Безопасность поисковых систем в корпоративной среде
Информационные технологии (ИТ) все глубже входят в бизнес практически каждой организации. Это сопровождается почти экспоненциальным ростом объемов корпоративной информации, аккумулируемой в локальных сетях компании. В результате на первый план выходит проблема быстрого и удобного доступа к документам, распределенным по многочисленным серверам и рабочим станциями интрасети. От эффективного решения этой задачи может зависеть эффективность всего бизнеса, так как время, затрачиваемое сотрудниками на поиск нужного документа, отрицательно влияет на производительность труда и означает выброшенные на ветер деньги компании. Сегодня на рынке существует целый ряд инструментов, которые предназначены для облегчения доступа к документам, распределенным в корпоративной сети. Эти продукты позволяют быстро найти практически любую информацию, используемую в современном бизнесе: текстовые документы, электронные сообщения, кэш браузера, графические файлы и т.д. Наиболее известными поставщиками корпоративных поисковых систем на российском рынке являются Google, Yahoo и Яндекс. Между тем, из сообщений в прессе может возникнуть ощущение, что использовать эти инструменты в корпоративной среде опасно. Дело в том, что время от времени организации страдают от серьезных утечек конфиденциальной или приватной информации. Причем это является следствием использования (возможно, некорректного) корпоративных поисковых систем. Таким образом, представители бизнеса сталкиваются с угрозами информационной безопасности (ИБ), которые возникают в результате применения инструментов поиска. Вот лишь несколько примеров из практики: * В конце 2004 года, сразу же после того, как публике был представлен Google Desktop, появились сообщения о том, что этот локальный поисковик индексирует абсолютно все почтовые сообщения на персональном компьютере и, тем самым, позволяет обходить пароли на почтовых ящиках, устанавливаемые в почтовых клиентах. В результате специализирующиеся на системах безопасности компании поспешили объявить Google Desktop потенциально опасной программой. Общие выводы * Самой опасной угрозой, возникающей при использовании поисковых систем в корпоративной среде, является утечка конфиденциальной информации (48,9%). Индекс опасности этой угрозы значительно опережает все остальные. Эксперты InfoWatch считают, что опасения респондентов вполне справедливы. Методология исследования Портрет респондента
Предпочтения респондентов На рис. 2 указаны самые известные поставщики корпоративных поисковых систем на российском рынке и их распределение по базе респондентов. Наиболее популярным инструментом поиска оказались продукты компании Google (Google Desktop, Google Desktop for Enterprises, Google Mini, Google Server Appliance и т.д.). Этими решениями пользуется почти половина опрошенных служащих (46%). Менее распространена поисковая система Яндекса (Персональный поиск Яндекса и т.д.). На этот продукт указали 38,4% респондентов. Наконец, на третьем месте оказались инструменты поиска от компании Yahoo (Yahoo Desktop Search и т.д.), на которых остановили свой выбор 1,6% опрошенных служащих. Также отметим, что определенная часть респондентов (14%) использует другие поисковые системы.
Безопасность поисковых систем Самой важной частью исследования стала группа вопросов об угрозах ИБ, которые сопутствуют использованию поисковых систем в корпоративной среде. Прежде всего, респондентам было предложено поделиться своими опасениями и указать на те новые риски, которые возникают в организации в связи с применением специализированных поисковых продуктов (см. рис. 3). Как оказалось, наибольшее беспокойство служащих вызывает угроза утечки конфиденциальной информации (48,9%). Другими словами, практически половина респондентов уверена, что использование инструментов поиска приведет к тому, что классифицированная коммерческая информация окажется за пределами интрасети компании.
Примерно четыре респондента из десяти (39,8%) считают, что применение корпоративных поисковых систем чревато проникновением вредоносных программ в ИТ-инфраструктуру организации. Немного меньше опрошенных специалистов уверено, что еще одним сопутствующим риском является угроза несанкционированного доступа (35,3%). Наконец, практически каждый четвертый (24,6%) респондент опасается потери данных вследствие внедрения поисковых продуктов в компании, а почти каждый пятый (19,3%) уверен в безопасности этих систем. Также отметим, что небольшая группа (15%) анкетированных служащих полагает, что средства поиска таят в себе и другие угрозы помимо тех, что перечислены выше. По мнению аналитического центра InfoWatch, обеспокоенность респондентов риском утечки конфиденциальной информации вполне оправдана. Дело в том, что поисковые системы значительно облегчают доступ к коммерческим данным со стороны персонала. В подавляющем большинстве случаев этот доступ является полностью авторизованным и санкционированным. Таким образом, если инсайдер пытается "слить" торговые или технологические секреты работодателя на сторону, то ему не нужно выведывать, где хранится вся эта информация. Ведь в распоряжении инсайдера есть мощный инструмент поиска, который позволяет отыскать нужный документ за считанные секунды. Кроме того, по мнению экспертов InfoWatch, использование поисковых систем повышает риски случайной (непреднамеренной) утечки чувствительных данных. Возросший уровень этой угрозы объясняется тем, что теперь добропорядочному служащему намного проще ошибиться, перепутав конфиденциальный и публичный файлы. Такая ситуация может возникнуть в том случае, когда сотрудник делает поиск по какому-то ключевому слову, которое встречается, как в закрытом, так и в открытом документе, а также тогда, когда служащий допускает утечку документа, о конфиденциальном характере которого он просто не осведомлен. Между тем, у группы экспертов SecurityLab.ru вызывало некоторое удивление, что на втором месте среди ответов респондентов оказалась угроза проникновения вредоносных кодов. Дело в том, что беспокойство специалистов по поводу других рисков (утечка конфиденциальной информации, несанкционированный доступ, потеря данных) вполне понятно и объяснимо. Ведь все они навеяны уже произошедшими инцидентами. Например, уязвимость в браузере потенциально позволяла хакеру осуществить несанкционированный доступ к информации, украсть или уничтожить ее. Однако еще не было создано даже концепта тех червей, который могли бы проникнуть на компьютер вследствие бреши в поисковой системе. Кроме того, ничто не указывает на то, что такие концепты появятся в ближайшее время, так как для этого необходимо, чтобы поисковые системы какого-то одного поставщики пользовались чрезвычайно широкой популярностью среди пользователей. А этого, как видно из данного исследования, не происходит. Тем не менее, аналитики SecurityLab.ru находят объяснение опасениям респондентов. Вредоносные коды являются одной из самых опасных угроз ИБ, наряду с утечкой конфиденциальной информации. Так что служащие, находящиеся все время под давлением СМИ и поставщиков антивирусных решений, могли включить данную угрозу на "всякий случай".
Следующим вопросом аналитики InfoWatch предложили указать источники угроз ИБ, возникающих при использовании корпоративных поисковых систем (см. рис. 4). Этот вопрос не менее важен, чем предыдущий, так как повышение рисков ИБ в связи с появлением нового продукта в корпоративной сети не обязательно является следствием уязвимости внедренного информационного продукта. Собственно так и оказалось - почти половина (45,3%) респондентов уверена, что новые угрозы возникают как результат человеческого фактора. Действительно, довольно часто служащие просто не умеют использовать поисковые системы в соответствии со строгими требованиями безопасности. Следующим по популярности ответом стали уязвимости в программном окружении поисковой системы. В пользу этого варианта отдали свои голоса 26,1% респондентов. С таким мнением тоже сложно не согласиться, так как приведенные во введении примеры указывают, что инциденты ИБ возникают, в том числе, из-за брешей в браузере, криптографических средствах, почтовых клиентах и т.д. Наконец, замыкает тройку источников рисков ИБ - уязвимости в самих поисковых системах. Однако на долю этого ответа пришлось лишь 9,3% респондентов. Другими словами, опрошенные служащие прекрасно понимают, что поисковые системы, как и любое другое программное обеспечение, могут содержать ошибки и бреши, но на практике человеческий фактор и уязвимости в программном окружении гораздо чаще приводят к инцидентам ИБ. Также отметим, что 19,3% респондентов указали на отсутствие угроз, возникающих вследствие использования корпоративных поисковых систем. Это та же группа, которая выбрала аналогичный вариант при ответе на предыдущий вопрос. Оборотни в белых воротничках Ставка на Яндекс Суммируя все ответы респондентов, можно резюмировать, что представители бизнеса могут спокойно использовать корпоративные поисковые системы, если политика ИБ, принятая в компании, предполагает защиту конфиденциальной информации, предотвращение утечек и мониторинг инсайдерской активности. Отметим, что столь эффективная политика ИБ должна быть в каждой крупной организации, так как риски утечки торговых секретов высоки везде, где эти секреты есть, и никак не связаны инструментами поиска. Если на предприятии нет адекватной политики ИБ, и не используются соответствующие средства защиты от утечек и инсайдеров, то средства корпоративного поиска только усугубят ситуацию, предоставив оборотням в белых воротничках удобный способ быстрого доступа к нужной информации. Фактор безопасности поисковых систем
Также следует отметить большую группу респондентов, которая не уверена в своем ответе. Так, вариант "Скорее да, чем нет" выбрали 32,3% отвечавших. Ответ "Скорее нет, чем да" дали 38,3% респондентов. Другими словами, эти 70,6% анкетированных служащих не могут точно сказать, как именно фактор безопасности сказывается при принятии решения о внедрении корпоративных поисковых систем. Заключение
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=5574 |