Электронная почта на краю гибели
Марк Железняк
Представьте: заказан пакетик орешков, а приносят корыто пищевых отходов и просят заплатить за него, как за корыто орешков. Абсурд? Но именно это происходит при работе с электронной почтой, особенно если адрес опубликован в интернете или легко угадывается: ежедневно в такой ящик приходят десятки, а то и сотни рекламных писем - спам. Цели спама именно корыстные (в большинстве случаев): заработать. Поставьте себя на место хозяина среднего или мелкого бизнеса, которому предлагают за сотню-другую долларов разослать рекламу фирмы на сотни тысяч и миллионы адресов - неужели откажетесь?! Так что заказчиков всегда хватает. Хватает и исполнителей: достаточно купить базу адресов (не дефицит), сеть так называемых «зомби-машин» (этим «товаром» хакеры торгуют) - и можно принимать заказы, для начала рассылая собственную рекламу. В результате спам составляет примерно 80% почтового трафика. На прошедшей в конце октября прошлого года Второй национальной конференции «Проблема спама и ее решения» приводились данные о сезонных колебаниях: типичен спад (примерно вдвое, до 40% трафика) в начале года и в районе других праздников. Оценено и тематическое распределение этих вредных процентов (по рунету): доминируют предложения «для взрослых», о здоровье, образовании, финансах, путешествиях. К сожалению, независимо от темы письмо может оказаться мошенническим, вводящим в заблуждение, а то и заражающим компьютер получателя вирусом. Эксперты оценивают ущерб от спама за 2004 год на уровне 9 млрд. евро только по Европе, с ежегодным ростом на 70-80%. Здесь и потери рабочего времени, и снижение производительности труда, и дополнительные затраты на оплату трафика, техническое обеспечение почтовых систем и программное обеспечение для защиты от спама. Доходы же собственно спамерского бизнеса тоже впечатляют: например, по России их оценивают в несколько миллионов долларов в год, из них налогов - почти круглый ноль. О том, что проблема существует и с каждым годом становится все серьезнее, никто не спорит. Полтора года назад была даже создана «Национальная коалиция против спама», в которую вошли авторитетные российские ИТ-компании. Целью коалиции они объявили выработку правовых и технологических решений для борьбы со спамом, проведение просветительской работы, правового преследования спамеров. Как представляется, наибольшие успехи пока что достигнуты в технологии противодействия спаму. Аналогичные организации работают и в других странах, заключаются даже межгосударственные соглашения (из недавних - альянс США, Великобритании и Австралии), проводятся всемирные конференции. Столь широкое сотрудничество необходимо потому, что современный спам тоже всемирное явление: заказчик может жить в одной стране, спамер-исполнитель - в другой, а задействованные для рассылки ресурсы - в третьей, а то и по всей Земле (сеть «зомби-машин»). Отследить всю цепочку, пресечь ее деятельность и наказать возможно только всем миром. К сожалению, у человечества есть невеселый опыт борьбы с аналогичными цепочками - в наркоторговле: полная победа здесь не светит. Спам в этом смысле перспективнее: он тоже становится похож на Гидру (разрубили одну цепочку - выросло две новых), но в отличие от наркотиков есть возможность его легализовать, взяв тем самым под контроль. Правда, это уже не будет спам в нынешнем понимании, когда на российский адрес приходят предложения «только для американцев». Легализованный спам станет и цивилизованным (можно отказаться от продолжения рассылки), и экологичным (с учетом интересов и возможностей получателя). Соответственно и меньше его станет в разы. А пока что человечество защищается: законами, компьютерными фильтрами и пропагандой. Очень уж не хочется, чтобы сбылись мрачные прогнозы экспертов о скорой смерти электронной почты в грудах спама…
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=3225 |