Узы инноватики

Марина Галушкина

Чтобы в России сформировалась конкурентоспособная инновационная экономика, а учебные заведения страны появились среди лидеров мировых образовательных рейтингов, конкурсы инновационных образовательных программ надо проводить не менее шести лет подряд

 Иллюстрация - Константин Батынков

В июне завершился конкурс среди общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы образования, и каждая из трех тысяч школ-победительниц теперь получит по миллиону рублей в качестве господдержки инновационной деятельности. Месяцем ранее закончился аналогичный конкурс среди высших учебных заведений. На инновационную образовательную программу каждый вуз мог запрашивать до миллиарда рублей при условии привлечения им самим не менее 20% от общего объема инвестиций в программу. Победило 17 вузов. Размеры грантов составили от 220 до 970 млн рублей.

Эти два конкурса наряду с еще двумя проектами (создание двух национальных университетов и двух бизнес-школ мирового уровня) направлены на системные изменения в образовании. Благодаря им наше образование должно стать более инновационным и более адекватным запросам времени.

Не за прошлые заслуги

Все инновационные программы вузов, рассчитанные на два года, выглядят вполне системно: в них предусматриваются и наращивание инфраструктуры, и изменение способов и условий обучения, и институциональные преобразования, и производство научно-технической продукции. Впрочем, это не удивляет: победившие в конкурсе вузы действительно сильные, более половины из них постоянно присутствуют в первой десятке различных российских рейтингов.

Как отбирались грантополучатели? Основных критериев было два: оценка качества и результативности представленной инновационной образовательной программы и оценка инновационного потенциала высшего учебного заведения. Качество и результативность программы оценивались экспертами по следующим критериям: ожидаемое изменение качества образования; изменение научных разработок и внедрение их результатов; соответствие привлекаемых ресурсов и схемы управления масштабу заявленной программы; эффективность организационной и финансовой поддержки вузов внешними партнерами и ожидаемые эффекты в экономической, социальной и научной сферах.

Оценка инновационного потенциала рассчитывалась по четырем характеристикам: эффективность научной и инновационной деятельности; эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики; интеллектуальный потенциал вуза и наличие необходимой материальной и информационной базы. Все это в динамике последних трех лет.

Потом эти две оценки сводились, и выстраивался рейтинг, на основании которого конкурсная комиссия принимала решение о победителях и объемах их поддержки.

Сложные технические объекты

Судя по победившим программам, в наших вузах есть инновационный потенциал и, что самое главное, лучшие ориентированы на решение одновременно актуальных и стратегических задач, а не на локальные разработки. Приведем три наиболее показательных примера.

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, продолжая традиции инженерного образования, запускает программу "Научное и кадровое обеспечение инновационного развития технических систем, объектов и технологий, отвечающих требованиям мирового уровня к качеству, надежности и безопасности". Программа состоит из шести крупных проектов: четырех специализированных, одного общедисциплинарного и одного менеджерского.

Проект "Безопасность сложных технологических объектов и оценка их остаточного ресурса" предполагает создание системы подготовки специалистов в области оценки остаточного ресурса потенциально опасных производственных объектов для повышения эффективности работ по продлению сроков их безопасной эксплуатации. "Такие профессионалы чрезвычайно востребованны, - говорит Владимир Матвеев, проректор по экономике и инновациям МГТУ, - в частности, в связи с развитием сети нефте- и газопроводов. Кроме того, более половины промышленных сооружений страны (АЭС, трубопроводы, химические производства, объекты коммунального хозяйства) исчерпали нормативный срок эксплуатации, и для их реконструкции требуются огромные вложения. Российские ученые разработали методы бесконтактной диагностики потенциально опасных конструкций. МГТУ будет готовить тех, кто применит эти методы на практике".

В проект "Нанотехнологическая база микросистемной техники" уже вложено около 100 млн рублей. Речь идет о подготовке специалистов по разработке и эксплуатации действительно суперминиатюрной техники. Например, студенты Бауманки будут учиться разрабатывать микророботы, движущиеся внутри кровеносных сосудов.

Проект "Радиоэлектронные системы коротковолновой части миллиметрового диапазона волн" направлен на подготовку специалистов в области техники и технологий радиосистем миллиметрового диапазона радиоволн. А в проекте "Биомедицинская техника и технология живых систем" будут готовиться кадры по разработке и применению биомедицинской техники.

Два других образовательных проекта - "Информационно-телекоммуникационные технологии в подготовке кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники" и "Предметно-ориентированная подготовка специалистов в области инновационного менеджмента в сфере высоких технологий".

База для реализации проектов в университете имеется. Создан учебно-научный центр, это своего рода образовательно-технологическая платформа для проведения исследовательских работ, в том числе по нанотехнологиям. Работает лаборатория лазерно-оптических измерений. Есть и уникальная "чистая комната", оснащенная исследовательским и технологическим оборудованием.

Почти 500 млн рублей из 594 выделяемых госбюджетом пойдут на закупку оборудования, 70% которого зарубежное. Оставшиеся деньги будут использованы на разработку пакетов оригинальных прикладных программ и учебно-методических материалов. А 170 млн рублей, привлеченных МГТУ, направят на модернизацию помещений, к которым новое чувствительное оборудование предъявляет очень жесткие требования. "За два года мы внедрим инновационную схему, - говорит Матвеев, - подготовим необходимую нормативную документацию для обучения по этим новым специальностям и специализациям, востребованным рынком. Кроме того, у нас появится ряд уникальных учебных лабораторий, в том числе с удаленным доступом".

Развитие территории

Дальневосточный государственный университет создает Научно-образовательный ресурсный центр технологий повышения качества жизни на российском Дальнем Востоке. Поскольку качество жизни является комплексной характеристикой, включающей в себя информационную среду, безопасность, социальную востребованность, здоровье, питание и прочее, то без развития высокотехнологичной экономики, социальной инфраструктуры, медицины, межкультурных коммуникаций повышение качества жизни невозможно. Создаваемый ресурсный центр как раз с комплексом таких технологий и будет работать, параллельно готовя для них новые кадры. Собственно, научно-образовательных центров будет создано целых пять. В строящемся Приморском океанариуме будет действовать Центр изучения океана с образовательным комплексом (современные аудитории, научная библиотека, электронная видеотека, музей истории жизни в океане) и семью лабораториями: клеточной биологии, марикультуры и морских биоресурсов, морской экологии и гидробиологии и др. В центре "Медицинская физика", который будет готовить научно-педагогические кадры в области медицинской физики, появится несколько лабораторий (экологической нейрокибернетики, квантовой биофизики и новейших медицинских технологий). Причем лаборатории эти будут базироваться как в самом университете, так и в институтах Дальневосточного отделения Российской академии наук и в лечебных учреждениях края. В структуре создаваемого центра "Информационные технологии и оптоэлектроника" тоже появится несколько лабораторий: электронной микроскопии, анализа изображений и сигналов; спутниковой связи; защиты информации и проч. Четыре лаборатории (геофизики, ядерно-аналитических методов, геохимии и палеомагнитных методов исследования зоны перехода континент-океан) составят основу центра "Физика Земли". Наконец, в центр "Нанофизика и нанотехнологии" помимо трех модернизированных лабораторий войдут три новые: двухмерной микроэлектроники, гомоэпитаксии и нанотехнологий. Идея в целом такова: создать парк лабораторий, объединив ресурсы университета, академических институтов, высокотехнологичных производств, социально значимых объектов края и ряда организаций стран АТР. Помимо новых центров в этот парк войдут уже имеющиеся структуры, например "Морская биота", в которой за счет программы появятся новые лаборатории: подводной робототехники и видеомониторинга донных ландшафтов и лаборатория химии и физики почв.

Одним из самых простых и зримых показателей успешности конкурсного проекта может стать появление российских вузов в лидерах мировых рейтингов

За два года запланировано осуществить 56 научных проектов. И если часть из них ("Изучение молекулярных механизмов термоадаптации морских беспозвоночных, водорослей и рыб в связи с глобальным изменением климата на Земле", "Исследование анизотропии электрических и магнитных свойств низкоразмерных структур на кремнии") малопонятна неспециалистам, то замысел другой части проектов очевиден для всех: "Социальная идентичность жителей Дальнего Востока", "Взаимодействие языков в контексте межкультурных коммуникаций стран Тихоокеанского бассейна". И это другая сторона программы - инноватика не в естественнонаучном, а в гуманитарном секторе. Механизм работы примерно тот же: создание структур, занимающихся конкретными проектами. Например, для увеличения экспорта образовательных услуг расширяются зарубежные филиалы университета в Китае (Харбин), Корее (Сеул) и Японии (Хакодата) и создаются Институт международного образования и Институт магистратуры и аспирантуры по естественным наукам для граждан КНР. Появится целая сеть организаций, работающих на международном уровне, - Институт проблем миграции населения, Центр корееведческих исследований, Центр тестирования российских граждан по китайскому языку и др. Университет начнет работать на включение закрытых городков в экономику края (город Фокино - площадка Минобороны или город Большой Камень Министерства РФ по атомной энергии); в систему непрерывного образования (дополнительное, повышение квалификации и проч.) планируется включить 100 тыс. человек.

Очевидно, что дальний прицел программы - закрепление активного населения на Дальнем Востоке, повышение привлекательности Приморского края для инвесторов и мигрантов и постепенное формирование там экономического форпоста в АТР. Вклад государства в это развитие составит 856 млн рублей и еще 342,4 млн привлечет за два года университет.

Образовательные услуги нового поколения

Программа Государственного университета - Высшей школы экономики называется "Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении", и, как понятно из названия, сосредоточена она на новом подходе к подготовке кадров. Отличия от старого - переход от передачи узкоспециализированных знаний к знаниям междисциплинарным и комплексным; отказ от традиционного пассивного обучения в пользу проектного, то есть участие студентов в реальных проектах и придание научным исследованиям статуса обязательных программ.

К аналитическим компетенциям, позволяющим решать проблемы, связанные с развитием бизнеса или функционированием органов государственного управления, Высшая школа экономики относит компетенции по комплексному анализу изменяющихся социально-экономических процессов; навыки организации и ведения проектов деятельности; компетенции по эффективному поиску и анализу разнородной информации; практические навыки управления, способность к исследовательской работе и практическому использованию результатов фундаментальных и прикладных исследований.

Настройка университетской среды на формирование именно этих пяти компетенций будет происходить за счет создания нового учебного инструментария, системы внешней экспертизы создаваемых услуг и продуктов и изменения образовательной инфраструктуры.

Принцип партнерства - отличительная черта программы: около сотни различных организаций страны и мира вовлечены в ее реализацию. Например, программа двойных магистерских дипломов (Master of Science in Public Administration) создается совместно с факультетом государственного управления Бирмингемского университета (Великобритания); методика создания инновационных курсов по маркетингу с разработкой алгоритма консолидации различных блоков исследовательской, консалтинговой и организационно-управленческой деятельности осуществляется в кооперации с университетами Уппсалы (Швеция), Сент-Галлен (Швейцария), Мюнстерским университетом Вестфалише-Вилгельмс (Германия); исследование по проблематике слияния, поглощения, реструктуризации фирм, по финансовому планированию и управлению капиталом - совместный проект с консалтинговыми компаниями - "НП групп", "БДО Юникон", "Тройка Диалог"), ЗАО НИП ВИСКЕР и российскими отделениями Delloitte, KPMG, PricewaterhouseСoopers.

В целом же программа в среднесрочном масштабе направлена на производство инновационных образовательных продуктов и применение новых технологий в учебном и исследовательском процессах. Размер государственного гранта на эту программу - 556 млн рублей, сам университет привлечет еще 138 млн. Это средства на 2006−й и 2007 годы. А чтобы обеспечить устойчивость тех инновационных направлений, которые будут запущены в рамках программы, в университете создается Фонд образовательных инноваций, призванный поддерживать и стимулировать процесс создания новых образовательных продуктов. Фонд на конкурсной основе, пользуясь внешней экспертизой заявок, будет предоставлять индивидуальные и коллективные гранты на фундаментальные и прикладные исследования. И в 2008 году Высшая школа экономика намерена инвестировать в эти работы еще 198 млн рублей, половина которых - собственные средства, а вторая - финансовая поддержка российских и зарубежных партнеров.

Активность и эффективность

В конкурсе участвовало 200 вузов. Это высокая активность: практически каждый пятый вуз страны подал заявку, а из государственных вузов - каждый четвертый. Такая степень вовлеченности одинакова по всей России. От Москвы поступило 53 заявки, а от всего Дальневосточного федерального округа - десять, но при этом и вузов в столице почти в шесть раз больше, чем на всем Дальнем Востоке, так что говорить о региональных различиях в активности не приходится. Разве что из Южного федерального округа заявок было меньше всего: только 12,4% тамошних аккредитованных высших учебных заведений участвовали в конкурсе.

А вот в плане эффективности участия различия имеются. Южный округ, несмотря на самое малое число заявок, оказался самым результативным: из 18 поданных заявок две выиграли, то есть КПД - 11,1%. На втором месте Дальневосточный округ с КПД 10%, на третьем - Приволжский (9,38%). Отличились уральцы - у них эффективность нулевая, из 15 заявок ни одна не прошла. Если же говорить о субъектах РФ, то стопроцентно сработала Нижегородская область: единственная заявка от Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского грант получила. Еще два лидера: Томская область выиграла две заявки из трех поданных, а Пермская - одну из двух.

Точечная поддержка лидеров и генерирование инновационной энергетики - ключевые задачи конкурса

Говорит эта арифметика о двух вещах. Первое: похоже, что объективность оценивания конкурсных заявок была достаточно высокой. То, что семь вузов из 17 победивших - московские, свидетельствует как минимум о том, что не вводилось специальной региональной "растяжки" и победили сильнейшие. А второе - региональным вузам не стоит особо опасаться конкуренции со стороны мегаполисов. Центральный округ подал больше всего заявок - 78, более трети от общего числа, но результативность участия невысока - второе место с конца среди всех округов. Вероятно, центральные вузы просто поувереннее в себе, если угодно, понахальнее. И провинция может выбирать разную тактику, либо "бить по площадям", подавая максимальное число заявок, либо, напротив, действовать прицельно, подготавливая программы с высокой вероятностью получения грантов.

Негосударственные учебные заведения были не очень активны: участвовало всего восемь вузов, это 2% от их общего числа. Прецедент вполне объясним: одним из параметров оценки было состояние материально-технической базы, а оно у негосударственных вузов гораздо слабее, чем у государственных. Понимая это, частные вузы инициативу и не проявляли, а из проявивших никто победителем не стал.

Что касается профилей вузов, то самыми результативными оказались университеты и технические и технологические вузы, суммарно они занимают более 80% победивших мест. Огорчительна, конечно, но вполне объяснима слабая представленность гуманитарной инноватики, но что уж совсем грустно для нас всех, так это то, что среди победителей вовсе не оказалось педагогических вузов. Казалось бы, самое время им сейчас "рвануть": спрос на них огромный, все учебные заведения просто кричат о неквалифицированости педагогов, и есть возможность получить немалые деньги на развитие. Но, увы, то ли инновационного потенциала там совсем не осталось, то ли менеджмент никудышный. Экспертная комиссия не рассматривала три заявки из 200 присланных по причине невыполненных формальных требований, и две из них были из педагогических вузов. Может, для педвузов и педколледжей нужен отдельный проект? Например, десант в головные педвузы сильного менеджмента из других отраслей. Возможно, нужны управляющие команды либо звезды - профессионалы мирового уровня, аналогичные Гусу Хиттингу в футболе. Или создание с нуля пары-тройки небольших педвузов, как в свое время были созданы МИФИ и МФТИ под решение конкретных национальных задач, с целью дальнейшего трансфера наработанных там технологий. Возможны и другие варианты, но оставлять без изменений подготовку педагогических кадров никак нельзя, это важнейший инфраструктурный элемент системы образования.

Наблюдая за мировыми рейтингами

Иллюстрация - Константин Батынков
Серьезно обсуждать эффективность конкурсных инвестиций, которые только за ближайшие два года составят более миллиарда долларов (грантовый фонд конкурса следующего года планируется удвоить), реально можно будет лет через пять. Быстрой отдачи такие проекты не дают. Равно как не будет серьезного эффекта и от разового, пусть даже большого объема финансирования. Для получения системного эффекта такой конкурс нужно проводить не менее шести-восьми лет подряд. Первые два-три года время будет потрачено еще и на отработку технологии конкурса, и на "вспашку инновационной зяби", то есть освоение кадровым составом системы высшего образования умения работать в инновационном и проектном режимах и умения концентрироваться на результатах работы. Психологическая готовность вузовского топ-менеджмента тоже не последнюю роль играет. Привычка находиться в ситуации нехватки денег (и большинство промахов оправданно и неоправданно списывать именно на это) выступает сейчас барьером развития: истратить деньги на текущие нужды все смогут, некоторые даже эффективно это делают, а вот как освоить деньги на развитие, сколько, и на что конкретно они нужны - так вопрос для многих встал впервые.

Текущие и итоговые результаты инновационных программ, равно как и системный эффект проекта в целом, будет отслеживать Национальный фонд подготовки кадров, который является оператором конкурса. Его партнер в этой работе - Федеральный центр проектного финансирования. Мониторинг (содержательный, технологический, финансовый) и оценка происходящих изменений крайне важны для успешной реализации проекта, но обществу в целом они будут малопонятны, хотя бы в силу специфики образовательного языка, и потому малоинтересны. Людям гораздо важнее на себе (своей компании, своих детях, экономических показателях своей отрасли) почувствовать результаты проекта.

А в целом одним из самых простых и зримых показателей успешности всего проекта, пожалуй, может стать появление российских вузов в мировых рейтингах. Это вовсе не фантазия: для того чтобы через какое-то время несколько российских вузов оказалось в десятке мировых лидеров, сначала им нужно появиться в последнем десятке рейтинга, потом в предпоследнем, потом еще выше… Что мы все и сможем наблюдать.

Запустить волну

Конкурс школ, внедряющих инновационные образовательные программы, проходил совсем по другой схеме. Во-первых, изначально было квотировано по регионам число победителей в соответствии с числом школьников (с учетом пропорции сельских и городских учеников). Во-вторых, жестко определена сумма гранта - 1 млн рублей. В-третьих, общее число школ-победительниц в 150 раз больше числа вузов-победителей. Наконец, решение о победителях принималось на уровне субъектов федерации.

Такое различие конкурсных механизмов обоснованно. Школ в России почти в 50 раз больше, чем вузов, и никакая экспертная комиссия на федеральном уровне не смогла бы просмотреть в обозримые сроки многотысячный объем заявок. На каждый грант претендовало в среднем по две-три школы, хотя были и регионы-рекордсмены: в Чувашии на 33 места претендовало более 200 школ. Но более важные причины другие. С инновациями в школьной системе существенно хуже, нежели в вузовской. Продвинутых школ примерно столько же, сколько и вузов, но в общей массе школ они составляют долю ничтожную, так что, за исключением этой небольшой группы школ, в системе в целом не только инновационности, но и простого разнообразия немного. Такая ситуация сложилась потому, что в стране нет пока ответа на вопрос, какое общее образование нужно современной России, а значит, у школ нет четких ориентиров для изменений. Кроме того, вузы, хоть и не зависят напрямую от рынка труда, все же получают оттуда вполне определенные сигналы. Для школьной системы такого внешнего оценщика нет. А в отсутствие внешних оценок и требований только энтузиасты и талантливые люди способны создать что-то прорывное, но учительство - это все-таки массовая профессия, а не удел гениев. Как раз по этой причине школьный конкурс предполагает столь большое число победителей: сейчас важно запустить волну инновационности, поддержать имеющихся лидеров и стимулировать на инновационную активность потенциальных новаторов и креаторов.

Еще одна причина выбранной технологии конкурса кроется в стремлении открыть обществу институт школы, сегодня сильно замкнутый сам на себя. Поэтому отбор претендентов на победу в субъектах РФ производился комиссиями, экспертами, среди которых были представители общественных организаций в количестве не менее пяти человек. Это шаг к формированию общественных механизмов управления школой. Правда, общественные организации были все больше образовательной направленности: совет ректоров региона, краевые профсоюзные организации и т. п. К слову сказать, организаторы сами спровоцировали регионы на этот шаг, перечисляя в конкурсных документах эти организации. Тем не менее в комиссиях присутствовали общественные организации и другого типа: республиканские советы женщин, торгово-промышленные палаты, общества ветеранов спорта, союзы казаков. Возможно, имеет смысл в следующем году ввести ограничение на участие общественных организаций образовательного толка, дабы максимально увеличить участие иных гражданских субъектов.

Серьезно обсуждать эффективность конкурсных инвестиций в высшее образование реально можно будет лет через пять. Быстрой отдачи такие проекты не дают

Третья причина заключается в неумении школьных педколлективов работать на реальные, а не на фиктивно-демонстрационные результаты в виде оценок в аттестатах или процента поступления выпускников в вузы. И конкурс можно рассматривать как массовый тренинг проектной работы, за счет которого нарабатывается умение работать на результаты и умение эти результаты предъявлять не только коллегам по профессиональному цеху, но и социуму в целом. Тренинг действительно массовый, в нем уже приняло участие не менее 8 тыс. школ. За несколько лет и большинство школ может через этот тренинг пройти. Кроме того, среди конкурсных требований было наличие у школы программы развития, школа должна быть ресурсным (методическим) центром для других школ, выдвигать школу на конкурс должен орган самоуправления (попечительский совет, управляющий совет, совет родителей), и школа должна представлять общественности ежегодный отчет о своей работе. И пусть даже часть школ и не имела раньше программы развития или социальных отчетов, а написала их только для конкурса, равно как и быстро создала нужные органы самоуправления. В тренинговых целях и это полезно. Вдобавок местные власти в ряде регионов тоже тренировались, изыскивая в местных бюджетах дополнительные средства для поддержки школ, не попавших в число федеральных победителей.

Инновационная эклектика

Если говорить в целом о картине заявленной инноватики, то сейчас ее можно смело назвать "Все хорошее в гости к нам". Диапазон идей, называемых инновационными, огромен: от моделей специализированных школ до способов мотивации учащихся, от создания социокультурного пространства школы до обучения гиперактивных детей. И понятно, почему это так: мало того что не определен сам предмет школьной инноватики, так еще и выбором инновационных программ занималась во многом общественность, которая в образовательной инноватике, скорее всего, мало что понимает. Для нее самой участие в экспертной работе было учебным процессом. Это сложность, но не проблема: экспертные навыки наработаются опытом. А вот непонимание большинством экспертов и чиновников, организующих работу экспертных комиссий, основного замысла этого конкурса - уже проблема. Школы получают не награды, а гранты. Для премиального поощрения существуют другие конкурсы, а у этого иная природа, его задача - поддерживать развитие инновационных программ. То есть деньги у школ должны появиться не за прошлые заслуги, а за готовность работать с школьной инноватикой в будущем. С этим общественная экспертиза пока справилась плохо. Безусловно, в числе победителей действительно присутствуют настоящие инновационщики, например Вятская гуманитарная гимназия города Кирова или Красноярская университетская гимназия "Универс" № 1, но в целом в регионах норовили поддержать просто успешные школы. Может, стоит поступить радикально - сделать региональными операторами конкурса организации, вообще не имеющие отношения к образовательному ведомству, зато имеющие опыт проектного управления? А с ними бы уже работал федеральный оператор. Такой ход снял бы все ведомственные стереотипы и обеспечил партнерство административных и гражданских институтов.

Следующий конкурс общеобразовательных учреждений не за горами. Осенью уже стартует новый вузовский конкурс с заявками на 2007-2008 годы. Кроме того, на начало 2007 года запланирован запуск конкурса региональных образовательных систем, победители которого получат до миллиарда рублей на программы развития. Пожалуй, еще никогда в отечественном образовании не было столь масштабных и амбициозных проектов, нацеленных на изменение качества всей системы. Образовательный топ-менеджмент политическую волю уже продемонстрировал. Если и общество будет действовать так же целеустремленно, тогда узы инноватики действительно скрепят и продвинут образование вполне в соответствии с мировыми стандартами.

В подготовке статьи принимали участие Евгения Новикова и Ольга Шулакова

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=4703