МЭРТ хоронит ИТ-технопарки

Парламентские слушания, посвященные закону «Об особых экономических зонах в РФ» (ОЭЗ), еще раз продемонстрировали, что ИТ-отрасль ничего не получит с принятием этого закона. Более того, предусмотренные механизмы вызывают обоснованные сомнения в их эффективности для высокотехнологичных производств в целом. Несмотря на это, автор закона - Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) - прилагает все усилия для того, что бы он был принят Госдумой до завершения весенней сессии: 10 июля во втором и третьем чтениях одновременно.

Закон об ОЭЗ и сейчас бы лежал в МЭРТ, если бы не усилия представителей ИТ-отрасли, при поддержке Мининформсвязи РФ. Ситуация кардинально изменилась после поездки президента России в Бангалор и совещания в Новосибирске, когда Владимир Путин потребовал, чтобы законопроект об ОЭЗ, призванный обеспечить создание нормативно-правовой основы для развития наукоемких производств, был внесен в Госдуму до 1 марта 2005 года. Создание технопарков в сфере ИТ, по словам президента, стало национальной задачей России. Но закон об ОЭЗ «не решает базовую проблему создания прорыва в области ИТ», - выразил общее мнение Олег Бяхов, директор департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ. «Поддержки для ИТ-отрасли не создается вообще», - отмечает Максим Письмак, директор по развитию компании «Ронда».

Закон об ОЭЗ предполагает создание зон двух типов: производственно-промышленные, площадью не более 10 кв. км предназначены для производства «передовой» промышленной продукции; технико-внедренческие, площадью не более 2 кв. км - для развития «прорывных» технологий. Казалось бы, зоны второго типа подходят для ИТ-компаний, но воздвигнутые ограничения непреодолимы. Все сотрудники компании должны работать на территории ОЭЗ, что невозможно для подавляющего большинства ИТ-компаний по причине распределенной структуры и высоких затрат на перемещение и обустройство сотрудников. Кроме того, «в законе об ОЭЗ везде говорится о перемещении товаров», - отмечает Олег Бяхов, и непонятно как будет подтверждаться факт пересечения границы для экспортеров ПО и услуг в сфере ИТ-аутсорсинга.

Проблемой станет получение «входного билета» в ОЭЗ. «Очень непростой процесс получения статуса резидента ОЭЗ, так как компании - отдельному юридическому лицу - надо зарегистрироваться на территории данного муниципального образования и не иметь отделений и филиалов», - отмечает г-н Бяхов. Кроме того, необходимо представить бизнес-план, после рассмотрения, которого эксперты ОЭЗ могут присвоить компании статус резидента зоны. Правда, в порядке односторонней инициативы этот статус сложить не удастся. Кроме того, в законопроекте об ОЭЗ принцип «одного окна» доведен до абсурда, когда один и тот же административный орган и согласует бизнес-план для обоснования статуса резидента, и готовит документы на лишение этого статуса, и налоги собирает, и таможенную очистку производит… Как заметил чиновник, закон создает «административного микромонстра» на территории ОЭЗ.

Предлагаемые механизмы стимулирования не распространяются на компании, уже инвестировавшие значительные средства в высокотехнологичные производства, как, например, АФК «Система» в зеленоградский хай-тек. Более того, согласно закону об ОЭЗ, вводится ограничение по инвестициям, куда будут включаться только материальные активы. Инвестируя в железо, мы, может быть и создадим товары хорошего качества, но к инновационному прорыву это не имеет никакого отношения, полагает директор департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ. Его поддержал председатель профильного комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов. «Многие губернаторы сейчас опасаются, что не смогут участвовать в проектах по созданию зон», - говорит он.

«Закон об ОЭЗ решает проблему привлечения инвестиций в новые производства, но не в существующие», - подчеркнул г-н Бяхов и отметил. - «Нет уверенности, что проблем решенных этим законом будем меньше, чем порожденных». Однако помощник главы МЭРТ Айгуль Халикова считает, что это не так и закон разрешить немало проблем. До 2010 года в России предполагается создать 10 ОЭЗ, по пять каждого типа. Между тем Андрей Шаронов, выступая на парламентских слушаниях, отметил, что стоимость создания одной промышленно-производственной зоны выросла почти до $120 млн. (€88 млн.), тогда как первоначально называлась сумма в $100 млн. Финансирование будет осуществляться на паритетных началах центром и регионами. Однако необходимость инвестирования столь значительных средств порождает обоснованные сомнения, как со стороны бизнесменов, так и губернаторов о том, что выгоды ОЭЗ перевесят убытки.

В налогах участникам особых зон, по сути, даются смехотворные послабления, считает заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина. Никаких льгот в рамках ОЭЗ не планируется давать малым предприятиям, а ведь именно мелкие формы в свое время дали начало знаменитой Силиконовой долине, полагает депутат.

В ассоциации «Руссофт» так же считают, что закон не отвечает интересам ИТ-отрасли и «создает лишь преференции для отдельных участников рынка», подчеркнул Валентин Макаров, президент ассоциации. В АП КИТ придерживаются аналогичного мнения - льготы нужны всей отрасли и с эту точку зрения разделяют в Мининформсвязи РФ. В частности, министерство предлагало создать третий тип зон, для решения проблем отрасли. «Необходимо разрабатывать специальный налоговый режим, - отмечает Олег Бяхов. - Создать территориальный налоговый режим для отрасли невозможно». Задача ближайших лет, по его мнению - «встроиться» в международное разделение труда в сфере разработки ПО и ИТ-аутсорсинга по «ирландской модели». Россия, в условия быстрого расширения этого сегмента международного рынка призвана стать одним из центров разработки достаточно сложных программных продуктов, а не дешевых «полуфабрикатов».

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=3531