Ульф Пересон: "Мы рассчитываем получить 40-60% годовых"

Андрей Школин

Управляющий директор фонда Mint Capital Ульф Пересон создает новый фонд для работы в России. Он рассказал "Ф." о своей стратегии в области инвестирования и общих тенденциях развития венчурного рынка.

- Ульф, каким будет ваш новый фонд?

- Следующий фонд ожидается на уровне 1100 млн, и мы собираемся делать более крупные инвестиции - на $10-15 млн. Эти деньги будут размещены в предпринимательских компаниях, работающих в России. Будем вкладываться в производство потребительских товаров, сферу услуг, легкую промышленность, и еще возможны инвестиции в технологические компании, созданные в течение последних 5-10 лет, но не в стартапы (от англ, start-up - создание новой компании). Наш первый фонд выделял деньги на них. Но он уже полностью проинвестирован - чуть меньше $25 млн. Из восьми вложений четыре можно назвать start-up, другая половина - компании среднего размера. Мы типичный "первый" внешний инвестор и будем стараться работать hands-on ("рука к руке" - участвовать в управлении предприятием. - "Ф.").

- Почему вы перестаете инвестировать в start-up?

- В первом фонде было два направления инвестиций. Одно из них - вложения в быстрорастущие предпринимательские компании, чьи продукция и услуги предназначены для российского рынка. Второе направление - высокотехнологичные компании, сбывающие свою продукцию вне России: здесь разрабатываются технологии, которые затем продаются за границей. Компании второго направления были в основном start-up. Но ситуация изменилась, мы считаем, что устойчивый рост в России за последние три-четыре года повысил способность компаний принимать инвестиции. Нам стало интереснее инвестировать в компании, работающие на внутренний рынок.

Четыре года назад можно было лишь представить будущее, тогда Россия только вышла из кризиса. Реального роста не было, большое увеличение ВВП сразу после кризиса в 1999 году объясняется низкой базой. Сейчас хороший рост продолжается уже несколько лет. По целому ряду вопросов достигнут определенный критический уровень, позволяющий делать прямые инвестиции в российские компании.

- Насколько велика разница между венчурным фондом и фондом прямых инвестиций (ФПИ)?

- На мой взгляд, различаются только названия. Прямые инвестиции идут прямо в компанию в отличие от покупки-продажи акций на вторичном рынке и включают в себя венчурные. Если посмотреть в словарях, то понятие private equity (собственный капитал. - "Ф.") охватывает и venture capital, и buyouts (выкуп. - "Ф."). Venture capital отличается от buy-outs тем, что при последнем покупаешь акции у владельца, а венчурные инвестиции идут внутрь компании. Поэтому особой разницы не существует. Многие видят различие в том, что венчурный капитал привлекается на более раннем этапе. Я и с этим не очень согласен, мой опыт показывает, что перед многими большими и зрелыми компаниями с $50-100 млн оборота стоят такие же вопросы, как перед фирмами, которые в десять раз меньше. Кстати, компании с оборотом $15-20 млн в 2000 году, когда мы вложились, сейчас сильно выросли. Это значит, что наш фонд из венчурного стал ФПИ?

- А почему русский бизнес не делает венчурных инвестиций?

- Любая финансовая группа вкладывается, но делает это без посредничества фондовых структур - зачем они им для вложения своих денег? Ведь private equity fund аккумулирует чужие средства. Годами разрабатывалась сбалансированная система с четкими правилами игры, оптимально защищающая интересы инвесторов. Так ФПИ работают по всему миру и в России тоже. Но поскольку у российских структур, занимающихся сейчас инвестициями, не было чужих денег, пока не возникала потребность в подобных структурах. Однако мне кажется, что некоторые финансовые группы занимаются построением своих фондов, например о создании ФПИ заявляли "Альфа-групп", "Тройка-Диалог", "Уралсиб-НИКойл".

- Но пока это лишь разговоры.

- Я бы не был столь категоричен. Создать структуру очень легко. Но для пополнения фонда деньгами инвесторов важно иметь четкое investment proposal (инвестиционное предложение. - "Ф."), с которым можно прийти к потенциальным участникам. Плюс профессиональная команда, которая может возглавить фонд. Не так просто сделать шаг от внутренней организации инвестирования к внешней.

Одна из причин, почему в России мало фондов, - молодость рынка прямых инвестиций, очень мала доля вложений, делающаяся в структурированном виде, немного профессиональных команд. Не было времени и объема рынка, чтобы они успели вырасти. Но более важным фактором я считаю то, что до недавнего времени в России было мало инвесторов, готовых вложиться на срок в 5-10 лет, стандартный для ФПИ. Правда, уже сейчас многие рассматривают возможность долгосрочных вложений в российскую экономику. Мне кажется, что появилась стабильность, платформа для дальнейшего роста и улучшения инвестиционного климата. Существует большая разница между тем, как нас встречали зарубежные инвесторы в мае-июне 2000 года и как принимают сейчас. В Швеции, откуда родом мы и ряд наших ключевых инвесторов, и других европейских странах с большим интересом слушают о возможности инвестирования в Россию.

- Компания Ernst & Young проводила исследование, и по его результатам оказалось, что Россия по привлекательности для инвесторов стоит на втором месте в Европе после Германии.

- Я читал это исследование и не знаю, как они пришли к такому выводу. Россия действительно сейчас очень привлекательна для инвесторов, но пока они осторожно делают свои вложения: история страны с 1990 года не очень приличная. Но за последние годы прибавилось факторов, лежащих в основании благоприятного инвестиционного климата.

Все, с кем мы встречаемся для привлечения денег в фонд, задают вопрос о "деле "Юкоса"". Но Mint Capital инвестирует исключительно в предпринимательские структуры, зависящие только от самих себя, не подпадающие под неформальный контроль. Мы не вкладываемся в зависимые от государства или губернаторов фирмы. Поэтому "дело "Юкоса"" напрямую не касается компаний, чьи акции находятся в нашем портфеле. Однако многие инвесторы боятся, потому что не знают ситуации в деталях. Есть и положительный момент для нас "дело "Юкоса"" усиливает аргументы в пользу нашего фонда в частности и прямых инвестиций вообще. Мы говорим, что можно избежать политических рисков, которые появляются при инвестировании в фирмы, чья судьба зависит от политики и чиновников, если вкладываться в компании с получением контроля и представителей в совете директоров.

- Что вы подразумеваете, когда говорите "предпринимательская структура"?

- Большинство российских компаний, в которые вкладываются ФПИ, - приватизированные, с активами под или на земле, в виде машин и других ресурсов, со слабым менеджментом и незанятыми мощностями. Но существует другой тип компаний, строившихся с нуля. Речь идет о них.

- Как у вас возникла идея создать фонд после кризиса 1998 года?

- Еще до августовского кризиса я с будущими партнерами видел много компаний, пригодных для вложения денег. Тогда я был лично знаком с менеджментом трех фирм из тех, в которые Mint Capital впоследствии инвестировал, например ABBYY, производящая программное обеспечение, или "Студия 2В", занимающаяся съемкой телесериалов. Мне очень хотелось вложиться в них еще в 1999 году, во время работы в Millenium Fund, но мой тогдашний инвестиционный комитет посчитал, что это будут очень маленькие сделки с большими рисками. Хотя, на мой взгляд, вкладываясь в такие компании, меньше рискуешь, потому что мы тесно работаем, глубоко вникаем во все происходящее. Сразу после создания Mint Capital мы связались с ними, предложили инвестиции. Эти компании почти идеальны: созданы профессиональными и активными людьми, у которых стоит цель повысить стоимость своей фирмы, занять большую долю рынка и постоянно расти.

- Почему вы выбрали для инвестиций именно сектор ТМТ: телекоммуникации, медиа, технологии?

- Мы исходили из своего желания инвестировать в предпринимательские компании, работающие или на российский, или на внешний рынок. На второй можно было выходить только с высокотехнологической продукцией - вот одна из "Т". Кроме того, первый фонд был слишком маленьким для занятий технологическим бизнесом, направленным на Россию.

В телекоммуникации мы почти не вкладывались, не считая первой неудачной инвестиции в Pentacom. Телекоммуникационный рынок рос, как мы и планировали, мы были слишком маленькими, чтобы инвестировать как в местных, так и в национальных операторов. Ожидали, что произойдет прорыв на уровне WAP - мобильного Интернета, но никакого бума не состоялось, поэтому инвестиций в этот сектор мы не делали.

- Почему не удался проект RBC-Pentacom?

- Во-первых, эта инвестиция была ошибкой с нашей стороны. Нам не следовало вкладываться в компанию, чья потребность в деньгах была в разы больше, чем мы могли предложить. Компания бы процветала, если бы получила 150-70 млн. Но мы рассчитывали, что после сделанных совместно с Delta Capital инвестиций Pentacom сможет выйти на международный рынок со своими акциями и получить недостающие средства.

Во-вторых, мы поддались общему вектору развития: построение кабельных сетей было очень модным, они высоко ценились по всему миру. Но мода прошла, и все закончилось уже в 2001 году. И третья ошибка была субъективной - сразу после возникновения проблем с выполнением планов нам следовало как инвесторам принять жесткие меры, например поменять менеджмент, заставить его отойти от регионального к локальному бизнес-плану.

- В свое время руководитель фонда венчурных инвестиций Intel Capital говорил, что для них хорошо, если из десяти сделанных инвестиций успешной окажется хотя бы одна, которая окупит с лихвой все остальные. Насколько это утверждение справедливо для вас?

- Такое соотношение верно, если занимаешься инвестициями в высокие технологии. Здесь риск действительно очень большой, но при успехе проекта инвестор получает высокую прибыль. В Mint Capital не считают, что мы должны потерять 90% инвестиций. Плохо, но допускается 10%, максимум 20% потерь. Причем в таком случае в остальных проектах мы должны получить хорошую отдачу, но не такую астрономическую прибыль, которая связана с технологическими "звездными" проектами. По тем компаниям, в которые мы уже вложились, рассчитываем получить 40-60% годовых.

- Как вы собираетесь выходить из этих инвестиций?

- Без исключений это будет trade sales стратегическому инвестору, который хочет войти на российский рынок, IPO не планируется - они слишком маленькие. Для нормального выхода на биржу оборот должен быть много больше даже $100 млн.

- Расскажите о ваших проектах, в которые пошли инвестиции.

- "Студия 2В" давно работает на российском рынке, была образована после слияния продюсерского центра "Видео Интернешнл" и компании Gold Vision, сейчас занимает одно из ведущих мест по производству телесериалов и передач. Думаю, что в ближайшие годы на этом рынке произойдет сильная консолидация, ведь издательский бизнес требует много денег, таланта, хорошей связи с покупателем. Проходит время, когда можно было создать сериал "левой ногой". Рынок станет более зрелым, напоминающим развитые страны. Мы хотим занять хорошие позиции, чтобы принять участие в такой консолидации.

- Говорилось о том, что вы либо купили контрольный пакет "Студии 2В", либо находитесь в партнерских отношениях с "ВИ" - 50 на 50...

- Не совсем так, у нас пакет меньше 50%, так как частью акций владеет менеджмент.

- А чем вас привлекла компания ABBYY?

- На мой взгляд, это одна из лучших компаний, которые я вообще когда-либо видел. Нам очень импонировала структура построения их международного бизнеса не только на Украине, но и в Америке, и в Европе. Они разработали базовую технологию в области программного обеспечения для сканеров - Optical Character Recognition (OCR). Таких поставщиков очень мало, и по технологии OCR ABBYY - лучшая в мире. Сложилась интересная ситуация, когда помимо программных продуктов для широкого потребителя в коробках она поставляет технологию другим компаниям, которые устанавливают ее в свое оборудование. Это не офшорное программирование, так как поставляются уже готовые программы напрямую компаниям - производителям офисной техники.

А вот Parallel Graphics способствует распространению трехмерной графики в других сферах бизнеса, нежели wеb-дизайн. С помощью их технологий можно перевести сложную трехмерную информацию в более легкий формат. Они используются в области тренировок, инструктажа. Например, вместе с авиалайнером идет огромное количество информации о смене деталей, ремонте. Она вся до сих пор поставляется в виде текстов и картинок в огромных книгах. Но даже с ними очень сложно понять, что на самом деле нужно сделать, тем более людям, для которых английский - не первый язык. Parallel Graphics создали технологию, благодаря которой можно рисовать предмет в электронном виде. И при ремонте техник может видеть его "симуляцию" на ноутбуке, пошаговую инструкцию. По этой технологии PG -одна из ведущих компаний мира, этим они занимаются для Boeing. Однако этот рынок пока только начинается.

- Недавно была сделана инвестиция в ИД "Gameland"...

- Интересная компания, действующая в быстрорастущем сегменте рынка СМИ, специализированные журналы, с сильным менеджментом, хорошо оценивающим возможности рынка и своего развития, с помощью собственного роста и через поглощения. Я уверен, что Gameland продолжит быстро развиваться и станет одним из лидеров рынка специализированных журналов.

- Получается, что большинство ваших инвестиций так или иначе компьютерные: разработка 3D-графики, специализированные компьютерные журналы, программное обеспечение...

- Gameland мы рассматриваем как издательский бизнес, и уже второстепенно, что они пишут о компьютерах. Именно сегмент специализированных журналов сейчас быстро развивается во всех странах, он не подвержен веяниям моды: без веской причины читатель не станет менять качественный журнал, рассказывающий о его интересах.

- Какие компании из вашего инвестиционного портфеля вы считаете наиболее успешными?

- Ответ на этот вопрос можно будет получить только после выхода из инвестиций. Мы довольны всеми компаниями, в которые проинвестировали. В этом году большой прорыв сделала компания jNETx - это был start-up, и еще в прошлом году она не получала доходов. Это фирма, создающая платформы для применения телекоммуникационных applications. Очень грубое объяснение: они создают системы для следующего поколения "умных" сетей (next generation intelligent networks), на их платформе можно развивать, тестировать и начинать голосовые и справочные сервисы. Уже есть хорошие контракты с Vodafone, австрийским Mobilecom.

***

Фонд Mint Capital объемом $25 млн образован в 2001 году. Занимается вложениями в российские телекоммуникационные, медиа- и IТ-компании. В настоящее время полностью проинвестирован. В портфеле Mint Capital акции восьми компаний, в том числе ParallelGraphics, jNETx, ABBYY, "Студия 2В".

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=3419