Российские ИТ-компании спасет "интеллектуальный товар"

В условиях ускоряющейся глобализации формализованные знания становятся продуктом и одним из основных корпоративных активов. Технологии прикладной инженерии знаний находят широкое применение в повседневной коммерческой практике, предоставляя компаниям, их использующим, существенные конкурентные преимущества. Для российских компаний именно этот "интеллектуальный товар" могжет стать ключом к выживанию на мировом рынке.

Горький плод глобализации

В самом начале эры индустриализации немногочисленные компании ориентировались в своей деятельности на, как правило, местные источники сырья, местные трудовые ресурсы, на местных потребителей и практически не конкурировали с компаниями, находящимися в других регионах.

Научно-технический прогресс вызвал бурное развитие транспорта и средств связи, что привело к становлению мировых рынков сырья, промышленного оборудования и рабочей силы. Все это создало возможность, а затем и острую необходимость ведения бизнеса там, где это наиболее выгодно в текущий момент времени.

Местонахождение компаний перестало являться конкурентным преимуществом, одновременно появилась возможность быстрого, в том числе и кратковременного, привлечения практически неограниченного количества трудовых ресурсов, сырья и оборудования, что позволило быстро производить любой товар в любом количестве и быстро доставлять его в любое место.

Глобальный и, как первоначально казалось, бездонный мировой рынок вдруг стал тесен, и оказалось, что свободных мест на нем нет и уже не будет. На все имеющиеся места уже выстроилась длинная очередь претендентов, любой из которых без труда может быстро заполнить весь рынок своими товарами и услугами.

Ловля черной кошки в черной комнате

Столкнувшись с постоянным конкурентным сжатием мирового рынка, многие компании пошли по наиболее легкому пути, - пути сокращения издержек за счет переноса трудозатратой части бизнеса в регионы с максимально дешевой рабочей силой и минимальной сопутствующей нагрузкой (экологической, социальной, образовательной, научной и т.д.).

В настоящее время данный процесс находится пока только в начальной фазе своей траектории, но уже вызывает серьезные социально-экономические и, как следствие, политические осложнения в Западной Европе, Северной Америке и Японии. К каким последствиям он будет приводить в своей завершающей фазе, можно только догадываться.

Однако и для регионов-реципиентов все складывается не так радужно, как могло бы показаться. Отсутствие должных социальных, экологических, образовательных, научных и других затрат приводит к ускоренной амортизации природных и человеческих ресурсов и, как следствие, к эксплуатации данных регионов "на износ". Кроме того, скорость научно-технического прогресса такова, что ставка на дешевые рабочие руки может в отдаленной и даже среднесрочной перспективе привести к проигрышу, так как любой ручной труд по соотношению "стоимость/эффективность" гарантированно проигрывает "труду" автоматизированному и роботизированному, и чем дальше, тем этот проигрыш будет больше.

"Бои с тенью"

Если все компании берут свое сырье, оборудование, трудовые и финансовые ресурсы на одних и тех же открытых мировых рынках, то чем и в чем они могут конкурировать, за счет чего одни в этой борьбе, могут обходить других? Современная мировая конкуренция - это конкуренция нематериального.

В настоящее время, по оценкам экспертов, до 30-40% стоимости промышленных, инженерных и даже торговых фирм приходится на долю их "нематериальной" собственности. Именно эта собственность и отличает одни компании от других, именно она позволяет им побеждать.

"Корпоративные знания" - это совокупные профессиональные знания сотрудников компании, их опыт, и их навыки. Они существовали и были важны и раньше, однако в современных условиях тотальной глобализации, знания стали основным конкурентным преимуществом. Кроме того, они стали приобретать способность автономного существования и даже - свойство товара.

Знания средневекового ремесленника были практически неотделимы от него и умирали вместе с ним, в лучшем случае частично передаваясь ближайшим подмастерьям, как правило - по прямой родственной линии. Прогресс в области ИТ создал возможность "объективизации" промышленных знаний, отделения от "носителей", их сбора, систематизации, проверки, переработки, хранения, тиражирования, распространения и т.д. В результате знания превращаются в индустриальный продукт, а в дальнейшем - и в рыночный товар.

Технологии и инструменты переработки знаний

Стоимость сотрудника равна стоимости его знаний. Компании, работающие на остро конкурентном мировом рынке, нуждаются в инструментах оценки/проверки знаний сотрудников, а также в инструментах "вложения" в сотрудников дополнительных знаний. Более того, предприятия не могут себе позволить роскошь потери знаний, имеющихся у персонала, вследствие потери (увольнения, болезни и т.д.) их носителей (сотрудника, или тем более группы сотрудников). Для решения этих вопросов применяются соответствующие инструменты и технологии.

Для работы с управленческо-организационными знаниями применяются, например технологии "кейсов", а для работы со знаниями из предметных областей - технологии "тестов" и "учебников-энциклопедий". Технологии "кейсов" основаны на унификации действий в стандартных ситуациях и базируются на принципе "накопления успешного опыта". Они состоят в экспертном прогнозировании ситуаций, потенциально возможных в деятельности конкретных сотрудников и отделов, в разбиении этого множества на подмножества, в моделировании всех вариантов развития каждой подобной ситуации, в зависимости от внешних условий. В итоге идет выработка на основании результатов этого моделирования четких и подробных инструкций для всех возможных будущих участников подобных ситуаций.

Эти "инструкции", в отличие от традиционных инструкций, выполняются не в виде никому не нужных толстых выцветших "методичек", пылящихся в шкафах, а виде цифровых моделей, интегрированных в информационную систему компании в тесной взаимосвязи с остальными блоками.

Так, например, кейс "Пожар в офисе №3" должен в информационной системе компании быть взаимосвязан с блоком "Система видеонаблюдения в офисе №3", с блоком "Кадровый учет в офисе №3", и с блоком "Контракты, ведущиеся офисом №3". Все это превращает чрезвычайную ситуацию пожара в "стандартную", спрогнозированную и смоделированную ситуацию и минимизирует ущерб от ее возникновения. Кроме того, данный кейс сам должен являться основой для других кейсов, например, служить основой для кейса "Контракты, ведущиеся офисом №3" - это позволит снизить концентрацию специфических рисков в одном месте.

Точно так же прогнозируются, моделируются и программируются все остальные потенциально возможные ситуации, от заключения контракта, до празднования дня рождения. Самым главным в этом процессе является то, что прогнозирование, моделирование, и программирование осуществляется высококлассными специалистами, и изготовляемые кейсы представляют собой очищенные, отформатированные и растиражированные знания, причем не просто зафиксированные на бумаге, а воплощенные в информационные системы и превращенные в реально применимый инструмент.

Эти методы фактически являются переносом методики "программирования" с чисто машинной среды, в среду человеко-машинную. Данные технологии позволяют существенно экономить время и средства, а главное - достигать максимального результата минимальными затратами. Но этим они не ограничиваются, например, предоставляют уникальные возможности по "визуализации" знаний персонала, что затруднительно осуществить иными средствами.

Так, например, технологии автореферирования должностных обязанностей или должностных знаний позволяют объективно увидеть, что у данного сотрудника "в голове" и дают уникальный материал для обучения новых сотрудников. Применение этих технологий по отношению к новым сотрудникам или кандидатам точно так же позволяет заглянуть им "в голову" и сократить затраты времени и средств на тестирование и/или адаптацию кандидатов или новичков.

Технологии "тестов" и "учебников-энциклопедий" базируются на объективизации и формализации знаний из конкретных предметных областей. Они являются логическим продолжением традиционных технологий индустриального обучения, их развитием в направлении отделения содержательного контента от его носителей, а также на построении формализованных каркасных моделей конкретных предметных областей.

В современном высоко конкурентном бизнесе работодатель не имеет возможности оставаться в неведении относительно количества и качества знания своих сотрудников - это чревато риском полного краха его бизнеса. Проблема состоит в том, что по косвенным признакам (публикации, выступления, и т.д.) может быть оценена очень небольшая часть персонала, а для остальной, значительной его части косвенные методы неприменимы, а проверка профессиональных знаний прямым тестированием всех подряд разорительна экономически и нереальна организационно.

Технологии учебников-энциклопедий состоят в построении каркасных моделей предметных областей, которые, во-первых, используются как учебники для первичного изучения области, во-вторых - как справочники для выяснения конкретных узкоспециальных вопросов, а в-третьих - служат "матрицей" для фоновой сортировки и размещения новых знаний из данной области, приходящих из самых разных источников.

При этом специальные знания одних сотрудников становятся доступны другим. За счет единства матрицы предметной области они собираются в одном месте и могут быть эффективно соотнесены друг с другом, что само по себе может дать много полезной информации.

Да и все новые знания по конкретному вопросу конкретной предметной области сразу размещаются в матрице (возможно - с замещением устаревших знаний), и сразу становятся доступными, их не нужно выискивать по малотиражным журналам и сайтам. В идеале и тесты, и учебники-энциклопедии должны полностью интегрироваться в информационные системы компаний, а их использование - являться обычной повседневной практикой.

Ключевым, переломным моментом в этом процессе является переход от автореферирования знаний силами самих специалистов-носителей (что тоже неплохо) к использованию профессиональных инженеров по знаниям, а в дальнейшем - и к передаче этих работ на внешний аутсорсинг, в специализированные компании, которые уже начинают появляться.

На ИТ-рынок постепенно выходят разнообразные инструменты для работы с формализованными знаниями (например - в составе средств коллективной разработки или в составе средств автономного обучения), так что процесс ускоренной индустриализации знаний становится объективной реальностью. Естественно, что оборотной стороной этого процесса является повышение риска утечки "добытых и очищенных" знаний, но положительные моменты от подобной добычи и очищения, этот риск явно перевешивают.

"Контуры грядущего"

Любой ручной труд либо полностью автоматизируем, либо, как минимум - в значительной мере механизируем, что резко повышает производительность труда, и как следствие - столь же резко сокращает потребность в носителях этого труда. Труд умственный автоматизации пока (к счастью) не подлежит, но частичной механизации уже поддается, и средством такой механизации являются технологии промышленной работы со знаниями.

Основой данных технологий является процесс объективизации и формализации индустриально значимых знаний, а главное - их отделение от "носителей". Эти обезличенные и формализованные знания постепенно превращаются в основной актив глобальных компаний, а процесс управления ими (наряду с точно такими же "обезличенными" денежными средствами и ценными бумагами) - в основной вид деятельности.

Производство материальных товаров постепенно замещается производством знаний, да и для самих материальных товаров: их ценность все в меньшей степени определяется стоимостью использованного сырья, и все в большей - заложенными, воплощенными в них знаниями.

На рынке уже появляются компании, главным и единственным продуктом которых являются найденные, извлеченные, очищенные, систематизированные и переработанные знания, которые в свою очередь, допускают быстрое и неограниченное тиражирование и распространение.

Все это постепенно приведет к возникновению в мировой экономике непростой ситуации, когда большинство из ныне действующих на мировом рынке компаний, станут излишними, так как их совокупные производственные возможности будут откровенно избыточными и потому невостребованными. По мере прогресса средств вычислительной техники и базирующихся на них ИТ этот процесс будет только ускорятся.

Аналогичная непростая ситуация будет складываться и на рынке умственного труда, где требования к объему и качеству знаний будут постоянно повышаться, а сами эти профессиональные знания (вследствие ускорения прогресса) - ускоренно устаревать и терять ценность.

Рано или поздно все эти процессы приведут к разделению и сегрегации стран, народов и общественных групп по критерию их доступа к знаниям, и соответственно - по возможности пользоваться плодами эти знаний.

Грядут непростые для российских ИТ-компаний времена

Почти все российские несырьевые компании до сих пор работают в тепличных условиях фактически полной изоляции от мирового рынка, и соответственно - от царящей на нем предельно жесткой конкуренции. Однако, уже в обозримой перспективе защитная стена упадет, и волна глобализации хлынет на территорию РФ, сметая с рынка всех, кто к ней не подготовился.

Не имея возможности конкурировать с западными компаниями по доступности технологий, инфраструктуры и кредитных ресурсов, а с восточными - по стоимости рабочих рук и силе государственной поддержки, российским компаниям придется искать какие-то другие преимущества, дающие им возможность выживания в складывающейся ситуации.

Грамотное и интенсивное использование формализованных корпоративных знаний является одним из таких преимуществ, а своевременный выход на уже зарождающийся глобальный рынок индустрии знаний даже может дать шанс закрепиться на гребне волны мирового прогресса.

Михаил Радченко / CNews

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=4736