Веб-сервисы корпоративных сайтов: стандарты, примеры использования, прогнозы

Времена, когда слова "электронный бизнес" открывали широкую дорогу к средствам инвесторов, когда весь технологический мир жил подъемом и ожиданием благ интернет-экономики, прошли. Замедление, плавно переходящее в стагнацию, внушило трезвый прагматизм. Оказалось, что никакого особого интернет-бизнеса не существует, а есть обычный бизнес, который может с успехом использовать Интернет. А может и с неуспехом - все зависит от того, насколько основателен сам бизнес и насколько грамотно проведена интернет-интеграция.

Как раз к настоящему моменту, в непростые для "интернет-экономики" времена, начинают поспевать серьезные интернет-решения известных компаний, которые начинали разрабатываться еще во время бума "дот-комов". Для их создания и внедрения необходимы усилия многих разработчиков в течение длительного времени, а затем еще раз усилия и еще раз время - для стандартизации и отладки. Веб-сервисы (в оригинале web services, по-русски также часто именуются веб-службами) - одно из немногих слов из лексикона новой экономики, которые не табуированы в приличном обществе. Что это такое?

Вице-президент Sun Microsystems, директор всемирной сети Java-центров Стю Стерн определяет веб-сервисы как "программные компоненты, которые доступны через интерфейс XML и которые могут быть динамически найдены и задействованы через реестр. То, что все делается на основе XML - не новость. Новость в том, что стандартизируется формат публикации в реестре, который потом позволяет найти программный компонент и использовать его - мы это называем „обслуживание по требованию" (services on demand)".

Часто веб-сервисам определения не дают, а поясняют их работу "на пальцах". Например, автомобильной компании (почему-то в качестве образца всегда фигурирует именно автомобильная компания) для производства определенной модели требуется определенное количество неких узлов. Выявив необходимость в узлах (скажем, в коробках передач), корпоративная информационная система формирует заказ и с помощью программного компонента, называемого веб-сервисом, "закидывает" его поставщику коробок передач. Или нескольким поставщикам сразу. На их стороне веб-сервисы "подхватывают" заказ, корпоративная информационная система анализирует его, делает вывод, что для производства КПП необходимо столько-то шестерней и отправляет заказ поставщикам. И так далее. В идеале такая схема позволяет оптимизировать производство, уменьшить складские издержки (все производится как бы под заказ) и усилить конкуренцию, поскольку пакеты заказов могут формироваться на открытых электронных торговых площадках.

Нельзя сказать, что идея веб-сервисов является абсолютным откровением в бизнесе. "Главный смысл существования веб-сервисов - улучшение информационного обмена между компаниями", - подчеркивает Стю Стерн. Проблема связи не нова и особенно остро она стоит в случае сложных цепочек поставок - например, в автомобильной промышленности. Решения этой проблемы также появились довольно давно. Одно из них - EDI (electronic data interchange). Это способ обмена электронными эквивалентами стандартных документов - заказов, инвойсов, счетов и т. д. Он давно практикуется в автопромышленности и других производствах, где цепочки поставок длинны и сложны. Но при разработке EDI не предусматривалось использование Интернета, и он работает лишь в некоторых закрытых сетях. Кроме того, EDI предусматривает "почтовый" тип обращения с документами. Заказ может лежать в электронном ящике несколько дней, прежде чем кто-нибудь обратит на него внимание. Так что в целом идея системы электронных заказов не нова. Новой является идея воплощать ее в публичных сетях через стандартные протоколы.

Веб-сервисы как явление следует отличать также от "старого доброго" ASP - предоставления приложений через Интернет. Веб-сервис отличается от этой модели тем, что с приложениями взаимодействуют не люди, а другие приложения - через интерфейс XML. Наглядным примером могут служить котировки акций. ASP может предоставлять своим клиентам котировки в виде бегущего по экрану тикера, динамически обновляемой веб-странички или в любой другой форме, но если котировки будут представлены как веб-сервис, то любое приложение, например для анализа рынка, может получить к ним доступ через интерфейс XML.

XML - eXtensible Markup Language - ключевая аббревиатура в веб-сервисах. Сам по себе XML, по меткому выражению основателя проекта Apache Бенкендорфа, "недалеко ушел от ASCII" - это всего лишь набор стандартов, позволяющий гибко описывать нетабличные данные - то есть выполнять то, для чего плохо приспособлен HTML. Дело здесь именно в стандартизации и создании lingua franka, на котором могли бы общаться бизнес-приложения. Говоря о веб-сервисах вообще и XML в частности, вице-президент по продажам аппаратного и программного обеспечения IBM в регионе EMEA Луиджи Фрегуйя (Luigi Freguia) отмечает: "положительным фактором является то, что все основные ИТ-вендоры еще до того, как начали производить данную технологию, договорились о стандартах. И это, наверное, первый пример в отрасли ИТ, когда сначала договорились о стандартах, а потом начали что-то выпускать. Есть ощущение, что через несколько лет веб-сервисы будут достаточно активно использоваться именно благодаря тому, что есть договоренность о стандартизации".

Из-за недостатка финансирования уходят громкие имена поставщиков решений для рынка B2B доткомовской эпохи. На первый план выдвигаются IBM, Microsoft, Oracle, Sun Microsystems и другие. Несмотря на совместную работу и стандартизацию, борьба за приоритеты идет нешуточная. Стю Стерн, как заинтересованная сторона, с энтузиазмом рассказывает: "Sun уже несколько лет говорит о сервисной архитектуре приложений. Интересно, что IBM и Microsoft подняли весь этот шум вокруг XML, на который мы вначале не обратили внимания. А отрасль между тем стала думать, что Sun отстает. Но при этом Джон Бозак - человек, который основал рабочую группу, предложившую XML - является инженером Sun. Sun фактически стояла у истоков XML, и мы очень активны в этой области, особенно в eb-XML (e-business), на протяжении как минимум двух лет. Что касается веб-сервисов, то пресса уверена, что мы просто пытаемся догнать IBM и Microsoft. Но это не так. Наша платформа еще несколько лет назад была способна предоставлять сервисы через Интернет. Мы были вовлечены в сообщество XML с его основания. В последнее время мы только добавили поддержку новейших протоколов в нашу платформу - но это та же самая платформа, J2EE, которую мы разрабатывали годами".

Необходимость стандартизации и обеспечения совместной работы признают все компании, участвующие в разработке веб-сервисов. Это диктует сама жизнь. Ведь интернет-приложения, как правило, устанавливаются на уже существующие корпоративные системы - которые у всех разные. "Следует обращать особое внимание на соответствие стандартам. Это очень важно при выборе любой программной платформы. Обычно компании берут за основу существующие корпоративные системы и выносят их в Интернет. Так что выбор платформы должен быть продиктован ее интеграционными возможностями. Конечно, важную роль играет качество продукта, возможности расширения, инструменты, которые он предлагает, и т. д.", - говорит Стю Стерн.

Похоже, стандартизация веб-сервисов идет своим путем, а различные комитеты и стандартизирующие организации - своим. По словам Леонида Алтухова, руководителя отдела ПО IBM в России и СНГ, IBM считает хорошим знаком то, что основные вендоры с самого начала договорились об установлении технологических стандартов. Возможно, именно поэтому IBM признает важность недавно созданной при участии IBM и Microsoft организации Web Services Interoperability Organization (WSIO). "Если два основных поставщика технологии на рынке договорились, то вероятность того, что данная технология будет востребована рынком, достаточно велика. Даже сейчас та же Microsoft имеет достаточно сильное влияние, и часть рынка использует ее технологии, несмотря на то, что они не являются общепризнанными или общепринятыми. В то же время IBM ведет свою технологическую линию, которая, как подтверждают аналитики, более открытая, и к ней примыкает достаточно много компаний. Итак, полюса всего два, и если эти полюсы между собой договорились, то важность этой договоренности достаточно высока именно для широкомасштабного использования этих технологий". В Sun Microsystems не согласны с двухполюсной моделью - компании более симпатична модель с тремя полюсами, а еще лучше - с одним. Случилось так, что Sun Microsystems в WSIO не входит по не совсем ясным причинам: "Я не очень знаком с официальной позицией Sun по отношению к WSIO. Известно, главные в этой организации - IBM и Microsoft. Я могу предположить, но не могу говорить от имени компании в этом вопросе", - заявляет Стю Стерн.

Отсутствие Sun, одного из крупнейших вендоров, в организации не очень украшает ее имидж, тем не менее Луиджи Фрегуйя считает, что если не WSIO, то какая-то другая организация, устанавливающая стандарты, все равно должна существовать - это хорошо и для клиентов, и для отрасли в целом. Цель такой организации очевидна: она гарантирует сотрудничество, взаимодействие заинтересованных участников рынка. Под ее крылом новые приложения будут разрабатываться на базе принятых единых стандартов. Установление в рамках WSIO единых стандартов вовсе не означает исчезновение конкуренции. Это обычная практика: будут определены стандарты, и компании будут продолжать конкурировать в производстве middleware и аппаратного обеспечения.

Может ли случиться так, что пока суд да дело, рынок завоюет какое-нибудь удачное, но частное и нестандартное решение какого-либо производителя? Стю Стерн считает такой сценарий маловероятным: "Конечно, это может случиться, однако пока нет признаков того, что это происходит (хотя мы обеспокоены, например, проприетарными расширениями, которые Microsoft добавляет к XML). Это может произойти, лишь если появится совершенно неотразимая проприетарная технология. И даже в этом случае недостаточно только одной отдельно взятой компании перейти на эту технологию - нужно, чтобы на нее перешли и все партнеры этой компании. Но пока такой технологии нет, и даже Microsoft активно вовлечена в процесс стандартизации. Сейчас выходит стандарт eb-XML, и рынок активно ждет его у групп стандартизации. Это гораздо более исчерпывающий стандарт, чем WSDL или UDDI, на которые делают основной акцент Microsoft и IBM. К счастью, они опубликовали свои стандарты и держат их открытыми. Очень маловероятно, чтобы для решений такого уровня использовались какие-либо проприетарные компоненты или протоколы".

Все разговоры о веб-сервисах можно считать в какой-то мере предварительными. "Пока мы еще в начале пути. И это можно сказать не только о России, но и о Соединенных Штатах, и о Европе. Все находятся примерно в одинаковом положении, потому что технология нова, ее только начали внедрять. Так что есть основания полагать, что в ближайшее время появятся первые очевидные результаты ее использования", - говорит Луиджи Фрегуйя. Для небольших компаний-разработчиков, по мнению Леонида Алтухова, в этом заключаются определенные преимущества: "Когда конкретный сервис выбирается исходя не из того, кто поставщик, а из типа и качества сервиса, ситуация становится более выгодной для небольших компаний. Это позволяет предположить, что через 3-4 года эти технологии будут широко распространены".

А на что следует обратить внимание компании, обдумывающей решение о внедрении веб-сервисов? "Вовлеченность руководителей компаний в принятие технологических решений отражает очень важную тенденцию: технология перестала быть лишь вспомогательным средством для бизнеса, она стала его сутью. Бизнесмены стали очень внимательны к техническим моментам. Однако в том, что касается веб-сервисов, наша целевая аудитория - это не технические специалисты: большинство пока не может уследить за быстрой эволюцией в этой области, - говорит Стю Стерн. - Технические специалисты понимают необходимость стандартизации. По моим наблюдениям, наиболее успешно обстоят дела в тех компаниях, в которых техническим оснащением занимается специальная выделенная группа, чьи решения носят не просто рекомендательный, а решающий характер".

Что же должна учитывать компания, чтобы внедрение web-сервисов произошло безболезненно? Собственно, этот вопрос несколько шире, чем использование конкретной технологии web-сервисов. Любая компания, которая собирается более активно использовать технологии электронного бизнеса внутри себя или при взаимодействии с партнерами, в первую, очередь, должна подумать о реинжиниринге бизнес-процессов. Для того чтобы эффективно использовать новые технологии, необходимо провести анализ модели бизнеса, адаптировать ее к новым возможностям. Ведь ИТ - не более чем еще одна возможность, еще один канал взаимодействия - с одной стороны, с другой - еще один путь повышения эффективности работы предприятия. По сути, первая фаза - это всегда консалтинг, после чего уже идет внедрение технологий. В первую очередь надо оценить качество сервиса, который будет предлагаться, и проанализировать бизнес-модель, которая есть в организации на данный момент. По мнению Леонида Алтухова, осуществление этих шагов даст уверенность в том, что компания движется в правильном направлении. Рекомендации эти достаточно универсальны и не зависят от страны, но и сам мир ИТ становится все более универсальным. "Россия - это быстро растущий рынок. Повсюду технические специалисты сталкиваются приблизительно с одними и теми же задачами - необходимостью делать больше за меньшие средства, повысить отдачу от вложений в ИТ, двигаться вперед, сохраняя уже сделанные инвестиции", - заключает Стю Стерн.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=604