Стартап в интернет-индустрии

"Создание успешного бизнеса с нуля нельзя поставить на индустриальный поток. Нельзя с нуля создать и запустить успешный бизнес "по книжке", выполнив инструкцию вроде той, которая прилагается к стиральной машине или компьютерной программе. Стартапер - это человек, который способен оценить существующий рынок, нащупать в нем нишу, придумать кратчайший путь к заполнению этой ниши, отобрать команду исполнителей и запустить проект в сжатые сроки", - говорит в своем интервью HEADHUNTER::Magazine интернет-гуру Антон Носик.

Антон Носик: "Все мои удачные проекты развивались по одному сценарию"

Стартап в интернет-индустрии - явление хоть и распространенное, но весьма специфичное. Рынок настолько широк и разнообразен, что найти в нем место для успешного проекта не так-то легко. Тут не достаточно просто антрепренерского чутья, важна психология стартапера. О том, как можно добиваться постоянного успеха, никогда не оступаясь, мы решили узнать у Антона Носика - интернет-гуру, журналиста, просто неординарного человека. Учредитель Netoscope.ru и Информационного агентства «Курсор», президент «Рамблера», ведущий сайта «Вечерний Интернет» - вот только очень малый список позиций, которые занимал и занимает этот патриарх российского Интернета. Человек, создавший Lenta.ru, Газета.ru, НТВ.ru (впоследствии NEWSru.com), MosNews.com и многое другое, рассказывает HEADHUNTER::Magazine о своем видении стартапа.


- Как вы считаете, кто такой стартапер в России сегодня? Под стартапером я имею в виду такого человека, который начинает бизнес, а затем оставляет его (или перестает им заниматься активно), как только бизнес входит в стабильную фазу.

- Это, прежде всего, творческая специальность. Создание успешного бизнеса с нуля нельзя поставить на индустриальный поток. Нельзя с нуля создать и запустить успешный бизнес «по книжке», выполнив инструкцию вроде той, которая прилагается к стиральной машине или компьютерной программе. Стартапер - это человек, который способен оценить существующий рынок, нащупать в нем нишу, придумать кратчайший путь к заполнению этой ниши, отобрать команду исполнителей и запустить проект в сжатые сроки. Момент создания проекта - это такой «большой взрыв», когда важные события происходят молниеносно, требуют быстрой и точной реакции. Отбор стартовой команды принципиально отличается от текущего пополнения штатов: там иная цена ошибки, и нет испытательного срока, потому что в этой команде неудача любого игрока чревата крахом всей затеи. То есть испытательный срок, конечно, есть, но это максимум неделя… Дальше, если проект успешно запустился, нужны совсем иные специалисты, которые бы отвечали за его текущее функционирование, за рутину - больше исполнители, чем постановщики задач.

- Считаете ли вы себя стартапером, стартап-менеджером?

- Да, пожалуй, я являюсь стартапером в классическом смысле этого слова. Все мои удачные проекты развивались по одному сценарию. Приходил инвестор и говорил: «Я примерно понимаю, чего хотел бы добиться, но не знаю при этом, с какого бока за это браться. Вот бюджет». Как правило, у инвестора при этом были какие-то свои тактические замыслы, чрезвычайно странные, происходящие от привычки всегда иметь собственные понятия. С этим приходилось бороться. Например, у Гусинского при создании НТВ.ru была идея, что новости с этого сайта можно будет продавать публике за деньги. А у Глеба Павловского при создании Газеты.ru была кандидатура человека, которому Глеб просто доверял политически, и поэтому хотел его видеть вторым лицом в проекте после меня. Человек был сам по себе ничем не плох, но совершенно не понимал, что, как и зачем будет делаться, а при этом чувствовал большую ответственность и поминутно пытался контролировать процесс в той фазе, когда сам этот процесс еще находился у меня в голове. Если бы Глеб его своевременно не убрал, то, возможно, и Газеты.ru никакой бы не было.

- Каковы, на ваш взгляд, психологические особенности такого человека?

- Это, прежде всего, одиночка. Человек, готовый на определенном этапе решать 100% задач, связанных со становлением проекта. Применительно к интернет-СМИ это дизайн, программирование, хостинг, штатное расписание, название, редакционная и рекламная политика, маркетинг, партнерства, позиционирование. Для нормального, успешно развивающегося интернет-СМИ (например, для Газеты.ru через пару лет после ее возникновения) на каждую из этих задач находят отдельного исполнителя, узкого специалиста в предметной области. Но на момент придумывания и запуска важно, чтобы все решения были в одной голове. То есть человек должен быть готов во все вникать лично. Кроме того он должен быть контактен, харизматичен, быстро находить общий язык с людьми, молниеносно вникать в разнообразные предметные отрасли и утверждать свой авторитет в глазах тех людей, которых он хочет привлечь к проекту в роли ключевых исполнителей.

- Важна ли психология этого человека вообще? Иначе говоря, стартаперами рождаются или становятся?

- Психология чрезвычайно важна. Человек должен быть и сам на 100% уверен в своей способности сотворить чудо, и заражать этой уверенностью окружающих, потому что сомнения в компетентности стартапера сразу расхолаживают тех, кто к нему примкнул. А если они не халтурщики, то расхолаживание катастрофически снижает их эффективность.

- Должно ли все время получаться? То есть можно ли к разряду этих менеджеров причислить тех людей, которые заваливают один проект, но у них получается другой, и так далее?

- Ну, тут надо понимать, где начинаются и заканчиваются задачи собственно стартапера. Если их правильно описать, то права на неудачу у него нет. Стартапер берет идею и воплощает ее в конкретном проекте. Это обязано получиться в 100 случаях из 100. Дальше может так случиться, что изначальная идея была порочна, неправильна, или что у инвестора финансирование кончилось, или наехали на него, или по какой-то другой причине проекту не судьба была жить. За все такие неприятности со стартапера спрашивать нельзя, особенно если он изначально нанимался реализовывать чужую идею. А вот если стартапер взял деньги, но в срок не появился живой, функционирующий проект описанных параметров и свойств - значит, этот стартапщик дисквалифицирован, и второго шанса ему давать не надо.

- Каковы особенности стартапа в интернет-индустрии?

- Особенности заключаются в том, что Интернет является самым тесным переплетением технологий с гуманитарным компонентом, если речь о СМИ, или с коммерческим, если речь о магазине. Нельзя разделить задачу создания интернет-проекта на что и как, поручив решение двух этих вопросов разным специалистам. В бумажном издательском деле можно замкнуть главреда на содержательную часть, а все технологии, от дизайна и верстки до рекламы и распространения, раздать специалистам в соответствующих областях. В Интернете это так не работает. Хороший контент легче легкого угробить невнятной навигацией. Если не понимать особенностей функционирования интернет-рекламного рынка, то неудачная верстка оттянет окупаемость на годы. А никакой дизайнер или верстальщик не видит свою задачу в том, чтобы поднимать доходы и посещаемость сайта. Самый лучший профессионал в этой области - Тема Лебедев - спокойно говорит заказчику, что чем меньше у сайта рекламных и обменных позиций, тем лучше. В этот момент надо грубо возражать: «Извини, Артемий Андреевич, но без этих позиций мы просто не можем жить». Чтобы возразить Теме, нужно быть очень уверенным в предметной области, потому что он, по большому счету, прав, и действительно СМИ без рекламы смотрится куда как лучше.

- Широко ли распространено это явление и эти люди? Где преимущественно, в каких сферах бизнеса? Кого бы вы могли назвать среди таких людей?

- Ну, просто стартаперы в разных сферах человеческой деятельности называются по-разному. Где-то продюсерами, где-то издателями, или, страшно сказать, паблишерами. Но чаще всего в штатном расписании их прячут под такими руководящими должностями, которые предполагают чуть ли не пожизненную занятость: гендиректор, главный редактор… И когда они с этих должностей уходят, возникает непонимание, публика начинает искать тайные конфликты или признаки неудачи проекта. А совершенно зря. Лояльный стартапер уходит из проекта ровно тогда, когда проект в нем больше не нуждается, когда в проекте все хорошо, когда он состоялся, и пора уже выйти на первые роли людям, способным рулить рутиной в текущем режиме. А классический пример стартапщика в неинтернетовском бизнесе - Леонид Бершидский, первый главный редактор газеты «Ведомости». Он отличный главред, и, как показал опыт, его уход с этой должности никак не был связан с какими-либо нареканиями к его деятельности. Однако по психологии, по структуре своего мышления он классический стартапер: пришел, подумал, сделал, победил, ушел дальше строить. И сегодня он в том же издательском доме ровно этим занимается: поднимает новые проекты с нуля. От идеи до конкретной, оформленной реализации.


Беседу вел Дмитрий Семенов

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=4205