Поиск в длинном хвосте
Юрий Аммосов
Российский предприниматель из Силиконовой долины создал программу, способную найти в интернете любой товар. Теперь его бизнес скорее всего купят американские конкуренты Российский физик Bilbo, изготавливавший игровые устройства (педали, подключаемые к компьютеру в дополнение к клавиатуре), просуществовал несколько лет, но особых успехов не добился. Следующая компания Буркова - "Упорный человек", - кратко характеризует Буркова Обгон по вертикали- Google, - говорит "Эксперту" Сергей Бурков, - нельзя одолеть лобовой атакой. В свое время, когда Google был еще одним из многих стартапов, он обогнал лидеров тогдашнего рынка По мнению Буркова, сидеть на дороге у такого паровоза, каким сейчас стал Google, не лучшая стратегия для маленького стартапа. Куда больше перспектив предоставляет так называемый вертикальный поиск - в определенной специализированной области. Бум последнего года в поисковой области связан именно с такими компаниями. "Возьмем, к примеру, поиск по людям, - говорит Бурков. - Если человек несколько лет не упоминался в интернете, для Google он делается почти невидимкой - чем сведения старее, тем они менее важны для индекса". Компания Среди поисковиков-вертикалов очень популярен поиск по вакансиям, поскольку рынок труда давно уже превратился в неподъемный массив. Рекрутеры в поисках резюме кандидатов уже начинают обходить стороной крупные сайты - слишком много "мусора" выпадает там на каждый запрос. А многие позиции компании рекламируют только на своих сайтах, чтобы те попадали на глаза только специалистам, которые целенаправленно ищут вакансии в этой компании. Поисковики для соискателей позиций шарят по разделам "работа у нас" сайтов компаний, выдавая заведомо свежие сведения. Другой модный сектор - поисковики, обрабатывающие запросы на поездки. Традиционные сайты бронирования Expedia и Travelocity опирались на старинную систему бронирования Sabre, которая обрабатывала далеко не все возможности. Например, по авиабилетам в ней не участвуют дискаунтеры и даже некоторые крупные авиакомпании. Часто специальные предложения по авиабилетам не попадают в системы бронирования вообще и рекламируются только на сайтах авиакомпаний. Поиск нового поколения, такой как у компаний Хвост длиной в миллион магазиновУ компании Буркова В базах этих поисковых машин в изобилии представлены популярные товары, такие как потребительская электроника, фотокамеры или ручные компьютеры. Но искать там промышленные микроконтроллеры или наборы для сборки моделей самолетов бесполезно: ими торгуют небольшие и узкоспециализированные магазинчики и сайты, которые не записаны в поисковики. Даже "мешок цемента" через интернет подчас и то не отыщешь - неходовой товар, на любителя. Крупных интернет-магазинов в США несколько тысяч, специализированных интернет-лавочек и складов - около миллиона. Несколько лет назад главный редактор журнала Поиск по сотням тысяч сайтов, разумеется, невозможно провести вручную. Некоторые поисковые сервисы настраивают свои движки особо под каждый сайт - назначают разделы для поиска, описывают схему страницы так, чтобы программа вытаскивала сведения оттуда, откуда нужно. С сотнями сайтов это проделать можно, с тысячами - очень сложно, с сотнями тысяч - лучше и не пытаться. Даже вычислить все эти сайты - уже непосильная задача. "Длинным хвостом" у Буркова занимается не трудовой коллектив, а искусственный интеллект. Одна программа прочесала весь североамериканский интернет, вычислив все сайты-магазины. Другая анализирует типовые страницы с товарами, вычисляя, где название товара, где описание, где цена. По этим автоматически собранным данным и работает поисковый сервис Dulance. Подобным способом пытается работать только Froogle, но она так далеко, как Dulance, в "длинный хвост" не забирается. Туда вообще никто дальше Dulance не забирается. На разработку аналитического алгоритма до первой работоспособной версии у Dulance ушло два года, зато теперь у сайта есть основания похвастаться тем, что с его помощью можно найти почти любую редкость. Конечно, признает г-н Бурков, искусственный интеллект по своей натуре не совершенен и нет-нет да и накосячит. Тем не менее общий результат не только пригоден к использованию, но даже приносит компании некоторые деньги, со временем их должно стать намного больше. "Google, - говорит Сергей Бурков, - продемонстрировал, что в платном поиске есть деньги. И деньги очень большие". (По данным Еще одна услуга, которую предоставляет Dulance, - "будущий поиск". Так называется программа, которой надо задать название товара и устраивающую вас цену; в дальнейшем программа отслеживает падение цен и извещает вас по почте или сообщением в ваш блог, что выгодный для вас вариант покупки наконец появился (в компьютерном деле такие программы-стражи называют "агентами"). "Например, есть такой сезонный товар, как горные лыжи, - говорит Бурков, сам завзятый лыжник. - Они дорожают зимой и дешевеют летом. Представьте себе, что некий магазинчик на горнолыжном курорте в Колорадо затоварился непроданными лыжными товарами и объявил грандиозную распродажу в мае по сверхнизким ценам - потому что у него возникли проблемы с наличностью или с местом на складе. Там, где этот магазин стоит, лыжи никому уже и даром не нужны. А жители Калифорнии или Нью-Йорка, где такой ситуации нет, и рады бы купить эти лыжи в Колорадо, чтобы сэкономить, но как они об этом узнают? Для таких целей и служит агент будущего поиска". Под крылом GoogleПоиск сейчас и технология, и сервис. Разделение, уже произошедшее в других IT-отраслях, здесь еще не очевидно, так как индустрия молода - ей только шесть-семь лет. Поэтому такие компании, как Dulance, пока обеспечивают и то и другое. Со временем ситуация может измениться: одни будут поддерживать сервис, другие изготовлять технологии, появится стандартизация форматов поиска. Как следствие, со временем возможна и всеобщая вертикализация, когда общепоисковые системы сменятся специализированными. Yahoo!, Google и Расцвет вертикальных поисковых сервисов связан с расцветом Google. Продажа ключевых слов (система AdWords у Google и ее аналоги у других ведущих поисковых сервисов) сейчас кормит всю индустрию вертикального поиска. Происходит это так: поисковики покупают на интернет-аукционе ключевые слова - например, сайт по поиску работы может купить слово "резюме", шопинг-сервис - "ноутбук". В результате пользователи Google начнут перетекать к ним. Покупка слов у Google - это расход. А где доход? Он в том, что сами поисковые сервисы также продают слова своим клиентам - работодателям и торговцам ноутбуками. И продают дороже, чем Google, иногда на 50-100%. Клиенты вертикалов платят охотно, поскольку аудитория у них поголовно целевая, отборная. На эти проценты вертикалы и живут. Можно говорить, что вокруг крупных поисковиков сложилась "экосистема", то есть устойчивый круг партнеров и потребителей, извлекающих выгоду из взаимоотношений с суперкомпанией. Свои экосистемы имеют Поисковики нового поколения, включая Dulance, сейчас в основном перепродают трафик с Google, то есть высасывают часть трафика у своего главного конкурента. Причем это лучший трафик. Google и другие поисковики верхнего уровня не только фактически отдают половину доходов своим "аффилиатам", но и растут медленнее всех. Недавняя статистика показала, что
Логично было бы предположить, что такое положение дел должно вызывать тревогу: Google понаделает вертикальных поисковиков и слопает весь рынок. Но пока все наоборот: Google делает шаги, направленные скорее на развитие своей экосистемы, чем на ее покорение. Так, по последней информации, Google планирует к запуску свою платежную систему, которая в основном будет востребована именно аффилиатами и вертикалами-брокерами. Но даже если Google и сделает ставку на создание собственного вертикального поиска, монстра из Маунтин-вью можно будет перегуглить: существующие вертикальные сервисы Google сильно уступают своим не-гугловским аналогам. Социальная сеть для поиска знакомств и деловых связей Google Okrut популярна лишь в Бразилии, а в США лидируют независимые MySpace (подростковая аудитория), Friendster (знакомства) и LinkedIn (профессионалы). Уже упомянутая шопинг-машина Froogle обслуживает в день меньше запросов, чем, например, Shopping.com и Pricegrabber. Дело здесь, видимо, в том, что в вертикальном поиске не все решается алгоритмами, нужна тонкая настройка на пользователя, умение работать не только с массовым, но и с "бутиковым" спросом. Получить инвестиции или продатьсяСейчас Dulance существует уверенно и даже приносит доход. Главный вопрос, на который ни у ее основателя, ни у наблюдателей нет ответа: в чем должна состоять дальнейшая стратегия компании. Перспектива оставаться маленькой и независимой для Dulance маловероятна. Ажиотажный спрос, как известно, порождает не только новое предложение, но еще и инфляцию. Влиятельный обозреватель Из-за Google поисковый сектор страдает еще и от инфляции зарплат. Практически любой стоящий специалист в этой области может рассчитывать на предложения от Google, Yahoo! и Microsoft с зарплатой до 150 тыс. долларов в год. Еще год назад средняя зарплата по Долине колебалась между 80 и 100 тыс. Недавно Google купил небольшую компанию Dulance такие расходы не по карману. Компания до сих пор работает в режиме, называемом в Калифорнии bootstrap - "шнурок" (термин - отсылка к варианту истории про Мюнхгаузена, где герой вытянул себя из болота за шнурки), то есть финансируется из личных средств основателя. Правда, в отличие от своих коллег по сектору Dulance пока защищен от "инфляции зарплат" благодаря русским связям Буркова. Пять из восьми сотрудников в целях экономии наняты и работают в Москве. Но вряд ли этих мер хватит надолго. Может, лучший исход для Dulance кратно вырасти благодаря венчурным инвестициям? Соседи Dulance по сектору вертикального поиска активно ищут финансовой поддержки у венчурных капиталистов. Финансовые рынки сейчас испытывают по поводу поиска сильный энтузиазм. Публичные компании, даже едва прибыльные, торгуются с большими коэффициентами "цена-продажи" и "цена-прибыль", а частные получают инвестиции с легкостью, напоминающей интернет-бум прошлого десятилетия. 30 августа венчурный фонд Но у Dulance с венчуром могут возникнуть проблемы. В Силиконовой долине, для того чтобы зайти в дверь на Sand Hill Road, нужны связи, которых у русских нет, и это почти официально. Фонд Sequioa Capital честно пишет на своем сайте, что бизнес-план не принимается без рекомендации от уважаемых фондом лиц и организаций - инвесторов, предпринимателей, банков, юристов. Попасть на прием к нужным инвесторам сложнее, чем перегуглить "Гугл". В России желающих рискнуть хотя бы несколькими миллионами и в случае успеха получить сверхприбыль и сильные позиции в перспективном сегменте мирового хайтек-рынка тоже не наблюдается. Третий вариант - продаться. Казалось бы, логичный выход для вертикального стартапа - продать свой бизнес Google, но именно в области вертикального поиска это маловероятный исход. Google в отличие от многих других монстров технологического бизнеса предпочитает все делать самостоятельно и покупает компании только в областях, далеких от своего основного бизнеса. Среди последних покупок Google - спутниковая карта Keyhole и фототека Picasa. Даже свой интернет-пейджер Google Talk в Google сделали сами, а не купили. Yahoo!, напротив, решив завести интернет-телефонию, просто купил себе провайдера Dialpad. Google вряд ли купит. Yahoo! или кто-то из его конкурентов, напротив, может купить. Бурков тему возможных покупателей Dulance комментировать не стал. Технологический аналитик
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=3869 |