock -а управляют блокировками данного слоя. Например можно запретить рисовать на данном слое, двигать его или вообще заблокировать, чтобы его даже нельзя было переместить в палитре. Очень удобно для подстраховки от «человеческого» фактора.

Слои можно склеить между собой или связать. Склейка - это когда ты из одного или более слоев делаешь один. Делается из меню слоев.

Merge Down (склеить вниз, Ctrl + E) выбранный слой склеивается с нижним слоем.

Merge Visible (склеить все видимые, Ctrl + Shift + E) - все видимые в данный момент слои (те, что отмечены глазиком слева) склеиваются в один.

Flatten Image - склеить все слои, сделать картинку «плоской».

Теперь, когда ты уже знаешь кое-что о слоях, я дам тебе подсказку насчет того, как ими управлять без палитры (в проф. режимах).

Для начала запомни комбинации:

Ctrl+[ или Ctrl + ] - передвинуть слой на одну позицию вниз или вверх в списке палитры.

Ctrl + Shift + [ или Ctrl + Shift + ] - передвинуть в самый низ или верх списка.

Попробуй поперемещать слои без палитры, вручную. Ты увидишь, что в палитре они тоже будут двигаться.

Тогда как же выбрать слой, если палитры не будет на экране ? Очень просто. Достаточно при инструменте Move Tool держать нажатым левый Ctrl и щелкать на том участке нужного слоя, где на нем что-нибудь нарисовано. Правда иногда может не получиться, если сверху над ним еще один слой, только у него прозрачность очень высокая - всего несколько процентов, а это трудно заметно. Или сверху нужного тебе слоя с рисунком сидит корректирующий слой.

Можно заставить Фотошоп также автоматически выделять слои. Для этого в верхней вспомогательной панели нужно отметить галочкой Auto Select Layer, но например меня это раздражает и я пользуюсь выделением вручную.

Слой можно раздвоить, т.е. сделать его копию - жмем правой клавишей на нем и выбираем duplicate layer. Оттуда же его можно и удалить - delete layer.

Отдельный, но уже так нужный тебе тип слоя - текстовый. Создается автоматически, если ты выберешь инструмент « Text Tool» ( T) и нажмешь один раз левой клавишей мыши на рисунке. Автоматически будет создан тестовый слой (в палитре слоев он появится отмаркированным буквой «Т»), а на самом рисунке замигает курсор - приглашение к вводу текста.

При этом текст можно не только вводить, но также и выделять привычным способом через Shift или мышью.

В верхней вспомогательной панели при активном инструменте текста появится тип его гарнитуры (название шрифта), начертание (прямой, полужирный, курсив или подчеркнутый), его размер (по традиции - в типографских пунктах или кеглях, тип сглаживания краев текста, выключка (с какой стороны текст будет выровнен - слева, по центру или по правому краю), а также его цвет.

В Photoshop есть две палитры, расширяющие работу с текстом: это Character и Paragraph. Освой их самостоятельно, это нетрудно.

Какие есть приемы и хитрости работы с текстом ?

Например, для того чтобы быстро переключиться на редактирование текста достаточно дважды щелкнуть на его слое или выбрать инструмент текста и щелкнуть уже им на введенной строке. Перемещать введенную строчку можно с помощью того же инструмента Move Tool. выделять им при нажатом Ctrl вслепую довольно трудно при малом размере кегля шрифта - нужно точно тыкать мышью в букву.

Меня когда-то ставила в тупик ситуация, когда я редактировал текст при отключенных по Tab-у панелях. Ведь чтобы закончить ввод или редактирование текста хотелось просто нажать Enter или выбрать другой инструмент, однако и то и другое было невозможно сделать, т.к. в первом случае просто вставлялся перенос строки а во втором - вставлялись буквы (ведь вызов инструмента через клавиши идет через простое нажатие букв, откуда программе знать, вводишь ты текст или хочешь вызвать инструмент ;-)). Выбрать мышью другой инструмент тоже нельзя - при нажатии на Tab вставляется символ табуляции, а не происходит открытие панелей. Приходилось открывать какую-нибудь плавающую палитру (чаще всего слоев)   и тыкать мышью туда... Теперь я знаю лекарство - достаточно просто нажать Esc и все... Произойдет автоматический возврат к инструменту, исп. до вызова Text Tools.

Текст можно не только печатать по горизонтали, но и по вертикали. Также можно вместо закрашенного текста заставить программу сразу набрать выделение...

Но об этом в следующей главе :-)

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=6206