Планирование карьеры IT-специалистом

Симон Молдавский

 Выступление директора партнерских программ УАППО Симона Молдавского на круглом столе "IT-карьера и образование в сфере IT-менеджмента".

На протяжении последнего десятилетия сфера информационных технологий сохраняет свою престижность и остается притягательной для талантливой и амбициозной молодежи. В странах СНГ эта тенденция не только не ослабевает, а наоборот, усиливается за счет значительного роста сектора оффшорного программирования, позволяющего специалистам найти применение своим интеллектуальным способностям, принять участие в международных проектах, обеспечить себе достойный заработок.

С другой стороны, уже внутри этой сферы существуют разительные отличия в статусе и заработке различных специалистов - от программиста-кодировщика, из года в год выполняющего по производственной необходимости утомительные "упражнения на клавиатуре" до руководителя коллектива, имеющего свободу для творческого проектирования производственного процесса и получающего на порядок большее материальное вознаграждение.

В чем же отличие между представителями этих "полюсов"? Интеллект, ответственность, целеустремленность, лидерские качества? Статистика, приведенная в "The Millionaire Mind" Томаса Стенли, подтверждает важность наличия этих качеств, но отнюдь не на уровне выдающихся способностей.

Согласно результатам исследования, проведенного в одном из американских университетов, наибольшая корреляция была отмечена между карьерными достижениями и сознательной позицией по отношению к своей карьере. Самых значительных успехов добились те выпускники, которые знали о своих целях и планировали их достижение, еще будучи студентами.

Итак, приступим к планированию карьеры?

Прежде всего, важно "подвести текущий баланс", понять, какие сильные и слабые стороны, знания, умения и опыт имеются в наличии. Очень хорошо для этого подходит форма резюме, Curriculum Vitae. Те, кто еще не занимался составлением резюме, могут найти огромное количество образцов и шаблонов в Интернете.

Второй шаг - непосредственно планирование. Постарайтесь продумать ступени своей карьеры, должности и заработки на годы вперед (по крайней мере на пять лет). Желательно обойтись без излишних фантазий, а отталкиваться от своего текущего положения и способностей. Кроме того, нужно учесть, что карьера бывает как "вертикальная", так и "горизонтальная" (имеется в виду смена рабочего места для приобретения необходимого опыта и навыков).

После построения такого плана карьеры необходимо определить, какие "ресурсы" потребуются на каждом ее шаге - знания, умения, опыт, человеческие контакты, звания и т.п. Все, что остается, - это найти возможность получения этих ресурсов. И, как говорил один сказочный персонаж, "золотой ключик у нас в кармане".

В самом деле, возможностей для повышения своего профессионального и личностного уровня сейчас предостаточно. Колоссальное количество таких возможностей содержит Интернет. Это и различные тематические ресурсы, и сборники статей, и новостные сайты, и электронные рассылки, и форумы, и эхо-конференции, и различные сайты профессионального тестирования и сертификации. В последнее время стали доступны программы дистанционного образования, представляющего собой полноценное обучение через Интернет (самый близкий пример - наша программа SPMP по подготовке менеджеров программных проектов и менеджеров технологических групп).

Значение бумажной литературы также достаточно велико - гораздо удобнее пользоваться красиво оформленным изданием, чем читать принтерную "распечатку" и, тем более, портить глаза у экрана. Эффективность восприятия книжной информации в несколько раз выше. Следовательно, вполне естественно внести в свой бюджет статью, связанную с покупкой литературы и подпиской на периодические издания.

Основную техническую литературу у нас переводят в достаточном количестве. Поэтому за ней вполне можно отправиться в книжный магазин. А для приобретения узкоспециальной иностранной литературы придется купить кредитную карточку и заказать книги в Интернет-магазине, хотя цены там повыше. О том, какие книги полезны "программным инженерам", мы уже говорили в нашей рассылке (см. письмо Алексея Скрипника в http://subscribe.ru/archive/industry.soft.ukrsoftpro/200303/21174247.html).

Никакие книги не могут заменить человеческого общения. Участие в выставках, конференциях и других подобных мероприятиях дает возможности получения "живой" информации и завязывания профессиональных связей. Хорошая привычка - составление календаря полезных мероприятий для последующего их посещения. О некоторых мероприятиях мы сообщаем в рассылке, сообщения о многих других можно найти в Интернете и периодических изданиях.

Обязательное требование для современного "IT-карьериста" - знание иностранных языков и в первую очередь английского. Здесь никуда не денешься - нужно учить. Причем приготовьтесь к многолетней работе - повышать уровень неродного языка нужно все время, особенно если находишься вне языкового окружения.

Специфика информационных технологий такова, что приходится сталкиваться не только с незнакомыми иностранными словами и аббревиатурами, но и с постоянно появляющимися новыми терминами, технологиями, инструментальными средствами. Вывод для любознательного профессионала прост - нужно все непонятное "переводить" в понятное. Здесь поможет и Интернет, и изучение литературы, и помощь коллег, и выполнение тестовых проектов для освоения нового инструментария. Кстати, для поиска значений терминов есть замечательный словарь - http://www.onelook.com, а для аббревиатур - http://www.acronymfinder.com. Ну, и конечно, никогда не стоит забывать пользоваться Google-ом.

Полученные знания и навыки никогда не должны пропадать впустую - их нужно внедрять на своем рабочем месте и, если возможно, на уровне предприятия. Хорошая форма обмена сторудников опытом - проведение семинаров внутри коллектива. Специалисты, берущие на себя роль тренеров, обычно пользуются большим авторитетом и достигают большего в карьере.

Постоянное обобщение полученной информации, осмотр выполненных работ "с высоты птичьего полета" весьма повышают значимость накопленного багажа знаний и опыта. На следующем этапе уже возможна генерация оригинальных идей, заслуживающих того, чтобы поделиться ими с широкой публикой. Так в резюме появляется список публикаций (это, конечно, шутка).

Кстати, кроме списка публикаций, в резюме есть еще пункты "Сертификации" и "Членство в профессиональных объединениях". Что с ними делать? Да и полезны ли они?

Оказывается, полезны. Доверие работодателей к "корочкам" в разное время то уменьшалось, то увеличивалось, но, согласно опросам IT-руководителей, большинство из них всегда признает ценность сертификаций. Сейчас существует множество различных сертификационных центров. Некоторые из них доступны через Интернет. В основном авторитетные сертификации далеко не бесплатны.

Существующие сертификации IT-менеджеров были прекрасно описаны в докладе члена преподавательского коллектива UkrSoftPro Владимира Павлова на круглом столе "IT-карьера и образование в сфере IT-менеджмента". Это и менеджерские экзамены от PMI и IPMA, и Certified Software Development Professional от IEEE Computer Society, и IT Project+ от CompTIA, и MSF Practitioner от Microsoft.

Членство в профессиональных объединениях тоже в основном платное, особенно в таких солидных, как IEEE Computer Society и ACM, однако при желании можно найти и бесплатные сообщества профессионалов-энтузиастов. В качестве примера можно привести UkrSPIN - зарегистрированное в Software Engineering Institute украинское отделение Software Process Improvement Network. Кстати, для регистрации в UkrSPIN можете обращаться к нам по адресу edu@ukrsoftpro.com.ua, и мы передадим ваши данные руководству UkrSPIN-а.

Конечно, членство в профессиональных объединениях нужно не "для галочки" в резюме, а для общения с профессионалами и участия в многочисленных программах, предлагаемых такими объединениями.

Ну и, наконец, несколько слов о профессиональном образовании.

Одно из неотъемлемых свойств современного IT-профессионала - способность обучаться на протяжении всей жизни, что обусловлено быстрым развитием самой отрасли. Это особенно заметно на Западе, где миллионы людей каждый год повышают свою квалификацию в различных учебных центрах. За этим лежит простой экономический расчет - полученное образование окупается буквально в течение нескольких лет за счет роста в карьере и заработной плате.

В последнее время Интернет совершает настоящую революцию в образовании, позволяя работающим специалистам повышать свой профессиональный уровень в удобное время и в удобном месте (например, дома) с помощью дистанционного обучения. При этом стоимость дистанционных учебных программ существенно ниже по сравнению с очными, ведь отпадает необходимость в учебных помещениях и облегчается работа преподавателей.

Чему же в первую очередь стоит учиться?

В соответствии с руководством "Professional Development for Software Organizations", подготовленной в компании Стива МакКоннелла Construx Software (http://www.construx.com/docs/open/ProfessionalDevelopmentHandbook.pdf), каждой из должностей штатного расписания софтверной компании соответствует совершенно определенный набор необходимых для изучения программно-инженерных дисциплин. Набор этих дисциплин изложен в SWEBOK и используется при построении образовательных программ по software engineering.

Например, при построении программы SPMP, направленной на подготовку руководителей проектов и технологических групп, мы включили в нее основные разделы SWEBOK - software requirements, software design, software construction, software configuration management, software engineering management, software quality. Обзор остальных разделов, а также различные методологии и стандарты программной инженерии (RUP, MSF, экстремальное программирование, SEI CMMi) были включены в отдельные курсы.

Еще один вопрос: как нужно учиться?

Существуют различные методики обучения, предполагающие выполнение заданий шаблонного типа и последующее тестирование. Это так называемое пассивное обучение, применяемое в основном при подготовке работников низшего звена, для которых важно усвоение определенного набора информации и четкое выполнение поставленных руководством заданий. Кстати, даже для таких специалистов методика прямого тестирования является неэффективной, о чем уже на протяжении нескольких десятилетий идут дискуссии на Западе (см., например, "Successful Intelligence" Роберта Штернберга).

Принципиально иной подход - активное обучение, при котором делается упор на глубокую аналитическую работу, предполагающую создание учащимися аналитических документов и других документальных артефактов процесса разработки, а также самостоятельную активную работу с литературой. В частности, программа SPMP готовит именно руководителей, для которых навыки анализа, документирования, работы с литературой и в конечном счете активного самообучения чрезвычайно важны.

Ну что ж, как говорил один государственный деятель, "наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи".

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=3909