МАССАЧУСЕТСКИЕ ЯСТРЕБЫ

Игорь Кустарин, Иннокентий Федоров

Шоссе 128 в своей природе, становлении и развитии во многом противоположно своему главному конкуренту - Силиконовой Долине. В статье - опыт блистательного преодоления эти крупнейшим мировым инновационным центром экономического коллапса начала 90-х.

Один из крупнейших мировых инновационных центров «Шоссе 128» («Route 128») или «Бостонский маршрут», находящийся в районе Кембриджа, штат Массачусетс, вдоль огибающего Бостон Шоссе 128 - главный конкурент Силиконовой долины, и его нередко называют «Восточной Силиконовой долиной». Это один из крупнейших образовательных центров США, сконцентрировавший вокруг себя микроэлектронную и компьютерную промышленность, информационные и биотехнологии. Неудивительно, что любое рассмотрение процессов, протекавших в Массачусетсе, невольно наталкивает на сравнения с Калифорнией.

Становление и современное состояние региона Шоссе 128 существенно отличаются от особенностей Силиконовой Долины. Начнем хотя бы с того, что сконцентрированное развитие технологий и науки в Массачусетсе имеет куда более давнюю историю, чем развитие технологического кластера Долины. Достаточно вспомнить, что именно с Востока началось переманивание главного капитала Силиконовой долины - высококвалифицированных амбициозных специалистов. Кроме того, существенно отличаются организационные структуры и культура ведения бизнеса этих двух успешных регионов. На Бостонском маршруте доминируют небольшое количество крупных вертикально интегрированных компаний, часто основывающих свою деятельность на консервативных методах ведения бизнеса.

Если Силиконовая Долина возникла "с нуля" в регионе персиковых плантаций, то бостонский кластер высоких технологий образовался в регионе, который со времени возникновения США как государства являлся колыбелью интеллектуальной элиты Америки. Новая Англия - регион севернее Нью-Йорка - один из наиболее благополучных. Среднедушевой доход здесь один из самых высоких в Соединенных Штатах. Уже несколько сотен лет Бостон является одним из образовательных и культурных центров США. Именно здесь расположены Гарвардский (основан в 1636 г.) и Северо-Восточный университеты, Массачусетский Технологический Институт (MIT) (основан в 1861 г.).

С точки зрения менталитета и социально-культурных стереотипов регион можно было бы охарактеризовать как одну из европейских стран на территории Штатов - своеобразной американской Швейцарией: значительно превышающий средний по Америке уровень доходов, пуританские ценности, своеобразный аристократизм, консервативный образ жизни и, как следствие, скорее европейская, нежели американская культура ведения бизнеса. В то же время, если говорить об активности и предпринимательском духе «парней» с Северо-Востока, то в общей сложности выпускники МИТа основали 4000 фирм с общей численностью персонала 1,1 миллиона человек.

Бостонский регион характеризуется очень богатой традицией промышленного развития, нередко порождавшей исторические инновации. В Массачусетсе был изобретен телефон, модель первого в мире компьютера, микроволновая печь, а также двухсторонняя безопасная бритва и т.д.

История

До 30-х годов ХХ века в регионе была преимущественно развита текстильная промышленность. В то время лишь немногие компании занимались электроникой. Одними из пионеров развития этой отрасли были Raytheon и General Electric. Однако индустриальное развитие региона тесно коррелирует с военными закупками, начиная с первой мировой войны и до депрессии 1929 г.

После преодоления кризиса, с 30-х годов, в регионе, прежде всего в МИТе начинают размещаться государственные заказы на исследования в области оборонной и электронной промышленности. Развитие военных, авиационных, космических и ракетных технологий сделало регион одним из ведущих центров электроники в США. Примечательно, что именно в Массачусетсе получил практическое применение и распространение - радар, изобретенный, к слову сказать, в Силиконовой долине. Тут же закладывались основы компьютерной техники компанией IBM.

После начала второй мировой войны в Европе экономика региона обрела второе дыхание, начав в полной мере использовать такие свои преимущества, как наличие квалифицированной рабочей силы и близости к крупным рынкам. Надо сказать, что штат очень удобно расположен с географической точки зрения - в часовой авиадосягаемости находятся 40% американского и 67% канадского рынков.

Инерция, набранная во время войны, сохранялась и после ее окончания: в регионе была высокая занятость, новые отрасли промышленности притягивались высоким научным потенциалом Массачусетса. Тенденция сохранилась и была поддержана корейской и вьетнамской войнами. Однако Шоссе 128 было сфокусировано преимущественно на оборонных технологиях, в то время как технологии, применимые для производства потребительских товаров здесь не развивались (параллель с СССР 80-х гг.). Подъемы и спады развития региона были напрямую связаны с динамикой военных заказов - его экономика характеризовалась термином «boom and bust» («взлеты и падения»). Так, например, после вьетнамской войны в регионе возникла 11%-ная безработица. 252 тысячи рабочих мест в промышленности были сокращены, а с 1975 по 1980 год было создано 225 тысяч новых рабочих мест.

В конце 70-х гг. за регионом прочно закрепилась слава одного из крупнейших центров высоких технологий, имеющего высокую способность к трансферу технологий, генерирующихся его научным ядром. К 1980 г. в наукоемком производстве и обслуживании было занято 250 тыс. человек, исключая непосредственно науку и образование, что составило 33% занятых в производстве жителей штата (больше, чем в Силиконовой долине, где этот показатель был 29%). Тенденция к бурному росту продолжалась и в середине 80-х гг. (в отличие от Силиконовой долины): процент безработицы в этот период был одним из самых низких в США, а региональные власти начали серию крупных программ в области защиты окружающей среды и в социальной сфере. Когда речь заходит об экономическом буме в сфере высоких технологий в Массачусетсе середины 80-х гг., в качестве основных движущих сил называются: большое количество образованного персонала, высокорисковая бизнес-среда и, возможно, в некотором роде, заслуга принадлежит старому предпринимательскому духу янки.

Но, так или иначе, до конца 80-х годов промышленность региона была практически полностью ориентирована на выпуск вооружений и миникомпьютеров - более 60% американских фирм, ориентированных на выпуск компьютеров данного класса находились в Массачусетсе. Подобная мононаправленность не могла не иметь последствий для региона и для компаний, здесь расположенных, особенно, если учитывать такую особенность, как жесточайшую связь с государственными закупками. Микроэлектронная база выпускалась исключительно для собственного потребления, изготавливались по индивидуальным заказам и небольшими партиями дорогостоящие электронные и оптические приборы, специальная медтехника. Производством товаров массового спроса на Шоссе 128 по-прежнему пренебрегали.

Наступила международная разрядка и финал «холодной войны», на рынок персональных компьютеров стало не протиснуться, и в конце 80-х гг. экономический спад поразил Массачусетс, а заодно и весь Северо-Восток, спровоцировав корректировку взглядов на экономическое развитие региона.

Этот цикл, как видно из истории, не первый в истории Массачусетса. Помимо прочего штат является одним из крупнейших транспортных центров Америки. Как уже отмечалось, в часе лета от Бостона значительная часть американского и канадского рынков. На побережье штата - шесть глубоководных морских портов, переход до Европы из которых на сутки короче, чем из любого другого крупного порта США. Массачусетс обладает великолепной сетью автодорог.

И штат сделал акцент на использовании традиционных для себя преимуществ. Значительное сокращение торговых барьеров, которое пришлось на конец 80-х начало 90-х гг., прежде всего с Канадой (в 1988 г. было подписано соглашение о свободной торговле) и Европой после окончательного формирования ЕС в 1992 г., существенно укрепило конкурентные позиции региона.

Массачусетские рецепты

Было бы ошибкой предположить, что Массачусетс, пораженный коллапсом, навсегда отказался от амбиций элитного мирового инновационного центра и перешел к рутинной хозяйственной деятельности на базе традиционных отраслей. Наоборот, уже к середине 90-х Бостон и Шоссе 128 посещали делегации из других штатов с целью заимствования опыта одного из наиболее интенсивно развивающихся инновационных центров в мире, сумевшего провести диверсификацию в софт, биотехнологию, медицинскую технику, финансовые услуги, стать крупнейшим импортером венчурного капитала в США.

Несомненно, одной из главных причин преодоления кризиса была активная, и даже агрессивная, политика штата начала 90-х гг., направленная на переориентацию экономики на высокие технологии. Рамочные условия государственной политики были заложены в программе «Выбор в пользу конкурентоспособности» («Coosing to Compete»).

Основным органом штата в сфере проведения в жизнь политики стимулирования стал Департамент экономического развития Массачусетса (Massachusetts Department of Economic Development - MDED). Это переосмысление роли штата и государственных институтов в экономическом развитии заключало в себе два основных элемента. Первый из которых, создание базовых предпосылок предпринимательской активности и усилия по улучшению климата ведения бизнеса.

Была осуществлена налоговая реформа. Среди стимулирующих мер - систематическое снижение налоговой нагрузки: в период с 1990 по 1998 гг. имело место 28 эпизодов снижения налогов. Вдвое возросло число лиц освобожденных от уплаты подоходного налога, что позволило перенести в сферу частного потребления и инвестиций 443 млн долларов. Налог на дивиденды и проценты по вкладам в банки сократили с 12 до 5,95%.

Реформа трудового законодательства обеспечила экономию бизнесу в период 1993-1998 гг. 2 млрд долларов за счет сокращения вдвое компенсационных премий работникам, а сокращение ставок страхования от безработицы - более 200 млн долларов в год.

Новая система налоговых кредитов также дала существенный импульс высокотехнологичному бизнесу региона. Инвестиции в создание новых предприятий, покупку и лизинг оборудования в сферах важных для экономики штата, позволяли претендовать на налоговый кредит. Также распространялся налоговый кредит на инвестиции в размере 10% для гражданских и 15% - для военных исследований и разработок.

Второй элемент - организационная реформа взаимодействия государства и отраслей экономики. Основной целью второго этапа стала максимальная ориентация работы системы государственных учреждений на потребности отраслей и рынков штата, придание всей этой системе необходимой гибкости с тем, чтобы реагировать на быстроменяющиеся условия развития. Это в свою очередь было сделано также за счет двух моментов.

Первый состоит в том, что в результате реорганизации был создан Массачусетский Офис по развитию бизнеса (Office of Business Development - MOBD), который был наделен всеми средствами и возможностями для решения максимально широкого спектра проблем высокотехнологичных отраслей. Системе была придана максимально возможная прозрачность. Второй шаг - это усиление роли частного сектора в принятии решений об инвестировании за счет широкого использования частно-государственных агентств (quasi-public agencies), объединявших на частные и государственные ресурсы на паритетных началах. Аксиома экономического развития о том, что государство обычно не может инвестировать более эффективно, чем участники высококонкурентной бизнес-среды, была воспринята и осознана в Массачусетсе в полной мере.

Говоря об арсенале Офиса по развитию бизнеса, следует в первую очередь упомянуть о Программе отраслевых специалистов (Industry Specialist Program). Под Программой отраслевых специалистов понимается работа специалиста в администрации штата, сочетающего в себе консультанта и олицетворение «одного окна». Иначе говоря, какому-то предприятию, занятому трансфером высоких технологиями, не надо иметь дело с десятками различных чиновников и аппаратчиков, - компания точно знает своего специалиста, который курирует все вопросы государственного участия, начиная от разрешения на профессиональную деятельность, налоговых кредитов, до государственных гарантий по привлечению внешних кредитов. Примечательно, что специалисты, отвечающие за развитие каждой из отраслей, работают исключительно на основе краткосрочных контрактов, а труд их оплачивается поровну государством и соответствующими отраслевыми ассоциациями на уровне 100 тыс. долл. в год. В квартал нанимается от 3 до 6 таких специалистов.

Департамент экономического развития Массачусетса курирует деятельность значительного числа частно-государственных агентств. Одно из таких агентств управляет так называемым Фондом развивающихся технологий (Emerging Technology Fund), основанным с государственным участием, выразившимся в первом взносе в 15 млн долларов. Фонд ориентирован на предоставление гарантий по кредитам высокотехнологичным компаниям и его общий объем составляет 50 млн. долларов. Фонд предоставляет гарантии по займам до 5 млн долларов на срок до 10 лет.

Еще одним частно-государственным агентством контролируется Массачусетская корпорация технологического развития (Massachusetts Technology Development Corporation - MTDC), по сути являющаяся венчурным фондом, созданным штатом, и вкладывающим деньги в ранние стадии развития бизнеса. Порог финансирования типичного early stage от 100 до 500 тыс. долл. Политика этой корпорации состоит в том, чтобы соотношение государственного и частного капитала было 1:3 - 1:5. Корпорация инвестирует только в высокотехнологичные компании, которые собираются работать в штате и чье стабильное развитие создаст значительное количество рабочих мест.

Надо сказать, что в Бостоне с большим пиететом относятся к инновации в традиционных отраслях, нежели к компаниям, занятым программным обеспечением для Интернета или сверхоригинальными находками в области биотеха. Поэтому штат предпринял значительные усилия для диффузии таких технологий в регионе. Существует даже специальная государственная программа Федеральное партнерство расширения производства (Federal Manufacturing Extension Partnership), направленная на распространение высоких технологий в традиционных отраслях.

Извлечение уроков

Рассмотрение причин успеха высокотехнологичного кластера Шоссе 128, невольно провоцирует на проведение параллелей и «перпендикуляров». Если сравнивать Шоссе 128 с Силиконовой Долиной, то факторы низких затрат и привлекательности территории превалировали в случае Шоссе 128. Главной причиной этому является различие в приоритетах - в отличие от Силиконов Долины, наибольшее значение для Шоссе 128 имела производственная, а не исследовательская деятельность.

Структурные причины успеха кластера Шоссе 128 играют меньшую роль по сравнению с ситуацией Силиконовой Долины. Если в случае округа Санта-Клара можно говорить о распределенной сети со множеством участников, высокой активностью межфирменных связей и масштабной диффузией технологий, то "визитная карточка" Шоссе 128 - это классические конкурентные отношения между крупными компаниями, традиционные, более закрытые технологии управления.

Хотя в Массачусетсе и присутствовала критическая масса высокотехнологичных компаний, этот фактор не имел решающего значения. Фактор комплексности межфирменных связей, имевший достаточно большое значение в становлении Силиконовой Долины, также не является существенной причиной успеха в случае Шоссе 128. К другим факторам в случае Бостонского региона следует отнести существование локальных провайдеров услуг, доступность инвестиционных ресурсов и рискованность осуществляемых инвестиций.

Среди ключевых факторов становления высокотехнологичного кластера Шоссе 128, определивших его природу важнейшими являются следующие:

- ведущая роль крупнейших компаний - лидеров бизнеса;

- зависимость от создаваемых правительственными (государственными) организациями институциональных условий ведения бизнеса;

- существование единой концепции функционирования региона;

- однозначная ведущая роль МИТа как исследовательского научного центра. МИТ - это именно наука, а Стэнфорд - это культура инновации, предпринимательский дух.

Опыт Маршрута 128 демонстрирует нам еще один чрезвычайно интересный вариант реагирования на кризисные явления в масштабах региона и их комплексное преодоление.

В отличие от той же Силиконовой долины, которая возникла на пустом месте, регион Шоссе 128, если выражаться языком известных теоретиков менеджмента, работающих в том же Бостоне (BCG), постоянно в «относительно пригодном» состоянии имел в распоряжении «дойную корову». Эта «дойная корова» представляла собой богатую экономическими традициями промышленность региона и выгодное географическое положение. Сравнительно небольшие целенаправленные инвестиции и переключение внимания на этот «стратегический жирок» позволили не только поддержать на плаву весь регион в условиях экономического коллапса, но и развивать новые, более рискованные сектора экономики. Переориентация в среднесрочной перспективе на традиционную для себя транспортную инфраструктуру и промышленность, позволили Массачусетсу успешно преодолеть кризисные явления и во всеоружии встретить вызовы рубежа третьего тысячелетия с мощной диверсифицированной высокотехнологичной структурой хозяйства.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=3155