Аутсорсинг ИТ: чего ждать от России?

Аутсорсинг ИТ: чего ждать от России? Российские поставщики ИТ-услуг растут внушительными темпами. Многие аутсорсинговые компании в последний год существенно увеличили предложение на внутреннем рынке, объем продаж некоторых из них удваивается ежегодно, о чем свидетельствуют данные рейтинга CNews100. В то же время, работа на мировом рынке и мировой опыт аутсорсингового взаимодействия, оказывают существенное влияние на отечественную практику. В этих условиях взаимные ожидания заказчиков и поставщиков, при работе по модели аутсорсинга, становятся одной из главных и наиболее сложно согласуемых тем.

Особенности национального ИТ-аутсорсинга

В России понятие «аутсорсинг» толкуется неоднозначно даже самими участниками рынка, - такое мнение высказал корреспонденту CNews.ru аналитик РБК СОФТ Олег Грановский. Помимо собственно офшорного программирования существует глобальный ИТ-аутсорсинг. Потенциал этого рынка огромен. На Западе, по данным IDC, аутсорсинг занимает примерно 15% рынка услуг в сфере ИТ, причем IDC не считает аутсорсингом заказное программирование.

По мнению генерального директора компании «Аплана» Виктора Вайнштейна, российские поставщики услуг, имеющие опыт взаимодействия с западными компаниями, могут стать проводниками опыта аутсорсинга для использования в российской практике. Поставщики, ориентированные на мировой рынок, в последний год существенно увеличили объем своих услуг на внутреннем рынке, привнося в российскую практику технологическую экспертизу, наработанную на западном рынке. С другой стороны, растущий внутренний ИТ-рынок России помогает российским экспортным компаниям укрепить свои позиции и на мировом рынке.

В одной из компаний-участниц этого рынка уверены, что рост оборотов российских аутсорсинговых компаний свидетельствует о распространении модели ИТ-аутсорсинга среди отечественных предприятий.

Дмитрий Поляков: Сейчас в России заметны лишь единичные случаи внешнего аутсорсинга крупных структур

  Дмитрий Поляков 
Причины эффективности ИТ-аутсорсинга в компаниях и перспективы его развития в России для CNews.ru комментирует Дмитрий Поляков, вице-президент по сервисным продуктам и техническому развитию компании «Ай-Теко».

Дмитрий Поляков: Если говорить о масштабных проявлениях ИТ-аутсорсинга, то он эффективен только в тех компаниях, которые выделяют на ИТ значительные (более миллиона долларов в год) средства. Они могут оплатить команду внешних специалистов вместе с адекватным внешним менеджментом. Если компании пытаются нанять только специалистов и поручить управление собственным менеджерам, то успех схемы аутсорсинга маловероятен, или она сводится к подмене термина «сервисное обслуживание».

Сейчас в России заметны лишь единичные случаи внешнего аутсорсинга крупных структур (НК Юкос - «ИБС», сейчас «Сибинтек»), единичные случаи подготовки к инсорсингу крупных ИТ-служб (ТНК-РТЦ при помощи «Ай-Теко»), перекрестное обслуживание западных транснациональных корпораций.

Это объективно обосновано готовностью организаций к сорсинговым схемам, которая, в свою очередь, определяется зрелостью ИТ-служб и технологических процессов (эксплуатационный уровень) и соответствием управленческих процессов, как минимум, оперативному уровню согласно ITIL, с выходом на тактический уровень. Сегодня этим обладают немногие передовые компании, серьезно относящиеся к ИТ.

Каковы перспективы? По мере обустройства ИТ-служб (с точки зрения опыта ITIL) исчезнет методологический и культурный разрыв между нашими реалиями и лучшими практиками, и аутсорсинг станет не модной темой конференций, а повседневной практикой.

В то же время высказываются мнения, что сегодня традиционные офшорные компании стали делать до 40-50% своего оборота в России. При этом те, кто ранее стремились работать только с иностранными заказчиками, сегодня усиливают свое присутствие на российском рынке. В мире также сохраняется тенденция роста заказов на разработку ПО.

Если на мировом рынке аутсорсинг - традиционное средство повышения эффективности работы предприятий, то для России - это сравнительно новая модель ведения бизнеса, и многие заказчики пока относятся к ней с осторожностью. Так, заместитель генерального директора Первоуральского новотрубного завода (ПНТЗ) по ИТ Константин Юрганов в интервью CNews.ru отметил, что про передачу на аутсорсинг большей части ИТ-сервисов ПНТЗ говорить пока очень рано. «Даже при попытке передачи части технических функций мы сталкиваемся с серьезными проблемами, - рассказывает он. - Несомненно, аутсорсинг - перспективное направление, но основной проблемой для нас является территориальная удаленность от подрядчика».

Участники дискуссии со стороны заказчиков ждут от внешних поставщиков качества их услуг и прозрачности взаимодействия. При этом клиенты не сосредоточены на получении значительной экономии. Кроме того, передача внутренних задач на аутсорсинг должна быть ориентирована на долгосрочную перспективу, поэтому необходим переход от разовых проектов - к аутсорсингу комплексных задач.

Российский рынок ИТ-аутсорсинга глазами аналитиков

Незадолго до начала 2004 г. в Москве прошел Russian CIO Summit. «С одной стороны, в саммите принимали участие российские разработчики, занимающиеся офшорным программированием и обратившие свое внимание на потенциал внутренних российских заказчиков, - рассказал корреспонденту CNews.ru аналитик РБК СОФТ Олег Грановский. - С другой стороны, участвовали и потенциальные заказчики, но интересовала их вовсе не разработка ПО, а глобальный ИТ-аутсорсинг, то есть передача ряда функций поддержания своей инфраструктуры в стороннюю компанию». По его мнению, за исключением IBM Global Services, никто такого аутсорсинга предложить не мог.

Принимавшие участие в саммите аналитики Market-Visio уверены, что уже к 2008 году 80% решений в области управления ресурсами, связанными с ИТ, будут приниматься на уровне руководства компании. Сегодня существуют две противоположные стратегии предприятий в области управления ИТ-ресурсами: одна - ориентированная на «эксплуатацию сил» собственного ИТ-департамента, а другая - предполагающая использование услуг внешних поставщиков. Выбор стратегии заказчика зависит от сложности бизнес-процессов, функционирование которых осуществляется с помощью ИТ.

Структура и динамика российского корпоративного ИТ-рынка

Структура и динамика российского корпоративного ИТ-рынка

Источник: Market-Visio (Russian CIO Summit, 2003 г.)

В Market-Visio считают, что в 2002 году расходы российских предприятий на внешние ИТ-услуги в среднем составили около 10% от всех расходов на ИТ, в абсолютном исчислении - около $500 млн. К 2004 году эта доля возрастет до 12-13%, а общий объем таких расходов составит около $800 млн. Объем российского ИТ-рынка в 2002 году в целом составил $4,8 млрд., при этом ежегодный темп его роста - около 18%. Объем российского рынка ИТ-услуг в 2002 году составил около $500 млн. Ежегодный темп роста - около 30%. Таким образом, среднегодовой темп роста рынка внешних ИТ-услуг составит около 30%, что на 10% превышает среднегодовой темпа роста ИТ-рынка в целом.

Объем российского рынка ИТ-услуг, 2002-2004 гг.

Объем российского рынка ИТ-услуг, 2002-2004 гг.

Источник: Market-Visio (Russian CIO Summit, 2003 г.)

Несмотря на то, что в 2002 году объем рынка профессиональных услуг был почти на $100 млн. меньше рынка услуг по поддержке, среднегодовой темп роста (CAGR) рынка профессиональных услуг превышает среднегодовой темп роста услуг по поддержке почти на 10%.

Структура российского рынка ИТ-услуг

Структура российского рынка ИТ-услуг

Источник: Market-Visio (Russian CIO Summit, 2003 г.)

В отличие от России, на рынке внешних ИТ-услуг доля профессиональных услуг составляет почти 80%, а услуги по ИТ-аутсорсингу являются второй по величине категорией и составляют порядка 1/4 рынка внешних ИТ-услуг.

Структура рынка ИТ-услуг России и Западной Европы, 2002 г.

Структура рынка ИТ-услуг России и Западной Европы, 2002 г.

Источник: Market-Visio (Russian CIO Summit, 2003 г.)

Темпы роста российского рынка внешних ИТ-услуг почти в 3 раза превышают темпы роста рынка внешних ИТ-услуг Западной Европы.

Темпы роста рынка ИТ-услуг России и Западной Европы, 2002-2004 гг.

Темпы роста рынка ИТ-услуг России и Западной Европы, 2002-2004 гг.

Источник: Market-Visio (Russian CIO Summit, 2003 г.)

По мнению Market-Visio, существуют два способа приобретения ИТ-услуг. Один из них - дискретный, когда предприятие привлекает внешнего поставщика для осуществления разовых работ в рамках проекта и не планирует продолжать пользоваться его услугами по окончании проекта. Второй - собственно аутсорсинг, когда заказчик передает непрофильные бизнес-процессы в управление сторонней компании, а сам - фокусируется на основной сфере деятельности. В свою очередь, на аутсорсинг можно передать как ИТ, так и бизнес-процессы.

По мнению консалтинговой компании PriceWaterhouseCoopers, целесообразность предоставления в аутсорсинг различных бизнес-процессов зависит от стратегической важности процессов и их влияния на конкурентоспособность компании. В зависимости от этого бизнес-процессы можно полностью или частично передать в аутсорсинг, реорганизовать или оставить без изменений. В работе часто используется предоставление заказчику программных приложений через интернет или виртуальную частную сеть (VPN)

Эффективность аренды бизнес приложений

Время, лет  1  2  3  4  5 
Вариант покупки 
Лицензия 30 000 0 0 0 0
Оборудование 18 000 0 3 000 4 000 6 000
Персонал 6 000 6 000 6 000 6 000 6 000
Итого  54 000  60 000  69 000  79 000  91 000 
Вариант аренды 
Лицензия 10 000 10 000 10 000 10 000 10 000
Инфраструктура 2 000 2 000 2 000 2 000 2 000
Персонал 4 000 4 000 4 000 4 000 4 000
Итого  16 000  32 000  48 000  64 000  80 000 

ASP - предоставление заказчику программных приложений через Интернет или виртуальную частную сеть (VPN), а также всех необходимых элементов инфраструктуры и их обслуживание на базе арендных платежей.

Источник: ИБС

В рамках форума компания Market-Visio рассказала о результатах проведенного ею исследования. Аналитики опросили 250 средних и крупных российских компаний, которым предлагалось оценить по 5-балльной шкале наиболее важные причины приобретения услуг аутсорсинга.

Причины приобретения услуг аутсорсинга

Причины приобретения услуг аутсорсинга

Источник: Market-Visio (Russian CIO Summit, 2003 г.)

Причины отказа от приобретения услуг аутсорсинга

Причины отказа от приобретения услуг аутсорсинга

Источник: Market-Visio (Russian CIO Summit, 2003 г.)

В ходе исследования предприятиям предлагалось оценить основные причины отказа от использования услуг аутсорсинга. Оказалось, что большинство компаний уверены в компетенции собственного ИТ-подразделения больше, чем в профессионализме внешнего поставщика. Кроме того, многие заказчики сомневаются в соблюдении необходимого уровня защиты информации сторонними подрядчиками.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=3910