Российский ИТ-аутсорсинг: предложение поспевает за спросом

Как и предсказывали компании Gartner и ЮС, мировой рынок аутсорсинговых услуг в сфере информационных технологий (ИТ) растет. За пять лет темпы его роста составили в среднем 58%, и 72% компаний - потребителей ИТ-услуг покупают услуги ИТ-аутсорсинга.

Определимся с понятием

Компания Gartner понимает под ИТ-аутсорсингом долгосрочный контракт на предоставление услуг с определенным уровнем качества, который подразумевает передачу в управление ИТ функции стороннему поставщику. В рамках контракта по аутсорсингу возможна передача людей либо активов (программное обеспечение и оборудование) в управление сторонней организации. Услуги по аутсорсингу могут предоставляться как на территории клиента, так и поставщика услуг.

То есть аутсорсинг - это передача на обслуживание заранее определенных вспомогательных функций организации другой компании, специализирующейся в этой области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый характер и соответственно начало и конец, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности ИТ-систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1-2 лет). Покупка услуг ИТ-аутсорсинга позволяет сконцентрироваться на основном виде деятельности.

Рост однозначен

По данным ЮС (2004 г.), общий объем нашего ИТ-рынка оценивается почти в 1, 5 млрд долларов, а услуги аутсорсинга составляют 13, 5%. Среднегодовой темп его роста составит 41%, совокупные затраты на ИТ-аутсорсинг - 807 млн долларов.

Исследование, проведенное компанией IBS совместно с E-xecutive в 2005 году, дает более скромную оценку - темп роста не более 30%, но его объем оценивается выше.

Причина различия заключается в том, что часть рынка не видна, так как крупные компании часто создают зависимые структуры для оказания ИТ-услуг, что по сущности является аутсорсингом. Эта "закрытая" часть составляет 40-45%, но она будет уменьшаться, что создаст дополнительные возможности для оказания услуг аутсорсинга коммерческими ИТ-компаниями.

Мотивы и барьеры

Первичным стимулом к развитию аутсорсинга было желание компаний сократить издержки на поддержание ИТ-инфраструктуры.

Развитие технологий и конкурентная среда требуют от бизнеса постоянного совершенствования ИТ-инфраструктуры, растут и требования к защищенности систем.

Передача ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг в специализированные компании позволяет сократить непрофильные расходы, одновременно качественно повысив уровень производительности и надежности ИТ-систем.

Однако, как показывает результат исследований, мотивы выбора ИТ-аутсорсинга со временем меняются.

Изменились и причины, останавливающие компании от приобретения услуг ИТ-аутсорсинга.

Результаты исследований еще раз подтверждают, что далеко не все компании умеют правильно отражать в учете затраты на аутсорсинг, чтобы достигнуть прозрачности и экономичности.

Рыночная ситуация

Тем не менее, как свидетельствуют материалы исследования E-xecutive, 2005 г., к услугам внешних поставщиков на данный момент прибегает 61% опрошенных компаний. Наиболее часто на аутсорсинг передаются функции административно-хозяйственных служб и ИТ - по 60% из числа использующих аутсорсинг. Появились на российском рынке и первые примеры контрактов комплексного ИТ-аутсорсинга (РОСНО, БАТ Россия, Аэрофлот, РКС).

Многие компании готовы отдать на аутсорсинг поддержку пользователей и веб-ресурсов, компьютерный парк и администрирование ИТ-систем, корпоративных сетей, а также бизнес-приложений. Некоторые компании заинтересованы в том, чтобы разместить свои базы данных на площадях специализированных центров или передать в аутсорсинг разработку и осуществление политики ИТ-безопасности.

Компании реального сектора экономики стали лучше разбираться в том, что происходит на рынке ИТ-аутсорсинга. Только чуть менее 5% опрошенных не хотели бы передавать на аутсорсинг функции ИТ-отделов.

Растет интерес к аутсорсингу и со стороны государства. Только за прошлый год органами государственного управления былипроведены десятки тендеров на традиционные виды аутсорсинга, такие как техническая поддержка и сопровождение ИТ-инфраструктуры.

Со стороны поставщиков услуг ИТ-аутсорсинга картина тоже меняется. Активизировались западные компании (IBM, HP), стала более заметной деятельность отечественных системных интеграторов, в том числе и региональных компаний.

Если ведущие системные интеграторы ориентируются на крупный бизнес и государственный заказ, то обслуживание информационных технологий и инфраструктур среднего и малого бизнеса вполне по силам небольшим региональным ИТ-компаниям. Но чаще, казалось бы, из соображений экономии особенно малый бизнес заключает договор на ИТ-обслуживание со знакомыми или студентами. Профессионализм такого "аутсорсинга", как правило, невысокий, ответственность исполнителя - минимальна, а вот риски и стоимость постоянно растут. В государственном секторе сегодня некоторые заказы по оказанию услуг аутсорсинга выполняют коммерческие ИТ-компании или собственные ИТ-подразделения. Однако, по мнению некоторых экспертов, для этих целей возможна организация государственных специализированных центров ИТ-аутсорсинга.

..Делается уже

Компания IBS концентрирует свои усилия на создании Центра аутсорсинга DATA FORT. В его развитие планируется инвестировать в 2005 году 5-6 млн долларов.

Центр аутсорсинга DATA FORT оказывает услуги и на площадке заказчика, и на своей.

Все услуги сформулированы в виде ИТ- и бизнес-решений, что повышает конкурентоспособность заказчиков и отвечает их задачам развития бизнеса.

IBS располагает сетью из более чем 170 региональных Авторизованных сервисных центров. Всего - более 300 партнеров. Большое внимание IBS уделяет сертификации знаний своих специалистов у ведущих мировых вендеров: HP, Cisco, IBM, Microsoft, Oracle, SAP и др.

Специалистами ЦА DATA FORT успешно выполнен ряд проектов. Например, в компании "Росгосстрах" взяты на аутсорсинг основные компоненты корпоративной информационной системы с организацией защищенного (выделенного) сегмента локальной сети.

Компания "Мегафон" доверила размещение и поддержку работы wеb-систем в круглосуточном режиме и создание отказоустойчивого решения, доступ к СУБД Oracle на правах аренды.

Не первый год развивается направление аутсорсинга ИТ-услуг и программных продуктов в холдинге ЛАНИТ. Например, ОАО "Российские коммунальные системы" передало на информационно-технологическое обслуживание компьютерное, телекоммуникационное, сетевое оборудование и программное обеспечение офисного здания, и в перспективе предполагается сотрудничество в регионах.

Проект интересен тем, что он предъявляет требования осуществлять не только поддержку из Москвы, но и присутствия специалистов в регионах. ЛАНИТ готов выполнить заказ в масштабах всей страны.

Специалисты ЛАНИТ решают такие задачи, как:

оптимизация затрат на приобретение сложных решений и содержание ИТ-инфраструктуры компаний;

организация эффективного и надежного функционирования информационной системы;

развитие и модернизация информационной системы, в том числе с использованием перспективных технологий.

Достаточно разнообразен портфель услуг группы компаний АйТи. Сегодня он составляет 10-12% от общего оборота, но имеет тенденцию роста и включает в себя как традиционные, так и достаточно инновационные для России услуги. В частности, это разработка программного обеспечения, аутсорсинг обучения персонала, а также аутсорсинг технической поддержки и сопровождения информационных систем и ИТ-инфраструктуры.

Особо следует отметить аутсорсинг проектных команд. Развитие любой компании, помимо всего прочего, предполагает расширение ИТ-инфраструктуры, внедрение новых ИТ-решений, их тиражирование на региональные подразделения и прочие проекты. А это требует увеличения ресурсов. Очевидно, что у компании появляется потребность в партнерах, которые могут предоставить специалистов. Они обучают персонал управлять процессом, а потом постепенно выходят из проекта. Именно такую услугу и предлагает компания АйТи.

Так, по аутсорсингу проектных команд компания принимает участие в нескольких проектах тиражирования ЕRР-систем для крупнейших отечественных холдингов. Заключен контракт с одним из российских банков. В частности, переданы в аутсорсинг работы по обслуживанию аппаратной и программной составляющих КСПД в центральном и региональных отделениях банка.

Пожалуй, самый масштабный отечественный опыт проектов на основе стандартов rniTITSM имеет компания КРОК. Она осуществляет администрирование ИТ-сервисов более чем в 3900 офисах организаций по всей стране.

Так, например, в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ был разработан ряд комплексных информационных систем, автоматизирующих судебное делопроизводство. С 2003 г. КРОК осуществляет аутсорсинг первой и второй линии технической поддержки в компании "Ренессанс Капитал", на чьей территории постоянно находятся три специалиста КРОК.

А компания "БМВ Русланд Трейдинг", например, передала в аутсорсинг КРОК техническую поддержку программного комплекса у 14 региональных дилеров.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что интерес к ИТ-аутсорсингу растет, расширяется спектр предложений, становятся более гибкими условия сервисных контрактов, заметно повышается спрос на автоматизированные услуги и управление процессами. Можно даже прогнозировать появление новых, специализирующихся только на аутсорсинге ИТ-компаний.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=3710