Интернет-кафе: белорусская антология
Дмитрий Разахацкий
Интернет-кафе можно назвать точкой соприкосновения процессов в виртуальном и реальном мире. Интернет-кафе - это точно инструмент поддержки бизнеса, связанного с цифровыми технологиями. В любом случае, интернет-кафе будут востребованы еще достаточно долгое время. Удивительно, но, как стало известно совсем недавно, рынок интернет-кафе в Беларуси все еще есть. Первое белорусское интернет-кафе было открыто в Минске 24 июня 1998 года интернет-провайдером Network Systems. Впрочем, как сказал директор интернет-кафе «Союз-online» Дмитрий Карлюк на пресс-конференции, посвященной развитию интернета в Беларуси, это кафе еще не было интернет-кафе в настоящем понимании. А «настоящее интернет-кафе открылось лишь в 2002 году». Сегодня в Минске работает более 40 «интернет-кафе», плюс по всей республике - еще несколько частных интернет-кафе и сеть пунктов коллективного доступа (ПКД) от РО «Белтелеком». Ну и, конечно же, нельзя забыть «Интернет-кафе Open Place», которое вещает на волне 106,2 FM, но это уже совсем из другой истории. Заметьте, что в предыдущем абзаце «интернет-кафе» взято в кавычки, и это не случайность. Все дело в том, что на сегодняшнем этапе развития в Беларуси сформировались несколько бизнес-моделей интернет-кафе, хотя все они пока воспринимаются под одним названием. Бизнес-модели интернет-кафе Вторая модель - как раз то самое интернет-кафе. Здесь уже есть и «что перекусить», и собственно интернет, а баланс между играми, веб-серфингом и ассортиментом барной стойки полностью на совести владельцев. Минимальное время работы посетителя, как правило, 15 минут. Основная идея: «Нас мало, но мы все в одном месте». Третья модель - интернет-клуб, он же интернет-кафе с клубной системой. Самое важное: здесь предлагают реальное место для проведения досуга, встреч единомышленников, эстетическое удовольствие от пребывания в самом помещении, тем самым создают устойчивое комьюнити пользователей, постоянно посещающих клуб. Четвертая модель - пункт коллективного доступа (кстати, в России их называют «интернет-салонами»). Общепита нет, досуговой части нет, интернет есть. Отсчет времени идет по минутам, заказывать компьютер лучше заранее. Основная идея: «Быстро зашел, быстро законнектился, быстро ушел». Белорусская особенность: монополия РО «Белтелеком», если не считать нескольких точек в минских библиотеках им. Пушкина, Национальной академии наук и др. Объединяет все эти модели цена доступа (от 800 до 2000 рублей* за час работы), ассортимент допуслуг (например, бесплатно можно записать информацию, в некоторых местах - получить наушники, за отдельную плату в местах «покрупнее и пораскрученнее» - сканирование, запись на CD, черно-белая и цветная печать, распечатка фотографий, ксерокопия). Доступ в Сеть обычно происходит по выделенному каналу со скоростью от 64 Кбит/с и выше, что даже при большой загрузке кафе посетителями почти всегда означает более быстрое соединение, чем из дома. Есть и некоторые особенности. Например, VIP-залы в некоторых клубах - отдельные помещения, компьютеры с большими мониторами (19 дюймов), хорошими звуковыми картами, более мощными процессорами и, естественно, повышенными тарифами. Аудитория интернет-кафе По оценкам экспертов, около 15% от общего количества белорусских пользователей интернета заходит в Сеть в интернет-клубах. (Данные по общему количеству пользователей были озвучены недавно гендиректором интернет-оператора «Деловая сеть» Сергеем Поблагуевым: в соответствии с исследованием Международного телекоммуникационного союза, в 2004 году в Беларуси насчитывалось 1 409 780 пользователей интернета.) При этом пользователи интернет-клубов на три четверти - это люди, у которых вообще нет выхода в Сеть или есть только на работе. Кстати, необходимо отметить, что для Беларуси (в отличие от Европы) до сих пор характерна очень высокая доля людей, выходящих в интернет с рабочего места. Соответственно, период пользования интернетом в клубе - 1-1,5 года, в дальнейшем просто находятся другие «выходы» в Сеть (чаще всего - домашний компьютер). Среднее время пользования компьютером в интернет-кафе - 1 час. По словам Д. Карлюка, в прошлом году тенденции эти сохранились с небольшим отличием - немного «подросло» количество посетителей (до 600 человек в день в интернет-кафе «Союз-online») и появился постоянный «лояльный» контингент. «Веселая» возможность интернет-кафе - ночной и утренний доступ в Сеть. Правда, погоды это не делает, т. к. на поведение пользователя влияет много независимых факторов: близость клуба, сопутствующие услуги, работает ли ночью клуб вообще. В любом случае, ночным интернетом пользуются «не от сытости», а из-за пониженных тарифов. Плюс «тематические активисты» типа «схватчиков». Соответственно, большая часть пользователей ночного интернета в клубах - молодые люди от 18 до 23 лет. Мы не пойдем своим путем Этот же тезис подтвердил директор интернет-кафе «Союз-online», сообщив, что даже активное развитие xDSL-технологий для домашнего доступа в Беларуси не приведет к исчезновению интернет-кафе. Наоборот, маркетинговая активность на рынке возрастет, хотя количество кафе, возможно, и сократится. Впрочем, цены на доступ от этого, скорее всего, не уменьшатся. Вместо вывода В Сети есть интересный Интернет-музей, собравший популярные сайты в том виде, в каком они существовали несколько лет назад. Посетителю предлагается «совершить путешествие в прошлое, взглянуть на интернет, каким он был в годы своего становления». В некоторых белорусских интернет-кафе (про компьютерные клубы просто промолчим) то же самое можно сделать и не заходя в Сеть, а просто заглянув внутрь. Радует то, что с каждым годом хотя бы эдаких «монстров дизайна» становится все меньше…
* 1000 белорусских рублей эквивалентна примерно 13 российским рублям. Об авторе:
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=3595 |