Восточная Европа не дозрела до аутсорсинга

Успех аутсорсинга в Индии окрылил другие развивающиеся страны и заставил западноевропейских заказчиков ИТ-услуг присмотреться к ближайшим соседям - государствам Центральной и Восточной Европы. Согласно опубликованному вчера исследованию Deutsche Bank Research, особенно интересуются этим регионом в Германии.

В данном случае речь идет уже не о классическом аутсорсинге, где услуги оказывают на больших расстояниях, а о его разновидности по отношению к соседним странам - nearshoring. Страны Центральной и Восточной Европы привлекают внимание заказчиков из "старой" Европы прежде всего географической близостью. Считается, что они могут заполнить пробелы в сфере услуг, ориентированных прежде всего на англо-американский рынок. Германские фирмы "очарованы" низкими зарплатами в регионе (впрочем, не настолько низкими, как в Индии), высоким стандартом образования, относительной стабильностью экономики и законодательства, географической, культурной, а иногда и языковой близостью.

Языковая близость - не пустой звук. Как отмечает в докладе о nearshoring аналитик Deutsche Bank Томас Майер, услуги англоязычных индийских аутсорсеров в Европе на 70% оплачивают заказчики Великобритании и Ирландии. До сих пор континентальные фирмы тихо топтались в сторонке, но теперь почти 40% школьников в новых государствах ЕС учат немецкий язык. Кроме того, более 70% школьников изучают английский, а Румыния интересна французским компаниям, поскольку 85% школьников там учат французский. Играют роль и общеевропейские культурные коды. "Мы пользуемся услугами ИТ-офшора в основном в странах Восточной Европы, - заявил эксперт немецкого Commerzbank Петер Питч. - Здесь для нас основным партнером является Чехия. Мы ни разу не пробовали пользоваться услугами в Индии, и на данный момент не рассматриваем такую возможность".

Однако, несмотря на все свои достоинства, Центральная и Восточная Европа еще не дозрела для качественного аутсорсинга, отмечается в исследовании. В том же Commerzbank к ИТ-деятельности привлечено 5000 человек, но в чешском ИТ-офшоре задействованы всего 60. "Важнейшей составляющей для банка является качество ИТ-услуг, - продолжает Петер Питч. - Тут мы больше привыкли полагаться на собственных специалистов. Кроме того, ИТ-работу необходимо тщательно контролировать, а это намного удобней делать в своей стране".

С 1992 по 2004 годы импорт услуг на основе ИТ в ЕС из Центральной и Восточной Европы вырос на 13%, а из Индии - на 14%. Причина - слабая специализация стран Центральной и Восточной Европы в области экспорта ИT-услуг. "Услуги на основе информационных технологий составляют менее 4% экспорта из региона, - сообщил Томас Майер. - В Индии эта доля составляет 17%. Кроме того, доля дипломированных ИT-специалистов здесь существенно ниже, чем в Индии". По убеждению аналитика Deutsche Bank, восточноевропейский nearshoring будут склонны выбирать малые фирмы и фирмы-новички, поскольку затраты здесь ниже, а контроль проще. В традиционном аутсорсинге Центральной и Восточной Европе еще долго не догнать фаворитов.

"Что касается России, то здесь очень хороший уровень специалистов, - заявил Томас Майер. - Однако в России есть проблемы с защитой прав собственности, что затрудняет развитие чувствительных к этому видов ИТ-деятельности".

Источник: rbc

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=5197