Европа догоняет США по аутсорсингу

Европейский рынок аутосорсинга стремительно диверсифицируется от предоставления технологических сервисов к обслуживанию бизнес-процессов. Таким образом, континентальная Европа перенимает модель, свойственную североамериканским и британским предприятиям.

По подсчетам аналитиков, за последний квартал в Европе было заключено больше аутосорсинговых сделок, чем за любой другой период начиная с 2000 года. Как отмечают ведущие консультанты, необходимость снижать затраты заставляет европейские компании переступить через свое нежелание поручить часть своего бизнеса субподрядчикам. Объём европейского рынка аутосорсинга уже конкурирует с американским.

По мнению специалистов компании Technology Partners International (TPI), консультирующей почти 20% мировых аутсорсинговых контактов, в немецкой экономике, крупнейшей на данный момент в Европе, в тенденции по передаче бизнес-процессов полностью в "третьи руки" лидируют банки. Общие доходы от аутосорсинга за первые 9 месяцев 2004 года утроились по сравнению с тем же периодом прошлого года. На долю Германии приходится 13% общемирового рынка аутосорсинга, выросшего на 3,4% по сравнению с прошлым годом.

Для сравнения - 42% мирового рынка аутсорсинга приходится на компании из США и 17% - из Великобритании.

Цитируя слова аналитиков исследовательской компании IDC, Reuters сообщает, что европейский бизнес отдает подрядчикам объем работ, составляющий едва ли не половину мирового аутосорсингового бизнеса. В прошлом году объём этого рынка оценивался в $198 млрд. По прогнозам IDC, к 2008 году он вырастет на 65% и составит $322 млрд.

Британцы первыми среди европейцев ухватились за возможность снизить свои затраты за счет офшорного аутсорсинга, используя хорошо образованную англоговорящую рабочую силу в Индии и отсутствие ограничений в национальном трудовом законодательстве. Представители континентальной Европы приобщались к аутсорсингу, открывая сервис-центры в таких странах как Польша, Чехия и Венгрия.

“Большинство европейских проектов над которыми мы работаем, рассматриваются в восточноевропейском аспекте - этот сегмент, определенно, на подъёме, - цитирует Reuters слова управляющего директора TPI Дункана Айтчисона (Duncan Aitchison). - Сегодня создаются весьма впечатляющие центры, я посетил один из таких, где одновременно используются для общения 12 языков”.

Движущей силой последнего всплеска роста аутосорсинга в Европе является так называемый аутосорсинг бизнес-процессов (BPO), при котором компании передают на сторону целые процессы, например управление людскими ресурсами от найма на работу до выхода на пенсию. Ранее фирмы передавали на аутосорсинг только ИТ-сервисы, такие как управление серверной инфраструктурой, интеграцию систем, центры обработки вызовов и дата-центры.

Аналитики IDC ожидают к 2008 году почти удвоение глобального рынка BPO с прошлогоднего значения в $124 млрд., поскольку компании испытывают не только снижение себестоимости предоставляемых товаров и услуг, но и получают добавленную стоимость при передаче подрядчикам целых процессов. "Аутосорсинговые компании стараются обсуждать на переговорах не только выгоду клиентов от снижения затрат, - рассказывает Майк Френд (Mike Friend) из IDC. - Тем не менее, снижение себестоимости все еще играет главную роль".

На мировом рынке BPO пока доминируют 6 американских компаний - IBM, Accenture, EDS, Affiliated Computer Services, Computer Sciences и HP. Но возможности роста на этом рынке ведут к увеличению числа европейских компаний, переключающихся на этот бизнес с более традиционных ИТ-сервисов. среди таких компаний - Bayer Business Services, выделившаяся из структуры производителя медикаментов и химических препаратов концерна Bayer AG, а также компания SAP, на чьей технологической платформе основаны предложения многих аутосорсинговых компаний.

Ставку на BPO делают и в более ивестных в сфере сервисных услуг компаниях, например CapGemini, в данный момент терпящей убытки. В компании надеются, что BPO придаст новый стимул её традиционному бизнесу ИТ-консалтинга: “Мы верим что BPO изменит всю индустрию, это сегмент с большими перспективами роста, и для нас важно в нем участвовать”, - отметил Хансйорг Сибер (Hansjoerg Siber), ответсвенный за сектор BPO в центральноевропейском отделении CapGemini.

«Американские компании уже давно открыли для себя аутсорсинг всего, чего только возможно, - говорит аналитик CNews Analytics Роман Боровко. - Сначала начали “аутсорсить” промышленное производство, переводя мощности в развивающиеся страны (Китай, Малайзия, Тайвань и др. страны). За этой волной, последовали волны аутсорсинга бизнес-процессов и ИТ-аутсорсинга. Что касается вопроса, почему американские компании первыми открыли для себя аутсорсинг бизнесс-процессов и ИТ-аутсорсинга, ответ очевиден - компании из США действуют более смело и агрессивно. Американские предприниматели не бояться рискнуть в погоне за прибылью, которая может выглядеть как сокращение издержек за счет использование более дешевой рабочей силы в развивающихся странах. Европейские компании проанализировали опыт, и последовали за американцами. В этом нет ничего удивительного».

Роман Боровко отметил также, что рынок BPO-аутсорсинга очень интересен. В настоящее время его активно осваивают индусы. «Российские компании пока что робко держатся в сторонке, размышляя, как войти на рынок, - подчеркивает он. - А время-то уходит. За индусами на рынок BPO пойдут другие страны, в том числе Китай, который, безусловно, начнет "сбивать" цену и перетягивать контракты на себя. И это помимо большого количества других стран, которые готовы бороться за мировой рынок аутсорсинга бизнес-процессов. Россия в очередной раз может остаться не у дел».

«Интерес к аутсорсингу бизнес-процессов растет и в нашей стране, - отмечает Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса РБК СОФТ, - несколько крупных национальных компаний уже передали на аутсорсинг часть жизненно важных бизнес-процессов. Некоторые процессы предприятия обязаны или просто вынуждены передавать на аутсорсинг специализированным внешним организациям в соответствии с действующим законодательством: примерами является сервисное обслуживание кассовых машин в торговых предприятиях или ведение реестра акционеров. Востребованным является аутсорсинг внешнего управления проектами, аутсорсинг ИТ-услуг и др».

Тем не менее, отмечает г-н Аитов, широкое развитие BPO сдерживается рядом специфических факторов: это и традиционная запутанность бизнес-процессов, и отсутствие их четкой регламентации на подавляющем числе крупных российских предприятий, это и недоверие к внешним организациям, «забирающим» себе жизненно важные процессы предприятия. И, наконец, неразвитость рынков в нашей стране также сдерживает продвижение BPO: основные доходы многие предприятия получают не от снижения затрат и оптимизации своего бизнеса, а от экстенсивного развития своего присутствия на рынке.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=3214