Что год собаки нам готовит?
Владимир Митин
В ИТ-отрасли мы повторяем путь развитых стран Тотем нынешнего года (по мнению опытных астрологов, им является вовсе не петух, как многие полагают, а курица, причём синяя) ещё не сложил свои полномочия в пользу преемника (знатоки восточного календаря утверждают, что это будет красная собака), но предварительные итоги его 12-месячного “правления” уже начали подводиться*. В частности, интересные цифры и факты были озвучены на очередном IT-Форуме (www.it-forum.ru), прошедшем в Подмосковье с 8 по 10 ноября. Его организаторами стали центр бизнес-мероприятий Business eXchange и редакция CRN/RE при поддержке Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ)**.
Так, ведущий аналитик IDC Дмитрий Фешин отметил, что российский ИТ-рынок хотя всё ещё и растёт быстрее общемирового, но темпы его роста, увы, замедляются. Если в прошлом году они составили 30%, то прогноз нынешнего года - 22%, а 2006-го, по одному из “средних” (членство в ВТО, но низкие цены на нефть) перспективы роста российского ИТ-рынка в 2006 г. оцениваются в 17%. Что вообще IDC понимает под ИТ-рынком, проще представить на основе прогнозируемой структуры отечественного ИТ-рынка образца 2005 г. (ITR'2005), общий объём которого, по мнению аналитиков этой компании, должен составить примерно 12 млрд. долл. Предполагается, что большая часть данной суммы (46,2%) придётся на компьютеры всех видов (по средним рыночным ценам), остальная же распределится по категориям “ИТ-услуги” (21,8%), “периферийные устройства” (14,9%), “коробочное ПО” (11,4%), “сетевое оборудование” (4,5%) и “системы хранения данных” (1,2%). Поскольку термин “ИТ-услуги” разными авторами (и в разном контексте) трактуется весьма вариативно, то его использование в данном случае также требует отдельного пояснения. По мнению аналитиков IDC, структура российского рынка ИТ-услуг в 2004 г.*** выглядела следующим образом:
Сопоставляя смысл терминов “ИТ-рынок” и “ИТ-услуги” (в определениях IDC), внимательный читатель может задаться вопросом, где же прячутся расходы на так называемый “управленческий консалтинг”, куда отнести затраты на корпоративное ПО, которое предлагается не “в коробках”, а в виде лицензий (как на новый софт, так и на апгрейд старого) и каков вклад в ИТ-рынок расходных материалов, носителей данных, USB-накопителей и т. д. Все эти вопросы следует направить к тем аналитикам, которые и готовили прогноз. Что же касается причин замедления усреднённых темпов роста российского ИТ-рынка (отдельные его сектора росли и будут еще в обозримом будущем расти даже не в разы, а на порядки), то - по мнению ряда участников IT-Форума - важнейшими из них являются не столько действия таможни и налоговых органов, лишающие многих топ-менеджеров энтузиазма, бодрости духа и уверенности в завтрашнем дне, сколько общая ситуация в нашей экономике, где норма прибыли в добывающих отраслях до сих пор намного превышает аналогичный показатель для высокотехнологичных производств, являющихся, в свою очередь, крупными потребителями ИТ-индустрии. Добавьте к этому тот факт, что в условиях коррумпированности многих ветвей и уровней власти небольшие и средние ИТ-фирмы чувствуют себя ещё менее защищёнными, чем крупные ИТ-компании, располагающие значительными финансовыми средствами для продвижения своих проектов. Общая неуверенность в завтрашнем дне проявляется даже в том, что российские компании не заказывают у аналитических фирм долгосрочные прогнозы развития тех или иных рынков. Стало быть, они ставят перед собой лишь краткосрочные цели и крупных инвестиций в развитие своего бизнеса не планируют. А может быть они просто не уверены в самой возможности что-либо прогнозировать на отдаленную перспективу. Впрочем, уменьшение темпов роста российского ИТ-рынка можно трактовать не только как следствие снижения темпов роста отечественной экономики в целом, но и как результат его определённой насыщенности (всё, что можно было компьютеризировать “малой кровью”, уже компьютеризировано, а на новые крупные государственные или коммерческие ИТ-проекты рассчитывать не приходится). Для сравнения: по данным IDC, в этом году ИТ-рынок Польши вырастет примерно на 14%, Чешской Республики - на 8%, Австрии - на 5%, а Швеции, Швейцарии и Германии - и того меньше: на 2-3%. При этом ИТ-рынок Германии в год петуха (то бишь курицы) должен превысить 70 млрд. долл., а ИТ-рынок Франции - 55 млрд. долл. (ИТ-рынки Польши и Чешской Республики меньше российского и в этом году должны составить соответственно примерно 4,7 и 3 млрд. долл.). Разумеется, важен не только объём рынка, но и его структура. Так, если в ITR'2005 доля оборудования (“железа”) составляет примерно 68%, то для рынков Франции, Германии, Италии, Чешской Республики и Польши она достигает, по данным IDC, соответственно 33, 35, 40, 44 и 54%. Между тем, можно почти со 100%-ной уверенностью гарантировать, что в ближайшее время в нашей стране продажи ПО и ИТ-услуг будут расти в среднем быстрее продаж оборудования, и тот, кто сделает ставку на эти рынки, явно не прогадает. Самые перспективные области приложения ИТ-сил также не составляют особого секрета. Опрос около пятисот российских ИТ-менеджеров, проведённый не так давно специалистами из IDC, показал, что для 30% из них очень важной технологией является централизованное управление инфраструктурой ИТ. Далее по степени значимости следуют сетевые хранилища данных (25%), системы бизнес-аналитики (23%), ИТ-безопасность (21%), передача голоса по IP-протоколам (16%) и т. д.
Главной причиной, сдерживающей развитие отечественного ИТ-рынка, директор Elashkin Research Михаил Елашкин считает его неравновесность. По мнению Михаила, равновесный рынок создается годами и десятилетиями, для него характерен установившийся баланс между спросом и предложением, аппаратным и программным обеспечением и услугами, технологиями и задачами, возрастными группами персонала и т.д. Однако главная проблема российского рынка в том, что он не следует “правилу пирамиды”. То есть когда на нём есть некоторое количество крупных компаний, большее число средних и множество мелких. Именно малые компании служат питательным бульоном, в котором зарождаются новые технологии и новые методы ведения бизнеса. В России же, как полагает г-н Елашкин, число реально работающих мелких ИТ-компаний сопоставимо с числом средних. Тут, конечно, сразу возникает вопрос - а где лежит граница между средними и небольшими ИТ-компаниями? И сколько вообще ИТ-компаний в России? Наши постоянные читатели, возможно, помнят, что практически этот же вопрос (только тогда речь шла о количестве компаний вообще - как предлагающих ИТ-услуги и ИТ-товары, так и потребляющих их) поднимался и на предыдущем IT-Форуме. Но “правильного” ответа на него нет и, видимо, быть не может. Всё зависит от точки зрения. Так, например, главный редактор CRN/RE Александр Плитман говорит, что в нашей стране число значимых ИТ-компаний примерно совпадает с числом подписчиков его издания (около 10 тыс.). Михаил Елашкин, в коллекции которого имеется полтора десятка определений мелких и средних компании, это мнение не опровергает, но и не подтверждает. Сам же директор Elashkin Research считает, что наиболее правильное эмпирическое определение средней компании (с точки зрения масштаба её бизнеса) звучит так: от 30 до 50 человек для регионов и от 100 до 150 человек для Москвы. Чем же плоха неравновесность рынка? Прежде всего - отсутствием свежих идей и кадрового резерва. Ведь солидным и устойчивым компаниям и без свежих идей живётся хорошо, а брать людей с идеями, но без опыта они, как правило, считают нецелесообразным. Зачем лишний раз рисковать, когда в случае необходимости можно поглотить коллектив небольшой фирмы, где оригинальная идея, пройдя сквозь сито “дарвиновского отбора”, выросла до коммерческого продукта, пользующегося хорошим спросом. Михаил Елашкин утверждает, что в нашей стране число мелких ИТ-компаний, разрабатывающих недорогие полезные продукты, сдерживается (см. выше) не только чиновничьим произволом, но и разгулом пиратства. Если за рубежом законопослушные потребители могут сделать выбор и купить небольшой, но полностью их устраивающий недорогой продукт у небольшой фирмы - например текстовый или графический редактор, что позволяет таким компаниям конкурировать с универсальными и весьма дорогостоящими продуктами Microsoft, Adobe и других софтверных гигантов, то в нашей стране ситуация совершенно противоположная: зачем же, например, платить 20-30 долл. за не очень небольшие программы с меньшими возможностями, когда за полсотни рублей можно приобрести полнофункциональную пиратскую программу. Мировые софтверные гиганты смогут пережить лоточное пиратство в отдельно взятой стране, ведь основную прибыль сегодня им приносят корпоративные продукты, распространяемые через корпоративных реселлеров, понимающих психологию корпоративного пользователя и знающих, с какой стороны лучше всего подступиться к его ИТ-бюджету. Вот и получается, что президент Microsoft в России и СНГ Ольга Дергунова, уже много лет призывающая работать только с лицензионными продуктами, защищает не столько интересы богатейшего человека планеты (Билла Гейтса), сколько интересы небольших отечественных фирм-разработчиков ПО. Ведь в структуре доходов Microsoft вклад России не так заметен, а вот для небольших софтверных компаний наш рынок это практически все, что у них есть, и его потеря ставит их на грань гибели. Вспомните печальную историю отечественного текстового редактора Lexicon (см., например, PC Week/RE, № 10/1998, с. 27”). Ведь очень неплохой продукт был, хотя и возникали у него проблемы с большими текстами. Ну и что: подавляющее большинство пользователей с помощью мощнейших средств MS Word набивает простейшие тексты объёмом в несколько страничек. А для этих целей функционала Lexicon’а вполне хватало. Еще одна “неравновесность”, по мнение директора Михаила Елашкина, это молодость лидеров нашего рынка - они пришли в индустрию 10 лет назад, сегодня им 35-45 лет, они занимают высокие посты, но они еще слишком молоды, чтобы освободить их для нового поколения. В результате карьерный рост “опоздавших к раздаче” практически невозможен и смена поколений не происходит. Но “старикам” просто некуда уходить - типичная карьерная лестница западного топ-менеджера часто включает работу в собственной фирме или преподавание в университете, что в России практически автоматически означает выпадение из обоймы и конец карьеры. Улучшит ли год собаки “демографическую ситуацию” на отечественном ИТ-рынке? Едва ли. Опыт осеннего IT-Форума показывает, что большинство игроков этого рынка не чувствуют опасности, на которую им указывает г-н Елашкин. Во всяком случае по результатам прямого открытого голосования, проведённого среди слушателей его доклада - он имел интригующее название “Скрытые тенденции российского рынка ИТ”, - более 70% этих слушателей считают, что никакой неравновесности у отечественного ИТ-рынка нет. А вот проблемы с кадрами (особенно программистскими) действительно имеются. Не решает их и создание технопарков (см. PC Week/RE, № 1/2005, с. 1”). Впрочем, идея-то была хорошая, но вот с её воплощением в жизнь всё заладилось как-то не так. Однако это тема отдельного разговора.
*Вообще говоря, “звериные циклы” восточного календаря не совпадают с 12-месячными циклами европейского календаря. Так например, год красной собаки начнётся лишь 29 января 2006 г. Но раньше этого срока официальные годовые отчёты обычно и не публикуются. **Рассказ о темах, поднятых на предыдущем IT-Форуме (он состоялся весной этого года в Санкт-Петербурге), можно найти в PC Week/RE, № 19/2005, с. 1. ***По мнению аналитиков IDC, в нынешнем году общая структура российского рынка ИТ-услуг не претерпит особых изменений. Динамично будут развиваться все его основные секторы.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=4221 |