Как рекламировать софт на заказ
Рынок разработки ПО на заказ уверенно развивается. В условиях растущей конкуренции неизбежно встает вопрос о грамотной рекламе компании. Как надо продвигать софтверную аутсорсинговую компанию? Как избежать типичных ошибок и разногласий между различными отделами, занимающихся раскруткой?Типичные ошибкиПри продвижении софтверной аутсорсинговой компании ее сотрудники сталкиваются с рядом проблем:
Отсутствие знания, как решать подобные проблемы, приводит к тому, что в рекламных материалах содержится ряд типовых ошибок:
Кто виноват?Одной из основных причин возникновения подобной ситуации является отсутствие взаимосвязи между деятельностью по продвижению компании и деятельностью по разработке софта. Вопросы и проблемы, возникающие в результате подобной несогласованности действий для каждой из сторон, участвующих в проекте, можно отследить на следующем типичном примере. Клиента беспокоит:
Разработчики сталкиваются с проблемами:
А отдел рекламы принимает решения примерно в следующем стиле:
Неудивительно, что такие случайные и хаотичные акции не приносят должной отдачи. Вместо непрерывной и тщательной работы, кропотливая деятельность по изучению проблем, постановке и решению задач заменяется генерацией идей в отрыве от контекста и нахождением мест, куда бы их «пристроить». Одна из типовых ошибок, совершаемая сотрудниками отдела рекламы - ухватиться за внешне привлекательную идею и «зависнуть» на ней, упуская из вида реальные проблемы и задачи. Рекомендации западных бизнес-консультантов, такие как: «создавайте бренд», «будьте партнером, а не продавцом», «относитесь к клиенту, как к клиенту, а не покупателю», «разделяйте риски», «найдите свою нишу на рынке» и т.д. выглядят общеизвестными истинами и не приносят должной отдачи. Положение усугубляется отсутствием согласованной работы всех отделов компании или ограниченностью бюджета. Тем не менее, выработка единой стратегии и следование бизнес-принципам необходимы для успешного продвижения компании на рынке. Есть ли выход?Как же следует поступать добросовестному рекламисту? Существует ли способ, позволяющий сконцентрировать усилия различных подразделений компании на одном выигрышном направлении? В качестве возможного варианта, интересно рассмотреть способ, который называется «Присоединение к потоку проблем»2. В общем виде, метод заключается в выявлении системы проблем клиента и использовании выявленных трудностей и найденных решений для «отстройки от конкурентов»3. Метод состоит из двух шагов: 1)собрать проблемы/стереотипы клиентов, 2)«овеществить»4 собранные стереотипы в виде рекламных текстов и услуг. Шаг 1. Собрать проблемы/стереотипы клиентов. Для сбора проблем/стереотипов клиентов можно применить разные способы: провести опрос среди самих клиентов, понаблюдать за ними: «Какие программы они заказывают?», «Для каких целей?». Провести опрос среди менеджеров и программистов: «О чем клиенты говорят? Что их беспокоит?». В данной статье мы не будем детально останавливаться на всех способах выявления проблем, а дадим рекомендации относительно того, как следует проводить опрос. При опросе можно воспользоваться «методикой неоконченных предложений»5. Ее суть: опрашиваемый продолжает фразы, начатые рекламистом. Также важно соблюдать определенные правила6. Следует задавать не общие, а конкретные вопросы. Вопросы вида: «Что такое демократия?» или «Дайте, пожалуйста, определение программного обеспечения» - поставят клиента в тупик и, соответственно, не дадут каких-либо значимых результатов. Для получения четкого ответа необходимо формулировать вопросы через частицу «не». «Что вам не нравится?», «Почему вы не обратитесь?», «Почему вы не купите?». При таких условиях клиенту легче дать искренний ответ, чем придумать какую-нибудь отговорку. В результате, он назовет либо реальную (существующую) проблему, либо свой стереотип, свой страх. Следует заметить, что не всегда названная проблема будет существовать объективно. Нередко клиент высказывает только свои опасения, которые ему мешают воспользоваться услугой или приобрести тот или иной товар. В последнем случае рекламная кампания должна быть направлена на то, чтобы развеять эти опасения. Подобный опрос был проведен на форуме «Открытые методики рекламы и PR. Рекламное измерение». Вопросы звучали следующим образом:
В опросе приняли участие: директоры и сотрудники российских консалтинговых фирм, заказчики программного обеспечения, сотрудники ИТ-отделов, директоры и сотрудники дизайн-студий. Все эти люди связаны с разработкой программного обеспечения - они выступают в качестве заказчиков ПО, консультируют заказчиков, либо разрабатывают софт для своих или сторонних компаний клиентов. В результате были выявлены следующие отрицательные стереотипы и проблемы. Результаты опроса
Шаг 2. «Овеществить» стереотипы клиента в виде рекламных текстов и услуг. Некоторые из найденных стереотипов можно «овеществить», т.е. открыто назвать и представить в виде рекламных текстов, речевых модулей, примеров успешно выполненных заданий, а также в виде стандартных услуг. Наглядные примеры Рассмотрим пару примеров, иллюстрирующих применение метода «Присоединение к потоку проблем». Пример 1. В софтверную компанию обратился клиент с просьбой разработать плагин для Microsoft Office. Компания приняла заказ и выполнила работу. В результате, у компании накопился какой-то опыт. Этот опыт включает: трудности, с которыми разработчикам пришлось столкнуться в ходе работы над проектом, решения, которые были выработаны для преодоления этих трудностей и набор базовых классов, которые не зависят от проекта. Далее с накопленным опытом можно поступить по-разному:
По мере выполнения подобных заказов опыт накапливается. Соответственно, пополняются списки типовых трудностей, стандартных решений и типовых ошибок. Постепенно из этого материала можно сформировать стандартную услугу, которая включает варианты плагинов, модификаторы плагинов (когда к плагину определенного типа нужно добавить еще какую-нибудь возможность), фиксированные ценники на варианты и модификаторы. Накопленная информация в виде списков типовых трудностей, стандартных решений и типовых ошибок, а также - в виде небольших статей “How to...” позволяет сделать опыт разработки плагинов передаваемым, а сам процесс формализованным и потому измеряемым. Из приведенного примера видно, что «овеществление» стереотипа в услугу требует изменений не только в рекламных и маркетинговых материалах, но и в технологическом процессе. Пример 2. Одна из проблем, которая волнует клиента, - это сопровождение. Клиент беспокоится: «Компания пропадет, исчезнет, и программу некому будет сопровождать. Исходный код окажется нечитаемым, и к нему не будет написано никакой документации». Это беспокойство можно устранить, «овеществив» стереотип клиента в виде набора текстов и услуг. На сайт компании можно выложить: правила оформления исходного кода, примеры исходного кода, оформленного по указанным правилам, стандарты на оформление технической документации, примеры технической документации для программы. Любая программа требует обучения и подготовки персонала. Не редкий случай, когда компания, разрабатывающая программы, открывает свое издательство и свои учебные центры. Например, при компании “Microsoft” существует издательство “Microsoft Press”, а при компании «1С» - издательство «1С-Паблишинг». Софтверной компании не стоит забывать об этом варианте. Конечно, программы, которые разрабатывает аутсорсинговая компания, не рассчитаны на массового пользователя. Тем не менее, это не означает, что услуги по написанию документации и обучению пользователей не будут востребованы. Их просто нужно продекларировать и продемонстрировать качественные примеры. Продвижение софтверной аутсорсинговой компании является сложной задачей, которая требует согласованной работы всех соответствующих отделов. Собирая проблемы клиентов, можно не только найти темы для рекламных и маркетинговых материалов, но и создать новые услуги, найти новые направления для развития бизнеса. Автор благодарит И.Л. Викентьева и С.В. Сычева за помощь в подготовке статьи.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=3370 |