Долгие мытарства ярких идей
Майкл Канеллос
История ИТ-индустрии полна идей, приносящих миллиарды долларов. Но лавры не всегда достаются изобретателю. Некоторые важнейшие технологии 1950-х - транзистор, реляционная база данных и микропроцессор - не принесли выгод своим создателям. Иногда изобретатели теряли приоритет по недомыслию. Иногда вмешивалась корпоративная политика. Но чаще всего задержка с внедрением - просто результат того, что изобретение появилось в неподходящее время. Взять, к примеру, микродиск, который используется во многих современных МР3-плеерах. Ведь он был изобретен задолго до того, как мир созрел для восприятия чего-то подобного устройству iPod. И все же те миллиарды долларов, которые вкладываются в исследования и разработки, по крайней мере для некоторых создателей технологии со временем приносят плоды. Вот несколько примеров изобретений, которые оказались не ко времени и упустили свой шанс. 1. Транзистор Однако относительно свободные условия лицензирования стоили AT&T миллионов долларов роялти. «Сегодня используются триллионы транзисторов», - констатирует консультант по патентному праву Ричард Белгард. С другой стороны, срок действия основного патента все равно истек бы в середине 60-х, задолго до начала компьютерной революции. Зато свою телефонную монополию AT&T удалось сохранить до середины 80-х. AT&T и потом ухитрялась упускать славу сквозь пальцы, но этому уже совсем трудно найти оправдание. Она изобрела Unix, но не стала главной фигурой в этой области. В 80-х она упустила возможность стать владельцем лицензий на сотовый телефон (хотя позднее и занялась этим бизнесом). Да и ПК у AT&T была возможность прибрать к рукам. Слева направо: Уильям Шокли, Джон Бардин (сидит) и Вальтер Бреттейн. Они изобрели транзистор, работая в принадлежащей AT&T Bell Labs, а позднее получили за это Нобелевскую премию по физике. Однако сама AT&T так и не извлекла никакой выгоды из этого изобретения.
2. Завладеть кусочком интернета «По мере роста размеров проекта требовалось все больше денег, и высшее руководство CERN решило урезать бюджет, заявив, что проект не имеет прямого отношения к фундаментальным исследованиям и обходится слишком дорого, - рассказывает Лингжард. Мы согласились вложить деньги, но только в случае участия какого-нибудь крупного американского венчурного капиталиста. Мы знали, что наших скромных средств не хватило бы. Четко определенной бизнес-модели тоже не было». Он попытался связаться с известными американскими венчурным капиталистами. Первый так и не ответил, несмотря на несколько попыток. Второй, которому Лингжард отправил факс на пяти страницах, заинтересовался, но сказал: «Мне непонятно, как можно делать деньги на интернете». Через несколько лет оба стали ярыми сторонниками World Wide Web. Лингжард признает, что рынок тогда действительно выглядел неопределенно, и впоследствии каждый ухватил свой кусок. А если бы во главу угла сразу была поставлена коммерция, еще не известно, возникло бы явление такого масштаба. 3. Onsale Джерри Каплан, соучредитель Onsale «Деньги как будто сыпались с неба», - признавались руководители Onsale еженедельнику BusinessWeek. Но этот рай продолжался недолго. В 1995 году появилась eBay, а несколько лет спустя Onsale объединилась с Egghead и сама была распродана с аукциона по частям. «Если не выстроить правильную модель, капитализм может быть беспощаден», - сказал Каплан в интервью. eBay предложила форум людям, желающим продавать что-нибудь друг другу. Onsale же специализировалась на распродаже неликвидов. «Это принципиальная разница», - говорит Каплан. К моменту слияния с Egghead венчурных инвестиций стало так много, что онлайновые магазины «покупали продукты за $1 и продавали их за 95 центов, пытаясь возместить разницу за счет объемов», - шутит он. И все же Каплан убежден, что проект Onsale можно считать успешным. В отдельные моменты доход компании достигал $100 млн в квартал. eBay тоже впоследствии купила у компании несколько патентов. Тем временем Каплан написал еще одну книгу, литературный анализ событий периода бума под названием Rocket Ride, для которой теперь ищет издателя. И основал новый игровой стартап Winster. 4. Кремниевые нанопроводники Однако AT&T не единственный пионер нанотехнологий, которому не удалось извлечь выгоды из собственного изобретения. В 1991 году NEC изобрела одностенные нанотрубки. Хотя компания активно лицензирует свои патенты, срок действия первых из них истекает где-то в 2008 году. Индустрия нанотрубок только начинает вставать на ноги, и данная технология сможет оказать заметное влияние на рынок не раньше 2010 года. Один крупный производитель полупроводников на условиях анонимности сказал, что он подождет, «пока часы остановятся». У IBM тоже есть основополагающие патенты на нанотрубки, срок которых истекает примерно в это же время. Процессор от Busicom К моменту выхода чипа цены на калькуляторы упали, и Busicom попросила скидку. Intel согласилась при условии, что ей будет предоставлено право продавать 4004 (состоявший из трех микросхем) не только на рынке калькуляторов. Busicom пошла на это. И все же потребовалось время, чтобы изобретение признали. «Первые 15 лет мы не осознавали, что в этом будущее Intel, - признался в интервью в 2001 году председатель правления Intel Энди Грув. - Лет десять мы рассматривали их как нечто побочное. А сколько таких побочных занятий так и не стало чем-то большим!».
Intel 4004
6. Реляционные базы данных Молодой инженер IBM Эдгар Кодд определил концепцию и структуру реляционной базы данных еще в 60-х и 70-х. Его революционная идея заключалась в том, чтобы организовать данные в таблицы по строкам и столбцам, связав эти данные с другими таблицами. Работа Кодда содержала схему построения реляционной базы данных и легла в основу стандартного способа доступа к данным SQL (Structured Query Language). Однако в то время эта технология не укладывалась в корпоративную стратегию IBM. Компания вложила много денег в старую модель баз данных и выпустила продукт, основанный на идеях Кодда, только в 1978 году - через год после того, как молодой предприниматель Ларри Эллисон основал Oracle. Компания Эллисона и стала лидером в области программного обеспечения реляционных баз данных, рынка в $13,5 млрд, который Oracle возглавляет по сей день. 7. DOS Для своих первых ПК IBM сначала хотела использовать систему C/PM от Digital Research. Но так как Digital Research отказалась подписывать соглашение о неразглашении, IBM попросила у Microsoft, которая в то время разрабатывала приложения для IBM, систему MS-DOS. Однако MS-DOS на самом деле опиралась на QDOS, операционную систему, созданную Тимом Патерсоном из Seattle Computer Products. Microsoft выкупила QDOS у SCP (которая не знала о сделке с IBM) за $50 тыс. Эта покупка и легла в основу империи. Впоследствии Патерсон одно время работал в Microsoft. 8. SGI покупает Cray почти целиком Сервер e10000 Однако SGI купила бизнес Cray без одной его части, сервера UE10000 с 64 процессорами UltraSparc. Его приобрела Sun Microsystems и превратила в семейство E10000, флагманскую линейку Unix-серверов, которая позволила Sun конкурировать с IBM на рынке серверов верхнего уровня. Отчасти благодаря этим системам, цена которых часто превышает $1 млн, Sun сделала рывок в годы dot-com. Тем временем SGI по ряду причин сошла на обочину и стала сдавать в аренду площади под офисы, в том числе Netscape и Google. 9. Yahoo уступает Google В результате Google стала крупнейшим конкурентом Yahoo. Но Yahoo не без оснований не стала спешить с покупкой компании. В то время кто только не занимался интернет-поиском. Стэнфорд же мало преуспел в поиске ранних инвесторов. Однако Yahoo не одинока в своем промахе. Еще в середине 90-х этот проект предлагали также Netscape. Микродиск и плееры МР3 на базе жесткого диска Продажи так и не пошли, и IBM, которая изобрела жесткий диск еще в 50-е годы, продолжала терять деньги. (В 90-е маленький диск предлагала и НР, но вскоре сняла его с производства.) iPod от Apple Computer В 2002 году IBM сбывает свой бизнес жестких дисков Hitachi. И уже в 2003 и 2004 iPod и другие музыкальные плееры с миниатюрными дисками становятся массовым товаром. «IBM не видела покупателя, - говорит старший вице-президент по стратегии и маркетингу продуктов Hitachi Global Storage Technologies и бывший сотрудник IBM Билл Хили. - Hitachi это японская General Electric. Чего она только не производит: печи для приготовления риса, холодильники, атомные реакторы». Hitachi лучше удавалось продавать диски, но бизнес все же оказался очень конкурентным, а прибыли часто - иллюзорными. К тому же, в отличие от IBM, у Hitachi не было недостатка в конкурентах на этом рынке. Кстати, еще до Apple МР3-плееры с жесткими дисками продвигали на рынок Compaq Computer, Dell и другие. Но это были домашние системы со стандартными жесткими дисками. В январе 2001 года этот рынок казался многообещающим. В октябре 2001 Apple выпустила первый iPod с новым 1,8-дюймовым жестким диском, который мало интересовал производителей. Портативность оказалась к месту. 11. Xerox PARC Теперь гигант фотокопировальной техники думает, как оставаться на плаву в мире, который становится безбумажным. И все же PARC помогла сделать карьеру многим известным людям. Среди них Джеймс Кларк, Алан Кей, Роберт Меткалф, Лоуренс Теслер и другие.
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=3285 |