Опыт чужих ошибок
Валерия Савостьянова
Как создаются корпоративные веб-сайты Можно заказать создание сайта и такому веб-дизайнеру, и это будет совсем дешево... Фото Сергея Кормихина В последнее время российские компании все активнее осваивают интернет для продвижения своего бизнеса. Для фирм, работающих в крупных городах, стало нормой иметь интернет-представительство. Однако одной только решимости обзавестись собственным сайтом явно недостаточно для того, чтобы выход на просторы сети прошел успешно. В чем же причина? Она тривиальная - в качестве разработки. В распоряжении компании, принявшей решение о создании интернет-представительства, имеется несколько возможностей. Сайт можно заказать стороннему разработчику - дизайн-студии или студенту-фрилансеру, либо создать своими силами, организовав в компании полноценный IT-отдел или приняв на постоянную работу вебмастера, работающего в одиночку. Себестоимость разработки сайта в дизайн-студии выше, чем у вольнонаемных одиночек, - она включает в себя зарплату сотрудников, расходы на интернет, арендную плату за офис и многое другое. В результате большинство студий не берутся за проекты, стоимость которых ниже определенного уровня. Поэтому фирмам, которым не нужен сайт со сложной архитектурой, обращаться в дизайн-студию невыгодно. В большинстве случаев оптимальным решением является небольшой (до 30 страниц) сайт, не требующий сложных программных разработок. Однако зачастую компания-заказчик не может самостоятельно оценить свои потребности. Дизайн-студии пользуются этим и предлагают шаблонные с точки зрения программных методов, но сложные на вид сайты, которые оказываются громоздкими, негибкими к изменениям и очень дорогими для заказчика. Стараясь избежать серьезных материальных затрат, некоторые компании обращаются не в крупные дизайн-студии, а к «вольным стрелкам». Ими обычно оказываются студенты или просто молодые люди без высшего образования, которые работают удаленно и, как правило, в одиночку. Стоимость сайта у такого «работника» очень невелика. Однако и качество работы тоже весьма сомнительно. Между тем фирменные сайты не зря называют интернет-представительствами - то, как они выглядят, не менее важно, чем внешний вид офиса и самих сотрудников. Существование «вольных стрелков» и веб-мастеров-одиночек заставляет дизайн-студии конкурировать в первую очередь именно с ними, а не между собой. Поэтому российские студии, берущие заказы на веб-разработки у фирм с ограниченным бюджетом, платят своим сотрудникам раз в 8-10 меньше, чем западные компании такого же уровня. Стоимость сайта на российском рынке тоже значительно ниже. Все это отрицательно сказывается на качестве продукта. Последний удар своим сайтам наносят руководители фирм-заказчиков. Из-за их сомнительного вкуса в сети появляются мигающие красно-сине-черно-желтые монстры. Этих опасностей можно попытаться избежать, приняв на постоянную работу собственного веб-мастера. Однако и здесь не обходится без подводных камней: обычно через какое-то время на такого сотрудника наваливается ряд обязанностей, не связанных с его прямой специальностью. Постепенно под его ответственность, помимо разработки и поддержки сайта, попадают такие задачи, как поиск и размещение на сайте контента, администрирование компьютерной сети, ремонт офисной техники и решение любых технических проблем в офисе. Между тем зарплата у такого сотрудника очень низкая - от 200 до 500 долларов. В результате заказчик внезапно обнаруживает, что его веб-мастер ищет возможность сменить место работы. Кому же понравится прибивать полочки, одновременно продумывая архитектуру сайта? Все это приводит к тому, что сайты зоны RU зачастую выглядят по меньшей мере скучно. Ситуация с контентом еще хуже. Для сбора информации недостаточно попросить менеджера по продажам или офис-менеджера «поискать в интернете». Контент на сайте должен периодически обновляться, а для этого необходим специальный человек, отвечающий только за эту работу. Фирмы-заказчики не готовы к таким затратам и не понимают, что потраченные на добросовестную подготовку контента деньги окупятся, поскольку сайт привлечет новых клиентов. Увы - как правило, эту работу вешают на штатного веб-мастера, который берет тексты и картинки с сайтов компаний-конкурентов. Сайты с оригинальным контентом получают дополнительное преимущество благодаря поисковым системам, которые стали значительно умнее и лучше индексируют, отделяя интересные проекты от их клонов. В результате сайты с оригинальным контентом привлекают значительно больше посетителей, чем сайты с контентом ворованным, дела которых обстоят довольно плачевно. Они плохо индексируются, посетителей на них мало, денег они не приносят, а значит, зарплату вебмастеру не повышают, IT-отдел не расширяется, новый контент на сайтах отсутствует, и поисковики их по-прежнему игнорируют… Замкнутый круг, разорвать который может либо круглосуточная бесплатная работа веб-мастера-альтруиста, либо расширение IT-отдела. Руководство многих компаний средней руки все еще считает интернет-представительство прежде всего имиджевой составляющей своего бизнеса. Далеко не все российское бизнес-сообщество готово воспринимать интернет как важный рынок, на котором отлично «продаются» любые товары. Подведем итог. Если заказчик хочет сэкономить и при этом получить качественный продукт, то сайт следует все же заказывать в дизайн-студии. Обращаться к «акулам рынка» смысла нет, самостоятельно искать студию попроще - тоже не лучший вариант. Для начала следует нанять одного толкового специалиста «широкого профиля», который имеет опыт работы в дизайн-студиях или организации веб-проектов - иными словами, хорошо разбирается в интернет-технологиях. Этот человек сможет подобрать подходящую студию и четко сформулировать требования к сайту, а при необходимости будет внимательно следить за всеми работами и сможет профессионально оценить результат. Когда разработки будут доведены до конца, в помощь к уже имеющемуся менеджеру проекта стоит пригласить контент-редактора, который будет собирать и размещать информацию на сайте, в то время как менеджер проекта сможет заняться рекламой сайта в сети, привлекая новых посетителей, а значит - и новых клиентов. Две эти должности вполне может занимать один человек - однако в этом случае его заработная плата должна быть достаточно высокой. Позиция контент-редактора считается в среде веб-специалистов «стартовой», а сама охота за контентом - «черной работой», и совмещать ее с управлением всеми интернет-проектами - далеко не самый легкий и приятный труд, он должен быть адекватно вознагражден. Кроме того, важно не забывать, что работа IT-отдела будет эффективной только в том случае, если его не будут загружать «левыми» заданиями и вчинять ему в обязанность, например, администрирование офисной компьютерной сети - для этого придется обзавестись отдельным специалистом. Остается надеяться, что в ближайшее время ситуация в российском интернете изменится. Толчком к пересмотру позиции руководителей фирм-заказчиков может стать пример организаций, для которых получение прибыли путем привлечения клиентов через интернет-сайты стало основным источником дохода. Такие фирмы уже существуют, и можно быть уверенным, что в ближайшее время уровень доверия к интернету как к средству реального заработка возрастет, а качество сайтов зоны RU улучшится.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=4361 |