Поколение NEXT
Но ведь индустрия ИТ и сама по себе представляется отраслью, способной обеспечить российской экономике солидный прирост и привес. С учетом того, что ежегодный объем реализуемых во всем мире инфокоммуникационных услуг составляет сегодня почти 3,5 трлн. долларов, Россия со своим действительно могучим интеллектуальным потенциалом вполне могла бы занять на этом рынке достойное место и повернуть в свою сторону изрядную часть распределяемых им финансовых потоков. Тем более, что первый шаг на этом пути был сделан уже довольно давно: прекращение бесплодных попыток советской микроэлектроники догнать и перегнать весь свет в изобретении и выпуске суперпередовых персональных компьютеров привело, в конце концов, к пониманию того, что наиболее реальным, рациональным и выгодным для нас направлением экспортной деятельности в этой сфере является производство программного обеспечения и ИТ-аутсорсинг. Согласно данным аналитического агентства Gartner Dataquest, оборот глобального ИТ-аутсорсинга в 2004 году составил около 200 млрд. долларов, в течение прошлого года должен был возрасти, как минимум, на 30-40%, а к 2015 году обещает достичь 1 триллиона. При этом общая сумма контрактов на разработку заказного ПО, по оценкам компании IDC, на протяжении ближайших пяти лет увеличится с 40 до 140 млрд. долларов, большая часть которых придется на долю передовиков мирового аутсорсинга во главе с Индией, лидирующей в этой области с громадным отрывом. По сведениям Национальной ассоциации производителей программного обеспечения Индии, в 2004-2005 финансовом году экспорт программного обеспечения из этой страны исчислялся 12,5 млрд. долларов, что (с учетом нынешних темпов развития отрасли) позволяет индийским экономистам прогнозировать увеличение этого показателя за следующий аналогичный период до 19-20 миллиардов. В индийской программной индустрии сосредоточены сейчас силы сотен тысяч квалифицированных специалистов, а ее ведущие представители занимают видные места в списках крупнейших ИТ-предприятий планеты - как по степени доходности и прибыльности, так и по количеству занятых профессионалов. К примеру, штат Infosys Technologies насчитывает сегодня 45 тысяч человек, TCS - более 40 тысяч, Wipro - около 30 тысяч, и каждая из этих компаний планирует за год-два расшириться еще на 15-20%. На этом фоне положение российского программирования выглядит пока более чем скромным: как сообщалось на последней ежегодной конференции ассоциации "РусСофт", общий объем экспорта программной продукции из нашей страны в 2004 году вырос на 40% и достиг 750 млн. долларов, а по итогам 2005 года должен был выйти на уровень 1 миллиарда. В сфере разработки ПО трудятся сегодня около 500 компаний, причем обороты наиболее крупных из них не превышают 20-40 млн. долларов в год, основную же массу предприятий составляют совсем небольшие фирмы с оборотом менее 1 миллиона долларов. А потому совершенно неудивительно, что доля России на международном рынке программного обеспечения едва-едва дотягивает до 1%, и хотя руководство Мининформсвязи РФ полагает, что к 2010 году этот показатель может вырасти до 7% (10 млрд. долларов), большинство независимых экспертов сходится во мнении, что такой сценарий развития событий возможен только в том случае, если количество отечественных программистов будет многократно увеличено, а качество их подготовки будет отвечать самым высоким требованиям, предъявляемым отраслью.
Между тем, процесс этой подготовки в нашей стране уже не первый год обременен многочисленными проблемами, неразрешимость которых начинается с того, что российская индустрия ИТ, с одной стороны, очень слабо представляет себе, сколько и каких специалистов ей нужно сегодня, а сколько понадобится в ближайшие 5-10 лет; а с другой стороны, российская образовательная система не располагает сколько-нибудь объективными и достоверными сведениями о количестве, профессиональном профиле и программах обучения студентов, ориентированных на работу в различных областях информационных технологий. Несмотря на неоднократно возникавшее в деловых и экспертных кругах предложение о проведении детального анализа потребности ИТ-компаний страны в квалифицированных кадрах различной специализации, ни одна отраслевая структура до сей поры так и не собралась провести подобное исследование. Ну а Министерство науки и образования продолжает оперировать весьма приблизительными данными о необходимых этой отрасли выпускниках - поскольку, во-первых, официальный перечень вузовских специальностей изрядно устарел и не соответствует современным реалиям; а во-вторых, к таким выпускникам зачастую причисляют представителей совсем других профессиональных направлений (в частности, всех без исключения выходцев из МФТИ и МИФИ). Если же высчитать некие "усредненные" показатели государственной и негосударственной статистики (которую пытаются вести ассоциация "РусСофт", маркетинговое агентство "Форт-Росс", фирма Auriga и некоторые другие ИТ-предприятия и организации), то при гигантском разбросе цифр, порой отличающихся друг от друга чуть ли не на порядок, получается, что в 2004 году всеми российскими вузами было подготовлено не более 50-60 тысяч специалистов, способных трудиться в сфере программирования и ИТ-аутсорсинга, а в 2005 году - примерно 60-65 тысяч (для сравнения: индийская промышленность в 2004 году пополнилась 75 тысячами таких кадров). И дело даже не в абсолютных цифрах, а в самой тенденции развития ИТ-образования, которое по своим темпам (10-15% в год) явно не поспевает за ростом отечественного ИТ-бизнеса. И разрыв этот тем более критичен, что в период становления и интенсивного прогресса этой индустрии в Сибири, на Урале, Дальнем Востоке и других регионах страны подавляющее большинство (70-80%) выпускников соответствующего профиля по-прежнему приходится на долю Москвы и Санкт-Петербурга - столичных центров, с которыми молодым людям после получения дипломов очень не хочется расставаться. Однако главная проблема состоит, конечно же, не в количестве, а в качестве профессиональной подготовки ИТ-специалистов, недостаточность которого с каждым годом становится все более очевидной и вызывает нарастающую волну недовольства и нареканий. Причем в высказываниях менеджеров отраслевых компаний чаще всего приходится слышать претензии не столько к конкретным пробелам в спецтехнологическом обучении вчерашних студентов (это, мол, только половина беды, с которой можно было бы справиться в процессе практической работы человека на фирме), сколько к непониманию ими методических основ программирования, общих принципов алгоритмизации и прочих аспектов, относящихся к разряду фундаментальных знаний.
Уже и не отрицая полностью правомерность подобной критики, руководители и профессора вузов приводят в свое оправдание целый ряд весомых аргументов и причин, на которые они не в состоянии повлиять. В частности, катастрофическое падение уровня среднего образования. Эта тема стала уже притчей во языцех, но как бы то ни было, а с требованиями, предъявляемыми к студентам российских физтехов и мехматов с самого начала их институтско-университетской учебы, сегодня может справиться далеко не каждый выпускник даже математической школы. Да и школ этих, строго говоря, осталось в стране не так уж много: материальное положение учителей, и в прежние времена не отличавшееся особым благополучием, за последние полтора десятилетия превратилось буквально в нищенское, и в первую очередь пострадали от этого именно точные науки, преподаватели которых в массовом порядке отправились на поиски нормальных заработков - в том числе, кстати, и на те же ИТ-предприятия. Правда, за постсоветский период в разных городах возникли государственные средние учебные заведения нового типа - специализированные лицеи, многие из которых (благодаря "особым организационно-экономическим условиям" и поддержке со стороны бизнеса) сумели встать на ноги и сейчас готовят достаточно грамотных абитуриентов, способных поступить в самые что ни на есть престижные вузы. Есть среди лицеев и такие, которые нацелены именно на базовое обучение будущих программистов, инженеров компьютерной техники, системных администраторов и других ИТ-профессионалов. Но при постоянно высоком спросе старшеклассников на получение подобных знаний все информационно-технологические лицеи России до сих пор можно сосчитать по пальцам двух рук. Такие учебные заведения есть почти во всех крупнейших индустриальных центрах страны, но что такое один ИТ-лицей, выпускающий 100-120 юношей и девушек со средним специальным образованием, для такого города, как Москва или Новосибирск, Самара или Хабаровск? И все же, несмотря на их немногочисленность, голоса выпускников настоящих физматшкол и лицеев информационных технологий с каждым годом все более отчетливо слышны в общем хоре критики ИТ-сообщества, адресуемой отечественному высшему образованию. Талантливые и трудолюбивые ребята, успевшие в 10-11 классах не только поучаствовать, но и победить со своими собственными разработками во всероссийских ("Шаг в будущее", "Поиск", "Юниор-Intel") и международных (International Science and Engineering Fair - ISEF и др.) конкурсах технического творчества, в полной мере освоившие азы теории, овладевшие начальными практическими навыками, приобретшие опыт коллективной работы над проектами, имеющие общее представление о современных профессиональных требованиях и конкурентной борьбе, поступая на профильные факультеты ведущих вузов страны, с неоспоримым правом рассчитывают на развитие с их помощью своих способностей и достижение того квалификационного уровня, который позволил бы им сделать карьеру в избранной специальности. Но тут обнаруживается, что вузовские учебные программы безнадежно отстали от жизни, основная часть "оставшегося в строю" преподавательского состава давно утратила связь с реальной научно-промышленной деятельностью, а техническая база соответствует позавчерашнему дню мировой ИТ-эволюции. "Если доктор наук, профессор, заведующий кафедрой обыкновенного государственного вуза получает чистыми 5 252 руб. в месяц, а аспирант - 870 руб., то можно себе представить их энтузиазм! - комментирует ситуацию доктор технических наук Анатолий Шалыто, завкафедрой технологий программирования Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. - До тех пор, пока работающие без отрыва от учебы студенты старших курсов ИТ-специальностей получают, как минимум, в три-четыре раза больше своих профессоров, а выпускник вуза будет воспринимать как личное оскорбление предложение работать за профессорскую зарплату, все разговоры о серьезном ИТ-образовании бессмысленны. Оно вообще может исчезнуть". Наверное, может - если администрация вузов будет уповать только на поддержку Министерства образования, которое с упорством, достойным лучшего применения, продолжает стимулировать всеобщее недовольство государственным финансированием высшей школы и бедственным положением ее представителей. Тем временем опыт самого профессора Шалыто являет собой пример чрезвычайно активного и результативного опровержения такой политики: по его инициативе и под его руководством осуществляются вполне конкретные и перспективные проекты, заслужившие, в частности, право на включение в национальные научные программы, а соответственно, и на централизованные инвестиции. А в таких условиях у заведующего кафедрой появляются дополнительные возможности и мотивации к подготовке высококлассных молодых специалистов: в числе учеников Анатолия Абрамовича значатся уже несколько призеров и даже чемпионов мира по программированию последних лет. Коллега доктора Шалыто - доктор физико-математических наук, профессор и завкафедрой системного программирования мехмата СПбГУ Андрей Терехов одновременно возглавляет и компанию "Ланит-Терком", известную своими работами в области создания СУБД, телекоммуникационных систем и реинжиниринга программно-аппаратных комплексов. Весьма характерным можно считать тот факт, что русскоязычная адаптация международного образовательного стандарта IEEE Computing Curricula 2001, включающего комплекс рекомендаций по преподаванию информатики и программирования, была подготовлена по инициативе Андрея Николаевича, силами его компании и безо всякого участия Министерства образования. К сожалению, подобные примеры в среде российского высшего образования пока еще единичны и могут расцениваться как исключения из общего правила. Можно сколь угодно долго и справедливо винить государство в отсутствии должного внимания к экономической помощи вузам, содействию проведения ими фундаментальных исследований и подготовке профессиональных кадров для важнейших сфер индустрии, но пока образовательная система и ИТ-бизнес не пойдут друг другу навстречу и не предпримут совместных действий по выходу из кадрового кризиса, положение так и будет оставаться тупиковым. Но раз уж мы всерьез говорим о переходе отечественных наукоемких и высокотехнологичных отраслей на рыночные условия, то этот процесс не может оставить в стороне и высшую школу. Нельзя забывать, что в тех же технически преуспевающих Соединенных Штатах все без исключения солидные университеты и институты (включая МТИ, Стэнфорд, Гарвард и иже с ними) строят свою экономику не столько на правительственных дотациях и плате за обучение, сколько на выполнении заказов, поступающих от различных организаций. В России же до сих пор бизнес никак не настроится рассматривать вузы в качестве своих деловых партнеров, а те, в свою очередь, безуспешно пытаются перенести модель социалистического прошлого (беззаботное существование при тотальном планировании "сверху" и стопроцентном государственном обеспечении) в капиталистическое настоящее. Предпринимательство, постоянно сетуя на нарастающий дефицит квалифицированных специалистов, не особенно стремится к налаживанию взаимовыгодных связей с образованием; а образование, не переставая жаловаться на свои финансовые и организационные проблемы, продолжает противиться каким бы то ни было принципиальным реформам. Ну а пока дела обстоят именно так, риску подвергается все общество: ведь вместо поколения завтрашних профессионалов высшего мирового класса мы можем получить этакое "поколение next", обладающее абстрактными знаниями обо всем, а стало быть, не готовое ни к чему конкретному.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=5455 |