Пойдут ли в Россию заморские капиталы?

Татьяна Вареничева

Как известно, к нашей стране не применишь слова "процветающая и благополучная". А всё потому, что в современной России в отличие от России прежней якобы ничего нет: ни денег, ни квалифицированной рабочей силы, ни конкурентоспособных товаров. По крайней мере так утверждают многие высокопоставленные чиновники.

Они же, денно и нощно ломая себе голову над тем, как вернуть нашей обнищавшей стране прежнее могущество, видят панацею от всех несчастий в привлечении иностранных инвестиций , то есть чужих, заморских денег. А сделать это, по их мнению, можно, например, вступив во Всемирную торговую организацию. Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф так прямо и заявляет: вступление России в ВТО "станет детонатором для привлечения иностранных инвестиций ". Правда, для этого, делает оговорку глава Минэкономразвития, надо (загибайте пальцы!) улучшить условия и климат для инвестиций , создать равные конкурентные условия, развивать финансовые системы страны, реструктурировать естественные монополии, совершенствовать земельное законодательство и реформировать судебную систему... При соблюдении этих условий, считает министр, через год-два можно ожидать роста иностранных инвестиций в Россию.

Однако это всего лишь прогноз. А с прогнозированием в нашей стране дела обстоят неважно. То же земельное законодательство реформируется уже второе десятилетие, а положительных результатов, похоже, не видно и по сей день.

А раз так, то ни о каком соблюдении условий и речи быть не может. Отсюда вывод: даже если Россия вступит в ВТО, инвестиции к нам не пойдут. Если, конечно, не считать таковыми вложение денег в добывающие отрасли. Очень хорошо высказался по этому поводу академик РАСХН, заслуженный деятель науки РФ Николай Моисеев: "Нам никто ничего не даст. Богадельни на мировом уровне не существует". Инвестиции , считает академик, нашей стране вообще не нужны, поскольку это - сыр в мышеловке. Они сродни кредиту, который надо вернуть с лихвой, с процентами.

Инвестиции гораздо серьезнее кредитов. Во-первых, по своей масштабности. Во-вторых, по долгосрочности: они окупаются за пределами года. Если# вообще окупаются. Последняя ситуация вполне возможна в нашей стране, где банки дают, по выражению Николая Моисеева, "ненормальный процент".

Да, кое-какие деньги из-за рубежа в Россию действительно поступают. Но можно ли назвать их инвестициями - большой вопрос. Зачем, например, брать деньги у финнов только для того, чтобы построить в нашей стране пилораму? Это Россия может сделать и самостоятельно, без всякого ущерба для своего бюджета. Тем более что с деревообработкой у нее никогда не было проблем, да и окупается пилорама в течение считанных месяцев. Но чиновники почему-то предпочитают возвести это сооружение за счет заграницы. И впоследствии расплачиваться лесными богатствами страны, благо леса еще в России не перевелись.

Иное дело с переработкой всего того, что остается после распила дерева на доски, то есть отходов производства. Именно эта проблема, которая тормозит развитие всего лесного сектора. Именно в эту сферу необходимы инвестиции . Иными словами, нашей стране нужна развитая целлюлозно-бумажная промышленность. Это позволит не покупать у финнов бумагу втридорога, поставляя им дешевое сырье для ее производства, а изготавливать ее самим, экономя огромные средства.

Да, целлюлозно-бумажный комбинат - очень капиталоемкое производство с длительным (в течение 15 лет) сроком окупаемости. И можно было бы подумать, что заморских капиталистов отпугивает момент долгосрочности. Однако это - чисто наше, отечественное предположение. С тех пор, как началась перестройка, россияне стали делать ставку исключительно на "быстрые" деньги. Неудивительно, что у нас процветает в основном только торговля: купля-продажа дает практически мгновенную финансовую отдачу.

Иностранцы мыслят иными категориями. Те же финны в случае необходимости запросто строят на своей территории целлюлозно-бумажный комбинат, не считаясь с затратами и сроками окупаемости. Но вкладывать деньги в подобное же сооружение в России не хотят: это чревато для них изгнанием с международного рынка писчебумажных товаров. Потому что бесспорным лидером там окажется Россия.

Так что, делает вывод академик РАСХН, разговоры об инвестициях , которые якобы идут в нашу страну, - "это болтовня невежественных людей, которые просто не доросли до понимания проблемы".

Впрочем, на вопрос: "Почему в Россию не идут инвестиции ?" - есть и другие ответы. В частности, американский генеральный консул Скотт Роланд считает, что причина инвестиционной непривлекательности нашей страны кроется в ее прошлом, когда Россия игнорировала экономику, обращая усиленное внимание на политику. В частности, Китай делал все наоборот. Именно поэтому у него сейчас от инвесторов отбоя нет. К слову, за последние 10 лет Россия привлекла всего 23 миллиарда долларов, тогда как Китай за тот же период - 350 миллиардов.

Некоторые экономисты усматривают причину неудачи нашей страны на "инвестиционном фронте" в слишком высоких налогах.

Еще один крупный минус отечественной налоговой системы - ее деление на две части: светлую и теневую. Большинству инвесторов из цивилизованных стран это не по нраву - они привыкли работать честно.

Отпугивают инвесторов и так называемые политические риски. Бывает так, что по итогам выборов честного губернатора сменяет нечистый на руку коллега. В результате политический климат меняется, к инвесторам начинают относиться по-иному, предвзято.

Наконец, одну из последних основных причин того, почему инвесторы игнорируют Россию, надо искать в качестве отечественного законодательства. А оно, увы, оставляет желать много лучшего. Инвесторы просто теряются в изобилии российских законов, постановлений, указов, подзаконных нормативно-правовых актов, подчас противоречащих друг другу. Они не успевают привыкнуть к одним правилам игры, как неожиданно, безо всякой огласки, появляются другие, порой, абсолютно противоположные. Понятно, что в таких условиях трудно планировать инвестиции , трудно подсчитать, на какие убытки или доходы можно рассчитывать.

Казалось бы, в статье 15 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" государство гарантирует стабильность прав инвесторов . Но тут же делает оговорку, говоря, что могут приниматься законодательные акты, ограничивающие права субъектов инвестиционной деятельности. Срок, по прошествии которого такие акты могут вступать в силу, составляет один год. Но инвестирование экономики, а особенно российской, требует долгосрочных вложений, и результата можно ожидать лишь через несколько лет. Так о каком доверии потенциального инвестора к государству можно говорить? И о каком привлечении денежных средств?

По подсчетам Торгово-промышленной палаты РФ, ежегодный дефицит инвестиций в нашей стране составляет 109 миллиардов долларов. Но богатые предприниматели предпочитают обходить Россию стороной. Не хотят рисковать понапрасну.

Отпугивают инвесторов и так называемые политические риски. Бывает так, что по итогам выборов честного губернатора сменяет нечистый на руку коллега. В результате политический климат меняется, к инвесторам начинают относиться по-иному, предвзято, а им, понятное дело, это совсем не нравится.

МНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ

Виктор ДЕРЕНКОВСКИЙ, член Комитета Госдумы по экологии

Сегодня, когда ни у предпринимателей, ни у чиновников нет заинтересованности и необходимых профессиональных навыков, разговоры об инвестициях - не более чем попытка выдать желаемое за действительное. Инвестиции - это не манна небесная. Их не нужно ждать, над ними нужно работать. Чиновникам - чтобы создать привлекательные условия для инвесторов . Инвесторам - чтобы эффективно использовать предоставленные условия и без большого риска вложить конкурентоспособные средства и получить прогнозируемую доходность.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=3410