"1С": Россияне не должны стать ИТ-батраками
Рано Кравченко
Руководство "1С" сообщило о результатах за год, а также о своем видении проблем и дальнейших перспектив софтверного бизнеса в России. По мнению "1С", незащищенность внутреннего рынка от "американских гигантов" и барьеры на несырьевой экспорт могут превратить российские компании в поставщиков "интеллектуального сырья", работающих на иностранного хозяина. По мнению руководства "1С", в российской софтверной индустрии остается немало проблем. Пиратство на внутреннем рынке процветает, несмотря на операции силовиков, консолидацию индустрии в отраслевые союзы, и более тесное взаимодействие поставщиков ПО с правоохранительными органами. 46% уголовных дел по России за нарушения прав на софт связаны с продуктами "1С". Несмотря на приток русскоязычных работников из бывших советских республик, нехватка квалифицированных кадров также является проблемой отрасли. "До сих пор в России нет ни одного вуза, где ИТ были бы главной специализацией. Кроме того, нет точных цифр, сколько ИТ-специалистов проходят обучение, и сколько нужно стране. Я считаю, что вопрос с кадрами не очень решается", - говорит Борис Нуралиев. По его мнению, нужно повышать и эффективность сектора информационных технологий, которая по прежнему ниже мирового уровня, хоть и увеличивается по мере совершенствования менеджмента. Еще одна острейшая проблема - незащищенность внутреннего рынка от "американских гигантов" с одной стороны, и барьеры на несырьевой экспорт из России с другой. "Эти идиотские барьеры пока не лечатся, а обходятся вынесением производства в другие страны", - считают в "1С". "Теоретически создание ОЭЗ должно улучшить ситуацию для экспорта ПО. Пока этого не произошло, подождем, - говорит Борис Нуралиев. - Несколько лучше стало в последнее время с таможенным оформлением, но не кардинально, многие проблемы остались". "Возврат НДС остается проблемой, - добавляет Борис Нуралиев. - По закону НДС должны возвращать, на практике его не возвращают. В России сейчас рассматривается законопроект по специальному льготному налогообложению ИТ-предприятий. Однако в первую очередь он рассчитан на поддержку поставщиков услуг по заказному программированию, а поставщикам готовых программных продуктов применить его будет сложно. Я считаю, что государство должно поддерживать экспорт всех несырьевых продуктов - "не из земли", а к которым приложены голова и руки. В противном случае мы станем поставщиками "интеллектуального сырья", а наша страна - плантацией "интеллектуальных батраков". Ведь большую прибыль и престиж получает вендор готового продукта, владелец бренда - а какая в этом продукте доля работы аутсорсеров, никого не волнует". В соответствии с указанным проектом, льготы по налогам получат только фирмы с количеством программистов не менее 100. "Да, "1С" сможет предоставить такие документы и получить льготы. Но ведь цивилизованное государство должно поддерживать в первую очередь малый бизнес. Google была мелкой компанией и выросла в гиганта, а в неблагоприятных условиях могла бы не пробиться", - заявляет руководитель "1С". Отметим, что по оценке министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана, объем рынка информационных технологий в 2005 г. составил 310 млрд. рублей (1,5% ВВП), темп роста рынка ИТ - 20% (в 2004 г. - 27,5%), количество пользователей интернета - 22 млн. человек (каждый шестой житель России) общее количество персональных компьютеров - свыше 17 млн. штук. Для сравнения - по оценке IDC, в 2005 году российский ИТ-рынок вырос на 24%, и, по мнению Бориса Нуралиева, эта цифра более близка к истине. Как считает руководитель "1С", 1,5% ВВП - "это уже много, буквально несколько лет назад данный показатель составлял 0,5%". "Темпы роста ИТ-сектора превышают темпы роста всей экономики России, ни одна крупная страна в мире в последние годы не достигала этой цифры - Индия и Китай показывали 12%-13%, а в Западной Европе и США 3%-4% роста ИТ - это очень хорошо", - считает Борис Нуралиев. "1С" продала 39 вагонов ПООбъем продаж "1С" в 2005 г. увеличился на 40%. Абсолютные цифры в компании не называют, но по оценке CNews, годовой оборот составил $131 млн. В прошедшем году "1С" продала 14,2 млн. копий ПО (в 2004 г. - 13 млн), из них ПО делового назначения собственной разработки - 319 тыс. (в 2004 г. - 220 тыс.), игр и обучающих программ - 12,9 млн. (в 2004 г. - 12 млн). Для наглядности, 14,2 млн копий в коробках - это 2510 тонн отгрузки в год или 39 стандартных железнодорожных вагонов по 64 тонны. По коробочному ПО в 2005 г. больше всего было продано продуктов "1С: Дистрибуция", примерно в равных долях - "1С: Мультимедиа" и "1С: Предприятие 7.7", меньше - "1С: Предприятие 8. 0". Объем продаж ПО марки "1С: Дистрибуция" в 2005 г. вырос на 131%. Темпы роста продаж игрового софта замедлились, делового - ускорилась. Самым успешным месяцем по обороту стал декабрь. Рост продаж в январе 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. составил 43%. В "1С" работает более 600 сотрудников. Исходя из оценки годового оборота, можно сделать вывод, что в 2005 г. выработка на одного сотрудника 1С превысил $200 тыс. Отметим, что по мнению некоторых экспертов, это хороший показатель эффективности для серьезной западной софтверной фирмы. Игры: в России есть все мировые хитыКак отмечаю эксперты "1С", рост благосостояния граждан и числа домашних компьютеров обусловили дальнейшее расширение рынка мультимедийного ПО в 2005 г. При этом взрывной рост рынка, в предыдущие годы составлявший около 80%, сменился более плавным -20%. Продажи игр и мультимедийных продуктов сторонних российских производителей увеличились на 15% (в 2004 г. - на 55%, в 2003 г. - на 84%), разработанных 1С: в 2005 г. - на 32% (в 2004 г. - на 68%). По оценке "1С", за 2 года средняя "успешная" игра приносит 50% сверх затрат. Поэтому при бурном 80% росте, этот сектор постоянно испытывал потребность в "подкачке" средств - при переходе к плавному росту участники рынка могут надеяться на текущий возврат инвестиций. Рост объема продаж мультимедийного ПО Источник: CNews Analytics Практически не осталось игр мирового уровня, которые не издавались бы в России легально, повысилось качество игр российских разработчиков. Сокращающиеся сроки работ по локализации позволяют оперативно выпускать игровые продукты, что положительно сказывается на продажах. Наблюдается бурный рост ассортимента, по несколько наименований в день, и как следствие - конкуренция между продуктами и снижение рентабельности продаж продуктов среднего уровня. Появляется все больше специализированных магазинов/секций, растут продажи через гипермаркеты. Однако, с мультимедийным пиратством ситуация неоднозначная - в условиях стагнации деятельности столичных пиратов, в ряде регионов "поднялись" пираты областного масштаба. В 2005 году "1С" стала крупнейшим издателем и дистрибьютором легальных компьютерных и видеоигр на территории Центральной и Восточной Европы. Всего по направлению "1С:Мультимедиа" фирма работает более чем с 1300 партнерами. На данный момент подписано 211 договоров по программе "1С:Мультимедиа магазин", 16 договоров по "1С:Мультимедиа дистрибуция". Ассортимент мультимедийной продукции составляет примерно 4000 наименований. В прошедшем году вышли 244 новых наименований продуктов (126 игр, 2 кинофильма, 49 обучающих программ, 67 аудиокниг) (в 2004 г. - 186 наименований). Из игр, имеющих наибольшие рейтинги, стоит отметить "Ил-2", "Периметр", "Корсары-3", Call of Duty 2, из аудиокниг - "Ночной дозор", "Дневной дозор", "Лабиринт отражений", "Народные английские сказки". Сейчас в стадии разработки - около 50 проектов, проводимых совместно с российскими производителями игр. Достигнуто соглашение об издании в СНГ игр серии "Звездные войны" от компании Lucas Arts. ЕГЭ помог образовательному софтуВ 2005 г. происходил стабильный рост объемов продаж образовательного ПО "1С". Этому способствовали: господдержка электронных изданий; законодательное закрепление введения Единого государственного экзамена; подключение школ к интернету; переход на нормативное (подушевое) финансирование учебного процесса, что создало предпосылки для автоматизации учета в школах. На рынке наблюдалось закрепление состава основных участников, стандартизация и унификация учебных программ и способов обмена данными, увеличение роли интранет- и интернет решений, а также повышение спроса на автоматизацию деятельности образовательных учреждений. В продаже в истекшем году появилось более 60 новых образовательных продуктов от "1С", на данный момент ассортимент включает 108 наименований. Фирма выиграла тендеры на дальнейшую разработку образовательных комплексов для школы - на первом этапе разрабатываются более 50, ведутся работы по подготовке коробочной версии платформы. ПО общего назначения: SMB отстаетПо оценке "1С", в прошедшем году происходил рост интереса к ПО общего назначения (для домашних и корпоративных пользователей), в том числе, к системам защиты информации, фильтрации спама, контроля доступа. Увеличились продажи многопользовательских продуктов, лицензий, дополнительных рабочих мест. Все большая доля продаж таких систем, в том числе "тяжелого" софта, приходится на регионы. Наблюдается устойчивый рост спроса на Linux и САПР. Продажи государственному и корпоративному сектору растут быстрее, чем малому и среднему бизнесу. За отчетный период объем продаж делового софта российских производителей вырос на 57% (в 2004 г. - на 65%). Рост продаж делового софта под маркой "1С: Дистрибьюция" (24 издания) составил 131%. Однако в общем объеме проданного "1С" российского софта, делового ПО в 4 раза меньше, чем мультимедийных продуктов. Автоматизация бизнеса: для директора и налоговойРынок ПО для автоматизации предприятий продолжает расширяться Причины этого - растущее понимание необходимости сохранения эффективности бизнеса при падении нормы прибыли на устоявшихся рынках, а также рост интереса к новым технологиям. Росту спроса на автоматизацию способствует и усиливающийся контроль за налогоплательщиками, все более жесткая и детальная регламентация фискального учета. "Автоматизация фискальных функций достаточно важна, в тюрьму именно за эти ошибки и сажают. Для директора важно, чтобы система позволяла видеть узкие места бизнеса, резервы снижения себестоимости и повышения эффективности. Но не менее значима для него и хорошая автоматизация фискального учета, подготовки налоговой отчетности - это тоже важный элемент обеспечения стабильности бизнеса, особенно если учесть, что с 2003 года отменены статьи УК по деятельному раскаянию в налоговых преступлениях" - заявил Борис Нуралиев. В бизнесе "1С" быстрее всего растут продажи предприятиям средней величины. Наблюдается сохранение среднего уровня цен на массовые системы автоматизации при их дальнейшем функциональном развитии, а также рост цен на услуги по внедрению. В 2005 г. зафиксирован рост продаж "1С: Предприятие" на уровне 56%, в том числе версии 8.0 - на 189%, 7.7. - на 37%. Из решений для автоматизации торговли, с октября 2005 г. более половины впервые составили продажи "1С: Управление торговлей" (7.7 и 8.0) (есть еще решение "Торговля и склад"). За декабрь 2005 г. продано 1785 комплектов "1С: Бухгалтерия", за ноябрь - 624, октябрь - 443. За истекший год реализовано более 1200 комплектов продукта "1С: Управление производственным предприятием" (УПП), клиенты планируют автоматизировать на его базе более 40 тыс. рабочих мест. Общая численность персонала на предприятиях - клиентах УПП составляет более 700 тыс. человек. Средний клиент УПП имеет 660 человек персонала и 37 автоматизированных рабочих мест. Статистика продаж УПП за 2005 г. по секторам: 66% - промышленность, 12% - торговля, 7% - связь и транспорт, 5% - строительство, 2% - сельское хозяйство. Статистика продаж УПП за 2005 г. по отраслям промышленности: пищевая - 19%, машиностроение, металлообработка - 18%, химическая - 12%, приборостроение - 10%, энергетика - 8%, производство строительных материалов - 8%, легкая промышленность - 4%, деревообработка - 4%, металлургия - 3%. Продажи комплектов УПП, штук Источник: "1С" Сейчас "1С" поставляет более 260 отраслевых решений, совместимых с "1С: Предприятием" от более 70 разработчиков. Лидеры продаж: по количеству коробок в порядке убывания: "Хранитель", "Камин: Зарплата", "1С-Рарус: Общепит", "Штрих-М: Кассир" и "1С-Рарус: Автотранспорт". По объему продаж в порядке убывания: "Камин: Зарплата", "Хранитель", "1С-Рарус: Общепит", "1С-Рарус: Автотранспорт" и "Штрих-М: Кассир". Продажи решений, прошедших сертификацию по программе "1С: Совместимо", выросли на 60% по сравнению с 2004 г. Выпущено 11 новых продуктов на базе "1С:Предприятие 8.0". (в 2004 г было 3 продукта). Готовятся совместные отраслевые производственные решения на основе УПП. "1С" прирастает партнерамиВ настоящее время с "1С" работают 5300 дилеров, 1200 учебных центров, 1800 учебных заведений, 320 центров сертификации, 210 магазинов "1С:Мультимедиа", 3200 франчайзи, 70 участников проекта "1С:Консалтинг", 220 центров компетенции. Решения "1С" распространяются через сеть фирм-партнеров в 470 городах России и СНГ. Из них следует отметить "1С:Франчайзи" - сеть предприятий, осуществляющих комплексные услуги по автоматизации учетной и офисной работы. По данным "1С", в среднем рост оборота франчайзинговой фирмы составил в 2005 г. 44% (в Москве немного больше). Структура оборота франчайзи "1С" на ноябрь 2005 г.: внедрения - 37%, продажа ПО - 32%, сопровождение- 11% (в Москве - внедрения - 42%, продажа ПО - 24%, сопровождение - 17%). Оплата услуг франчайзи составляет от $5 до $50 в час, в среднем - $11-$30 в час, в Москве - $21-$50 в час, в регионах - $11-$30 в час. Цены на услуги в основном, стабильны (отмечают 58% франчайзи) или растут (отмечают 42% франчайзи). Спрос на внедрение систем автоматизации продолжает расти, большинство франчайзинговых фирм (86%) не испытывают недостатка в заказах, а 10% отмечают, что количество поступающих заказов превышает их возможности.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=4786 |