Несвоевременные мысли о рекламе и маркетинге I

Б.Спиноза: "Свобода - осознанная необходимость"

А.Солженицын: "Свобода - осознанная решётка"

Весельчак У: "Мы не бандиты! Мы благородные пираты."

Вот образец маркетинга XVII века:
"…А в палатках понавешено товару, - так и горит. Из-за прилавков купчишки высовываются,
кричат: "К нам, к нам, боярин у нас покупал!" Подойдёшь к прилавку, - вцепится в тебя купец, в глаза прыгает, а захочешь уйти ни с чем, начинает ругать и бьёт тебя куском полотна, чтоб купил." (А.Н. Толстой "Повесть смутного времени")

Примерно так действуем и мы. Держим клиента за полы и "прыгаем ему в глаза", пытаясь доказать, что наш товар лучше, чем у соседа. Правда, покупателя не бьём, но если он уходит ни с чем, обижаемся. Нужно ли прыгать? Нужно. На этот вопрос однозначно ответит любой рекламист. Только вот делать это следует изящно, сообразуясь со вкусом избалованного клиента-современника.

Недолго тому назад, в благословенные брежневские времена, существовала система "заказов". То есть, вместе с вожделенной одесской колбасой и банкой болгарского перца, вы обязаны были взять три килограмма ячневой крупы и губную гармошку. Наши клиенты, в большинстве своём, ещё помнят это и подозревают, что и сейчас маркетинг строится по брежневскому принципу. Ибо кто такой "менеджер торгового зала"? Десять лет назад он назывался продавцом, и главной его задачей было не заснуть. А вот сто лет назад он назывался приказчиком, и в его задачу входило, чтобы покупатель не ушёл без товара. И все средства были хороши - от откровенного вранья, до лести покупателю.

Так как главным средством связи наших купцов с корнями стало использования к месту и не к месту буковок "ъ" и "ять" в вывесках, то новомодный "Банкъ" совершенно естественно ассоциируется в наших головах с пройдохой-приказчиком…

Старый анекдот:
Спортивный комментатор - легкоатлету:
- Какая часть тела является для Вас главной?
- Конечно, голова! Мне нужно расчитать скорость разбега, учесть силу ветра, состояние
дорожки и многое другое.
То же - каратисту:
- Какая… и т.д.?
- Голова, разумеется! Чтобы победить, я должен очистить свой разум, настроится
в унисон с космическими линиями, полюбить противника, наконец.
Боксёру:
- Какая..?
- Кулаки.
- Как?! А ещё?
- Ну-у… Ноги.
- А голова-то Вам нужна?!
- Да. Я ей ем.

Смешно, но не это главное. Главное в том, что простодушный боксёр единственный
попытался ответить честно. Мы не верим рекламе. Мы не верим, когда нам говорят: "Ваше коммерческое благополучие - это всё, что волнует многочисленный колектив наших специалистов!"

Ага. Специалисты ночей не спят, почти перестали есть, осунулись и думют только об одном: как бы получше сделать свою работу. И только, и исключительно из любви к заказчику.

Всё не так. Давайте говорить правду. Вышеозначенные труженики хотят заработать. Причём заработать побольше.

Но давайте скажем ещё об одной правде. В данный момент мы подошли к той точке, когда, чтобы хорошо заработать, необходимо работать хорошо. Принципы советской экономики (О Беломоре: "Без туфты и аммонала на бывало бы канала".), приписки и скрытый брак, перестали работать, причём не по чьей-то директиве и инициативе масс, а автоматически, с введением рынка (дикого-не дикого, не есть важно).

Производитель (товаров и услуг) понял это первым. Не потому что умный, а потому что задницей (Весьма чувствительная часть организма, кто не знает). Потребитель доходит до этой простой истины умом. А ум, тысячелетний российский опыт, говорит: "Не обманешь - не продашь". Купец не может не воровать, пусть хоть сто раз устно, письменно, в Интернете объяснится в любви к покупателю. Обман при этом зачастую
мерещится не там, где он может быть на самом деле.

(Анекдот. Дьявол - Новому русскому:
- Подписывай…
Тот:
- Значит - миллион? Кэшем? За мою душу?
- Да, да, сколько раз повторять! В чём загвоздка?!
- Да вот, не пойму никак… Где ты меня кидаешь?)

Ну, это к слову. О русском менталитете вообще.

Так вот. Купец МОЖЕТ НЕ ВОРОВАТЬ. Не верите? Я тоже не верю. И вот, поскольку никто не верит, хитрый купец теперь придумал новую штуку. В убыток себе, казалось бы, соорудил такую схему, что выгоды у него не будет до того момента, пока она не придёт к клиенту.

Хитрость теперь несколько иного рода. Поэтому предлагается обычно не продукт, а система, схема, комплекс услуг, сопровождение и консультации. (…Лет сто назад весь цикл строительства кораблей проходил на одном и том же предприятии, смежников, в современном смысле слова, не существовало. Поэтому ходила байка, что, если понадобится, Балтийский завод, например, изготовит для кают-компнии крейсера рояль и клетку для попугая…)
Производитель может изготовить для крейсера рояль, но лучше купит его у мастера. А вы можете не волноваться, в кают-компании вашего корабля будет и рояль, и персидские ковры. (Об артиллерии и котлах уж и не упоминаем.)

Пароходы-паровозы. Почему теперь всё стало принято объяснять на примерах? Американские веяния? Происки нейро-лингвистических программеров? С другой стороны, "если ты такой умный, почему ты такой бедный?" "Тупые и неразвитые" американцы подмяли под себя весь мир и пракрасно себя чувствуют. (Понятное дело, аукнется им это, но аукнется, может, лет через сто, а жируют они уже сейчас.) Так что, приходится всё объяснять по-американски из тех соображений, что, если скопировать внешнее, и по сути повезёт… Но это уже лирическое отступление, и об этом несколько позже.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=5103