Офшоринг: взгляд из-за океана

Андрей Колесов

Перспективы развития офшорной разработки ПО в России в последние годы вполне справедливо связываются с общемировой тенденцией расширения использования ИТ-аутсорсинга. И весьма существенным фактором ускорения этого процесса стал начавшийся в это время (2001-2002 гг.) кризис мировой экономики, а офшоринг (офшорный аутсорсинг) рассматривался как один из эффективных методов снижения издержек и у поставщиков ИТ, и у компаний-заказчиков. Однако сейчас на смену кризису идет оживление деловой активности, что может существенно повлиять на развитие международного аутсорсинга1.

В поиске дополнительных ресурсов

В 90-е годы в условиях многолетнего периода роста ИТ-отрасль США испытывала постоянную нехватку софтверных специалистов. Тогда в американских СМИ высказывалось немало упреков в адрес системы образования, неспособной подготовить нужное число программистов, но на самом деле сейчас трудно сказать, являлось ли это реальным просчетом или было на самом деле дальновидной политикой (за подъемом отрасли последовал спад).

Так или иначе, но софтверная отрасль Америки в те годы достаточно легко решала кадровые проблемы за счет оперативного привлечения дополнительных ресурсов. Значительную роль тут играло приглашение в страну иностранных кадров по программе временных миграционных трудовых виз H1-B. Правда, в 1990 г. Конгресс США ввел ограничение на выдачу виз: 65 тыс. в год (ранее верхнего потолка не было). Однако с середины 90-х ведущие ИТ-корпорации начали активное лоббирование повышения уровня квот. В результате их число возросло сначала до 115 тыс. (с 1998 г.), а затем до 195 тыс. (с 2001 г.), что позволило создать дополнительную армию временных сотрудников от 400 до 700 тыc. человек.

Однако еще больше рабочей силы давало привлечение в ИТ-индустрию людей других профессий (как говорилось в США - “с образованием газонокосильщиков”), которые после краткосрочных курсов заполняли должности технических писателей, тестировщиков и даже кодировщиков.

Но в 2000 г. пора экономического подъема прошла, начался спад, который особенно сильно отразился на ИТ-сфере2. Началось сокращение штатов, и наиболее болезненно это ощутили на себе привлеченные кадры (см. PC Week, № 38/2003, с. 31). Трудности возникли и у специалистов, приехавших по визам H1-B. Дело в том, что многие из них попадали к реальному работодателю не напрямую, а через возникшие тогда компании-посредники, которые занимались своеобразным аутсорсингом, но только не услуг, а рабочей силы: приехавшие программисты работали в командах-заказчиках, но в статусе прикомандированных консультантов, числясь при этом в штате фирмы-посредника. Такие внешние “консультанты” попадали под сокращение в первую очередь. Именно поэтому многим обладателям рабочих виз пришлось возвращаться домой досрочно.

Одновременно американские компании, заботясь об оптимизации затрат, стали шире применять аутсорсинг софтверной разработки, в том числе и за рубежом. В результате аналитические агентства в 2001-2002 гг. дружно прогнозировали, что клиенты будут увеличивать долю затрат на внешние услуги в своем ИТ-бюджете, шире использовать сотрудничество с офшорными компаниями. Все это еще сильнее ухудшало ситуацию на внутреннем рынке программистского труда.

Но вот какой парадокс: как раз на 2001-2003 гг. пришелся пик выдачи рабочих виз H1-B - 195 тыс. в год. Любопытная (и противоречивая!) картина наблюдалась в софтверной индустрии США: объем рынка в целом вроде бы снижался, в нем увеличивалась доля денег, уходящих за границу к офшорным компаниям, а экспорт квалифицированной рабочей силы также увеличивался. За счет чего? Напрашивается предположение: скорее всего в результате отсева “газонокосильщиков”. Тут хотелось бы обратить внимание на такой факт: два-три года назад российские кадровые агентства единодушно отмечали резкое сокращение оттока российских программистов на работу за рубеж и возвращение на родину многих ранее уехавших.

Кадровые вопросы в условиях подъема

2004 г. можно назвать началом подъема мировой (в первую очередь американской) ИТ-индустрии. Как будет идти процесс глобализации в этих условиях? Что может ожидать офшорную индустрию?

В поисках ответов на эти вопросы стоит присмотреться к дискуссиям ИТ-экспертов США о стратегии развития внутренней ИТ-индустрии. В несколько упрощенном виде в них четко видны две ключевые задачи: поддержание мирового лидерства американской ИТ-отрасли и обеспечение роста рабочих ИТ-мест в стране.
Один из наиболее острых вопросов - возможность широкого привлечения дополнительных квалифицированных кадров по программе виз H1-B, пик выдачи которых пришелся на кризисные 2001-2003 гг. В 2004 г. лимит виз вернулся к начальному уровню в 65 тыс., тогда он был исчерпан за четыре месяца. Но спрос на специалистов растет, и в результате начавшийся 01.10.04 новый 2005-й финансовый год в США был сразу же отмечен рекордом: квота в 65 тыс. виз была выбрана в течение первого же дня! И дискуссия на эту тему в США разгорелась с новой силой.

Основной довод противников программы H1-B - снижение рабочих мест для граждан США. ИТ-индустрия же дружно выступает за увеличение квоты и даже отмену лимитов.

Доводы в пользу H1-B также достаточно обоснованны: импорт квалифицированных сотрудников помогает решать инновационные задачи, поддерживая лидерство США в этой области, и способствует росту внутреннего рынка труда - по данным экспертов, прием на работу одного инженера по H1-B создает от 3 до 5 дополнительных рабочих мест для американцев (на рынке вообще, а не только компьютерном).
К тому же помимо H1-B в США имеются и другие программы работы с иностранцами. В частности, по визам F1 в американских университетах учится свыше 600 тыс. зарубежных студентов. Многие из них после окончания учебы остаются работать в США по программе H1-B. Таким образом, вместо опытных профессионалов (как это задумывалось изначально) работодатели получают в свое распоряжение начинающих разработчиков.

Офшорное программирование - “за” и “против”

Разумеется, против более глубокого разделения труда на ИТ-рынке и применения аутсорсинга нет никаких возражений - это естественный ход развития экономических отношений. Сомнению подвергается целесообразность использования зарубежных услуг.

Весьма характерная дискуссия на эту тему развернулась в конце октября на Web-сайте для разработчиков DevX. Его ведущий редактор Рассел Джонс опубликовал статью “Offshoring: It’s Not Too Late to Change”, в которой поставил под сомнение целесообразность офшоринга.

Один из основных его тезисов заключается в том, что ИТ-компании должны думать не только о получении собственной выгоды, но и о задачах государственного уровня. Ведь передача заказов за рубеж снижает число рабочих мест в США.

К тому же условия конкуренции американских софтверных компаний с зарубежными фирмами неравны: поскольку основные центры офшорной разработки располагаются в развивающихся странах, то меньшие затраты здесь определяются не только более низким уровнем зарплаты, но и использованием криминальных методов (уход от налогов, завышенный рабочий день, отсутствие социальной защиты и т. д.).

Закончив статью тезисом об угрозе потери как рабочих мест, так и лидерства в области инновационных разработок, автор призывает правительство страны подумать о введении экономических протекционистских мер по защите американского софтверного производителя. Впрочем, конкретных шагов в этом направлении г-н Джонс не предлагает.

Вскоре на сайте появился развернутый ответ читателя - независимого разработчика Эрика Мак-Муллена под названием “Offshoring: What You Already Know”, который привел аргументы в пользу офшорного программирования. Первый из них таков: способствуя развитию ИТ-индустрии, эти методы разработки ПО увеличивают число работников внутри США. В частности, он сослался на недавний доклад Government Accountablily Office, в котором говорится: “Многие исследования, посвященные потерям на рынке ИТ-труда, не принимают в расчет другие экономические эффекты от использования офшоринга (например, потенциальный рост занятости в других секторах экономики), которые могут перекрыть возможные потери...”.

Автор отмечает, что американские компании не смогут отказаться от повышения эффективности своего бизнеса за счет офшоринга, так как должны помнить о своих конкурентах, в первую очередь из Европы, которые тоже широко используют зарубежное программирование. Лишь привлекая к разработкам иностранных партнеров, фирмы США смогут сосредоточиться на инновационных исследованиях, поддерживая свое лидирующее положение на мировом ИТ-рынке.

В заключение Мак-Муллен напоминает, что США, введя протекционистские меры в отношении офшоринга, могут столкнуться с ответной реакцией стран, являющихся крупнейшими рынками сбыта американской ИТ-продукции.

“Прежде думай о Родине...”

В одном из недавних интервью президенту Microsoft Стиву Балмеру был задан такой вопрос: “Имея в виду многочисленные рассуждения по поводу офшорной разработки, как Microsoft собирается использовать эти методы в своей деятельности и что это даст американским программистам?”. Ответ был таков: “Хотя основные разработки корпорации будут по-прежнему сосредоточены в Редмонде, мы наращиваем свое присутствие в различных регионах мира. Используя технический потенциал за рубежом, мы оптимизируем свои затраты, что позволит нам занять работой больше людей в США и увеличить инвестиции в инновационные исследования.”. Представляется, что эти слова достаточно хорошо отражают позицию лидеров ИТ-индустрии в целом.

Итак, судя по всему, трудные годы начала века для американской ИТ-отрасли остались позади, она будет развиваться, опираясь в том числе и на внешние ресурсы (приглашение на работу готовых специалистов, офшоринг ПО). Но это - их дела. Нам же интересен такой вопрос: в какой степени этой ситуацией смогут воспользоваться российские разработчики ПО?

1 Мы будем говорить о США как крупнейшем в мире потребительском рынке услуг софтверного аутсорсинга.
2 Говоря об ИТ-отрасли, мы имеем в виду не только собственно ИТ-компании, но и ИТ-подразделения организаций-заказчиков: по разным оценкам, там работает 30-50% программистов страны.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=3295