Инновационные шарашки
Специальные экономические зоны - лишь одна из новых структур, характеризующих современный облик научно-технологического и экономического прогресса. Экономический прорыв достигается за счет интенсивного производства инноваций и быстрого рыночного освоения их потока, главным образом малыми предприятиями. Только на следующем этапе в действие вступают государственные отрасли и крупные корпорации. Наиболее известной и наглядной схемой такого взаимодействия является аутсорсинг, то есть передача части функций другим фирмам. Так, автомобили для участия в многочисленных гонках, которые мы видим на экранах ТВ ("Формула-1" и т.д.), производятся малыми фирмами, которым крупные корпорации передают право пользоваться своими брендами. Взамен они оставляют себе право использовать оправдавшие себя в экстремальных условиях узлы, процессы и рекламу. Наряду с этим формируются и новые структуры, обеспечивающие такого рода взаимодействие. Их список довольно внушителен: инкубаторы, технопарки, кластеры, сети, зоны, программы и т.п. Часто разными названиями обозначаются одни и те же структуры, что неизбежно на старте любого процесса подобного масштаба. В настоящее время наиболее оформленными структурными образованиями можно считать кластеры и специальные зоны. В кластерах создаются условия и инфраструктура для регионального взаимодействия крупной промышленности, малого инновационного бизнеса и научно-образовательных учреждений. В специальных зонах - наиболее известными являются Силиконовая долина в Калифорнии и Бангалор в Индии - создаются своего рода заповедники малого и среднего инновационного бизнеса, на территории которых действуют особо благоприятные условия развития. Анализируя имеющийся опыт, поищем ответ на два ключевых вопроса. Какие специфические моменты развития специальных зон требуют их выделения из общего административного и экономического пространства? Какие ресурсы и опыт позволяют надеяться, что эффективная реализация такого рода проектов возможна в России? Слово "проект" используется здесь не случайно - территориальные заповедники высоких технологий всегда создаются государством для реализации определенных целей. Только государство может обеспечить исходные условия и определить "правила игры". Специальные зоны создаются для пространственного объединения рисковых инновационных предприятий, призванных добиться экономического прорыва, разогнать инновационный поток и в условиях жесточайшей конкуренции выявить небольшую (в среднем 5-10% от общего числа разработок) долю инноваций, которым гарантирован рыночный успех. Ни государство, ни советы директоров крупных корпораций не могут себе позволить такой риск. Поэтому инновационное развитие всегда идет в режиме разведки боем - сотни и тысячи малых и средних инновационных предприятий, как правило, на допромышленном уровне выясняют готовность рынка к восприятию новых продуктов, услуг, организационных схем и т.п. Для примера: в Силиконовой долине за десятилетие между 1992 и 2002 г. было создано более 29 000 фирм. Создание условий максимального благоприятствования - это и есть та цена, которую государство и экономика платят за привлекательность этих зон для наиболее талантливых и предприимчивых инноваторов и инвесторов. Концентрация инновационного потенциала в зонах экономического прорыва очень важна прежде всего для потенциальных инвесторов. Движение венчурного капитала в зонах происходит настолько быстро, что полномасштабная экспертиза проектов не имеет практического смысла. Авторитет разработчика и интуиция - главные аргументы для решения о венчурном инвестировании. Большинство проектов не приносит ожидаемого успеха, но стартовые инвестиции настолько незначительны, что успех одного из проектов с лихвой компенсирует потери. В этих случаях капитализация новой фирмы растет в течение месяцев, а прибыль при ее последующей перепродаже часто достигает сотен процентов от вложенного капитала. Важную роль для снижения рисков играет фондовый рынок, где действуют миллионы субъектов, и инвестор в случае необходимости может избавиться от части акций, снижая убытки. Не менее важную роль играет концентрация в специальных зонах человеческого капитала. Инновационный бизнес находится в процессе постоянной перестройки, фирмы-неудачницы свертывают свою деятельность, в то время как успешные фирмы переживают бурный рост и соответственно ощущают острый дефицит квалифицированных кадров. Этот дефицит покрывается за счет специалистов, ушедших из разорившихся фирм, но сохранивших свои способности и активность. Ответить на вопрос о перспективах успешного развития специальных зон в России непросто. Причины очевидны - слишком непривычно для наших ретивых администраторов создавать зоны, где им запрещено проявлять свою управляющую активность. Деятельность государства ограничивается здесь созданием условий, только вот представители власти, особенно в регионах, совсем не привыкли себя в чем-то ограничивать. Уже первые обсуждения показывают, что высокопоставленные лоббисты очень обеспокоены, как бы в отданных "на откуп" бизнесу специальных зонах не воцарились хаос, криминалитет и прочие страшилки. Самое место поуправлять со вкусом, организовать инновационные ГУПы, фирмы со стопроцентным участием академического капитала и т.п. Как спасти специальные зоны от административных объятий? Одним из очевидных способов является отсутствие в них государственных денег - они в принципе не предназначены для рисковых предприятий. Есть положительный отечественный опыт развития сферы нового бизнеса без участия государства. Я имею в виду российский Интернет. Корпоративное управление и саморегулирование оказываются здесь вполне эффективными, что вместе с острой конкуренцией дает результат, недостижимый для большинства отраслей экономики, - только в Интернете происходит массированный возврат ушедших за рубеж капиталов. Наверное, наивно было бы говорить о воздействии на наших бюрократов "воспитательных" просветительских мер. Пожалуй, самой действенной из них могло бы быть неустанное объяснение простой истины: в сфере разработки высоких технологий главную роль играет человеческий капитал. А его в отличие от нефтяных полей или металлургических комбинатов нельзя отнять, украсть или захватить. Его можно вывести из экономики, но от этого никто не выиграет. Но главное, представители новой экономики вообще и малого инновационного бизнеса как ее ударного звена должны стать полноправными участниками диалога с властью и корпорациями. Источник: Политический журнал
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=3566 |