Санитары подземелий
Константин 'Бобик' Фомин
Однажды мне удастся произнести словосочетание "отечественные ролёвки", не услышав в ответ смех сквозь слезы. Пока же "Князья", "Златогорья", "Восстания репликантов" и "Пограничья" остужают сердца самых яростных патриотов. Быть может, рецепт исцеления чахнущего в наших краях жанра известен Дмитрию "ст. о/у Гоблин" Пучкову? Действительно ли "массовые расстрелы спасут Родину"? В "Санитарах подземелий" немало пальбы, фирменного цинизма и жесткой лексики. Но окажется ли она качественной RPG?
Планета им. Ходорковского
Расставим дужки над "йо". Вас раздражают начинания питерского переводчика? Закройте браузер. Беременным детям, оголтелым правозащитникам и лично Валерии Ильиничне Новодворской также стоит поберечь нервы. "Санитары" - насквозь авторская игра, и дело даже не в том, что ее сюжет вышел из-под пера Гоблина. Громким именем в титрах очередного проекта нынче не удивишь. В "СП" подкупает иное: это "экранизация" публичной позиции Дмитрия, его отпечаток в индустрии компьютерных развлечений, с обязательными ссылками на первый и второй Quake, суровой военщиной, озорной пошлятиной и пугающе правдивой тюремной сатирой. Почти приговор для фанатов - событие, которое нельзя пропустить.
Закваска рядового в галактических масштабах происшествия не пышет свежестью, но логична. Преступники, сосланные на планету "Матросская тишина", тайно строят космический корабль для побега. Спутники-шпионы не подтвердили информацию резидентов, навести орбитальные орудия на цель невозможно, поэтому командование отправляет вниз пятерых головорезов. Стать своими среди чужих, найти и уничтожить... Для элитного отряда "Упырь" - раз плюнуть.
Разумеется, все пойдет не по плану. Группа внезапно разделится, и львиная доля приключений будет связана с поиском потерянных сослуживцев. По дороге вы посетите традиционную "зону", черно-бело-желтый град Северный, арийский Кройцвайзбург, лагерь каннибалов и прочие "гостеприимные" уголки. Перечень локаций кажется слишком коротким, однако впечатление обманчиво - многие районы разбиты на меньшие квадраты, числом от двух до тринадцати. Нитью Ариадны служит мини-карта, на которой, подобно GPS-указателю из TES 4: Oblivion, отмечены важные персоны и места. Несмотря на такие поблажки, разработчики уверяют, что на операцию у вас уйдет минимум 20 часов. Удовольствие неопытного или отключившего подсказки клиента увеличится в 2 раза.
Пары суток с лихвой хватит, чтобы разобраться в здешних обычаях. Общайтесь с незнакомцами, они - кладезь горькой мудрости. Без их намеков "отпрыскам советских интеллигентов" придется несладко - подопечных будут убивать снова и снова. Привычный "вежливый" путь порой вреден и опасен, равно как и чрезмерная самоуверенность. Тут процветают национализм, бездумная жестокость, повальное мужеложство и гомофобия, алкоголизм и наркомания, работорговля и унижение слабых, а у женщин, угодивших сюда за грехи перед "братвой", отобраны все права. Обогащенная юмором и бодрой язвительностью, эта отрыжка социума создает живую, целостную атмосферу. Последнее особенно приятно, ведь за неоднородность корили и бессмертную Fallout 2.
В захолустье "Тишины" не бывает серых будней. Конечно, глобально ничего не меняется - за рассветом неминуемо следует закат, "честные" тени сжимаются и растут, NPC бродят по округе. Движок "Магии крови" не в силах тягаться с пейзажами Oblivion, нет и полноценной имитации жизни. И все же города выглядят так, как положено. Архитектура и достопримечательности узнаваемы, а люди справляются с ролью массовки, невзирая на дышащие им в спину скрипты. Главное - каждый при деле: дворник подметает улицу, фашисты маршируют на центральной площади, стриптизерши танцуют у шеста, "смотрящие" патрулируют, простые гуляки отирают стены. Дабы заскучавшие диверсанты не тратили свободное время на вынюхивание "дыр" в поведении обывателей или попытки "жить" в вымышленной вселенной, дизайнеры добавили азартные мини-игры - "очко", кости и рулетку. Шаг очень правильный: такой пустяк вытащил из туалетной пучины безнадежную Metalheart и вознес до небес и без того отличную Fable.
Цветовая дифференциация штанов
Погружение в мир опасных фантазий Гоблина начнется с сотворения героя. Не увлекаясь баловством с модным в текущем сезоне генератором свирепых морд, обратим внимание на ролевую систему. Первостепенные характеристики, "любимые навыки", уникальные черты и перки - форменный клон SPECIAL. К счастью, в "СП" список параметров урезан гораздо аккуратнее, чем в "Златогорье".
Любопытное нововведение - графа "внушительность", складывающаяся из врожденных качеств, бонусов "прикида" и оружия. Золотая цепь толщиной с три пальца, пиджак в крупную клетку, ботинки "Авторитет" (из человеческой кожи!) и скорострельный "ствол" прибавят веса вашим аргументам. Гардероб бомжа с соседней свалки (а на определенном этапе вы порадуетесь и ему) окажет противоположное действие.
Следить за модой полезно и выгодно. Мародерство почти всамделишное - обобрав покойника, вы получите и его наряд, и содержимое карманов. И хотя в основном одежда влияет только на внешний вид, разве не здорово выбирать между борцовкой, майкой-сеточкой и ярким пончо, вязаной шапочкой, лихо заломленным беретом или банданой? К тому же для выполнения некоторых миссий понадобятся особые костюмы.
Устали читать про цифры и тряпки? Чувствую в вас дух истинных самураев. Нет, мы-то не одобряем членовредительство, а вот вы едва ли удержитесь, когда мозолистые руки сожмут рукоятку кувалды или мясницкого ножа. Энергичные сражения не лишены тактики - в ходу проверенная временем "умная пауза". Поклонники action/RPG могут рассчитывать на отточенный баланс - независимо от арсенала, будь то самопалы, китайские мечи или имперские рейлганы, воевать интересно. Задобрить приверженцев "серьезного подхода" должны страшные термины: "реалистичные траектории полета пуль" (помните Яна из Fallout, начинявшего вашу филейку свинцом?), "система критических ранений", "секторный обзор", "смена положения и режима стрельбы". Иными словами, поначалу "Санитары" схожи с Neverwinter Nights, а позже, при укомплектованной команде, превращаются в подобие "Бригады Е5".
Впрочем, кулаки нужны не везде. Квесты в целом сводятся к "почтовым" поручениям или мордобою, зато вариантов решения обычно - сюрприз! - как минимум два. Встречаются и по-настоящему оригинальные задания. Еще есть великое чудо для прижимистого российского игропрома - ветвящееся в ключевых узлах прохождение. Кроме того, придется неожиданно много говорить, и общение обставлено великолепно. Чего стоят беседы нескольких граждан сразу (реплики помечены цветом) и скрупулезный протокол... Ну прямо-таки Infinity Engine! "1С" планирует озвучить значительную часть трепа, и я надеюсь, что актеры выложатся по полной, - ударные фразы надо подавать идеально.
Не обошлось и без странностей. Путешествия по миру зеков не угрожают здоровью "засланцев" - место "special encounters" занимают "боевые локации", куда можно попасть лишь по желанию. Моделирование грабежа, увлекательное на бумаге, не доведено до ума и бедно выглядит в динамике. Кто знает, доплывет ли оно до релиза? Ведь авторы уже отказались от одного из обещаний - масок, скрывающих лицо бандита от "смотрящих"...
Год 2006-й несет печать грозного противостояния Bethesda Softworks и Piranha Bytes, и не сгинуть в тени грандов - огромное достижение. "Санитары подземелий" - не "убийца Fallout" или "наследница Diablo", а "просто" ладно скроенная, самобытная RPG. Вдруг именно ее нам и не хватает?
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=6037
|