Сетевая метафора ИТ-бизнеса
Крупные компании приходят к пониманию того, что вертикальная интеграция не вполне отвечает их целям 'Нет сомнений, интернет создал новую модель рынка', - считает Джордж Галамбос (на фото справа). Из сорока трех тысяч сотрудников корпорации IBM, работающих во всем мире, только 56 человек были удостоены высшего технологического звания "Почетный инженер IBM". Один из них - Джордж Галамбос, директор по архитектурам службы IBM Global Services, Канада. Член Технологической академии IBM, Джордж уникальный человек еще и в том смысле, что он всего второй сотрудник корпорации, который получил статус почетного инженера, не будучи сотрудником собственно инженерного подразделения. Он автор бестселлера для менеджеров "Модели электронного бизнеса". Во время недавнего так называемого "Инновационного тура IBM" в Москву Джордж Галамбос дал эксклюзивное интервью корреспонденту "НГТ". - Доктор Галамбос, какие, на ваш взгляд, технологические и организационные инновации последних лет оказали наиболее существенное влияние на развитие глобального ИТ-бизнеса? - Вам может показаться это "удивительным", но я бы на первое место поставил интернет. Почему? Даже меня удивило то, как раскручивались события: я никогда не мог предположить, что интернет разовьется в такое явление, каким он стал сегодня, когда информация стала такой доступной. Причем доступной - невзирая даже на государственные границы. Если же говорить о трех основных событиях, которые произошли в мире, то, на мой взгляд, этот Топ-3 выглядит следующим образом. Первое. Ускорение процесса создания инноваций, новшеств. Второе. Резкое увеличение масштабов торговли между различными компаниями. Третье - это то, как интернет повлиял на все эти аспекты. Один из аспектов влияния интернета на развитие информационных технологий во всем мире с точки зрения организационных моделей - перераспределение усилий, рынка труда в области ИТ. Это называют и аутсорсингом, то есть передачей работы на внешний подряд, и глобалсорсингом. Несмотря на то что изначально за всем этим стоял такой фактор, как стоимость рабочей силы, я все-таки хочу подчеркнуть следующий момент. Да, в мире есть регионы, где сосредоточены определенные профессиональные знания и навыки, но очень долго эти ресурсы были просто недоступны. Чтобы до носителей этих навыков и знаний добраться, требовались некоторые средства связи, коммуникации. Интернет как раз выступил в качестве такого средства. Еще одно явление, которое имеет очень серьезные социально-экономические последствия, - демонтаж и реструктуризация корпораций. Крупные компании все больше и больше приходят к пониманию того, что вертикальная интеграция не вполне отвечает их целям и задачам. При этом они исходят из того, что большие перспективы роста рентабельности для них заложены в модели, которая подразумевает сосредоточение на том, в чем они более успешны, что удается им лучше. Если говорить об этих основных областях компетенции - это умение выполнить некое задание и сделать результаты этого выполненного задания доступными для других. Наконец, ваши собственные возможности должны быть дополнены возможностями неких третьих сторон в тех аспектах, которые вам неподвластны, то, что вы сами сделать не можете. В результате вы рассматриваете вашу корпорацию как конгломерат взаимодействующих элементов. Некоторые из них являются частью вашей внутренней структуры, а некоторые - внешние компоненты. Реальная способность масштабировать эту модель, сделать ее всеобъемлющей, появилась только после того, как появился интернет. - Известная сетевая активистка Эстер Дайсон еще в 1997 году заявила: "Все будут в интернете, за исключением некоторых упрямцев". На ваш взгляд: оправдывается этот прогноз? - Самое забавное, что однажды я обсуждал этот вопрос с несколькими своими коллегами. И мы пришли в результате к мнению, что даже упрямцы интернетом пользуются. Я бы сказал, что в отношении западных стран в каком-то смысле Эстер была права. Сегодня нельзя представить себе ни одного вида социальной или экономической деятельности, где бы не присутствовал интернет. Иногда вы даже не знаете, что пользуетесь интернетом, например, взять такую технологию, как VoIP (Voice over Internet Protocol - протокол передачи голоса по интернету; IP-телефония. - "НГ"): вы говорите по телефону и не знаете, по каким каналам идет ваш трафик. Но справедливо ли это утверждение по отношению к другим регионам мира? Я вынужден был задуматься над этим вопросом, поскольку передо мной была поставлена задача проанализировать состояние собственных сетей IBM в развивающихся странах. И я обнаружил, что в целом ряде стран существуют очень серьезные проблемы с доступом к сети. И они, эти проблемы, не зависят от того, насколько упрям человек или не упрям, - все во многом определяется тем, какими каналами связи он пользуется, насколько они обеспечивают возможность доступа в сеть. - Ваши коллеги во время "Инновационного тура IBM" высказывались в том смысле, что инновации должны следовать за потребностями рынка. В этой связи я хотел бы вам привести одно высказывание. Томас Уотсон, председатель совета директоров IBM в 1943 году подчеркивал: "Я думаю, что на мировом рынке, возможно, будут востребованы пять компьютеров". (Справка: к 1960 г. в каждой крупной корпорации был по крайней мере один компьютер.) Так что же идет впереди: технологии создают рынки или действительно рынки порождают инновации? - Русский экономист Кондратьев обнаружил, что самые большие инновации рождаются во время самых больших рецессий. Но если бы меня попросили дать официальный ответ на этот вопрос, я бы сказал - я не знаю. Однако, как следует из моего жизненного опыта, из моих наблюдений, постоянно происходит смена полюсов, маятник качается от одного крайнего положения к другому крайнему положению. Давайте в качестве примера снова возьмем интернет. Нет сомнений, интернет создал новую модель рынка. И лучшим примером тому может служить, скажем, сетевой аукцион eBay. Google весьма скоро может стать еще одним таким замечательным примером. Но по мере того, как рынки развиваются, им начинают требоваться новые идеи, поскольку человеческий спрос всегда идет впереди технологий. При этом спрос не всегда есть что-то позитивное, иногда это и негативное явление. Если бы не было интернета, не было бы хакеров. А сегодня мы можем уже говорить и о тяжелых экономических последствиях в результате злонамеренного использования сети. Ты формируешь рынок, затем рынок начинает требовать чего-то нового. Это и есть обратная связь, feedback. Если взглянуть на корпорацию как на явление, состоящее из определенного набора компонентов, то у вас появляется возможность эти структурные "кирпичики" как-то переставлять, составить их иначе. Но для этого вам, безусловно, требуется связь, возможность подключения, то, что повлияло на эволюцию интернета. Затем процесс возвращается. И здесь имеется некий важный побочный эффект. Зачастую этот процесс новаторства порождает изобретательство: вы делаете изобретение и патентуете его. Благодаря этому патенту вы заручаетесь конкурентным преимуществом. - Ваш коллега из IBM Дон Эйглер говорил очень интересно о нанотехнологиях. А вы, возглавляя подразделение ИБМ, где занимаются в том числе исследованием бизнес-моделей, учитываете уже эту перспективу слияния нано- и ИТ-технологий? - Если говорить об этом совершенно откровенно, то я отнюдь не думаю о нанотехнологиях ежедневно. Но игнорировать их я тоже не могу.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=4555 |