Российским программистам указали на нишу
Андрей Зотов, Verysell-6
Российским производителям электронных систем управления предприятием (ERP) никогда не угнаться за западными конкурентами. В условиях формирующегося государственного капитализма именно западные ERP будут иметь преимущество, так как позволяют быстро адаптировать международно признанные деловые практики. Именно поэтому место первого, второго, даже третьего игрока поставщика ERP-систем в России давно и прочно застолблено. А стремление наших компаний быть просто "хорошими парнями", с нормальными ERP-продуктами, - это тактика временного выживания, а не победы. ERP-системы (Enterpise Resource Planning, дословно - системы планирования ресурсов предприятия) - это "нервная ткань" сегодняшних компаний. ERP представляют собой набор программ, которые позволяют собирать и анализировать информацию о состоянии компании (финансовом, товарном, кадровом и т.п.) в реальном времени, взаимодействовать с клиентами и поставщиками, выявлять ошибки, находить "узкие места", а также планировать бизнес на ближайшую перспективу. Как говорил в конце прошлого века глава Intel Крейг Барретт, в будущем не будет отдельно существующей "обычной" коммерции и отдельно - "электронной". Наоборот, все предприятия станут "электронными". А иначе - погибнут. Потерянный рынокРоссийские компании вооружаются западными информационными системами. Когда перед крупной компанией или холдингом встает задача выбора корпоративной системы, а вопрос стоимости не является приоритетным, фирма сразу обращается к поставщикам, представляющим на российском рынке масштабные западные системы, завоевавшие доверие и имеющие внушительный послужной список успешных внедрений. Если предприятие ищет ERP-систему, то в тендерном списке почти всегда присутствуют такие игроки, как SAP, Oracle и Axapta/Navision. Да, высокий уровень цен на лицензии и услуги "импортных" консультантов подталкивает многих бизнесменов к поиску аналогичных продуктов или их заменителей в России. Российские производители ПО это хорошо понимают. Нельзя не отдать должное таким компаниям, как "Галактика", "Монолит", ФОРС, "Инталев", 1С, "Гроссмейстер" - они прочно обосновались в нише малого и среднего бизнеса. Однако необходимо трезво смотреть на вещи. Западные ERP-системы "ушли" от российских достаточно далеко и все, что остается российским коллегам, - это стратегия "преследования". Нет, этого не нужно стыдиться: бизнес-процессы, которые обеспечивают успех предприятий в развитых странах, прошли многовековое становление. Естественно, что средства и возможности современных международных ERP-систем "заточены" на выявившиеся за это время наилучшие практики. Мало того, такие практики в виде типовых решений они несут в себе. Все в ниши!В долгосрочной перспективе на рынке останутся три-четыре лидирующих системы управления предприятиями, и я, сожалея, сомневаюсь, что среди них будет отечественная разработка. Но если невозможно стать лидером, то необходимо искать нишу, позволяющую выигрывать в конкурентной борьбе за счет узкой специализации. Именно такая стратегия позволит обеспечить благополучие наиболее дальновидным разработчикам систем корпоративного управления. Те из них, которые смогут завоевать позицию эксперта, профессионала, например, в автоматизации "маленьких" бухгалтерий, смогут рассчитывать на успех. Удел остальных - ценовая конкуренция, которая сжигает ресурсы и не оставляет средств для развития. Заказчикам совершенно безразличны противостояния российских и западных производителей ERP. Бизнес приобретает то, что наилучшим образом отвечает его текущим целям. Если сегодня предпринимателю кажется выгоднее купить российскую систему ERP, то это открывает "окно возможностей" для российских разработчиков. В частности, именно поэтому наблюдается и обратная тенденция: рынок деловых программ становится глобальным, "наши" начали продавать за границу (яркие примеры - CBoss или Aplana). Практика внедренияБуйное помешательство на ERP-системах закончилось. И сегодня бизнес выбирает не ERP, а практичный набор программных средств, отвечающий его потребностям и задачам. Многие международные корпорации активно используют в своих российских офисах и глобальные, и локальные программные разработки. Это выгодно, следовательно, это хорошо! Задача любой системы автоматизации - повышение эффективности бизнеса. И только продукт, покрывающий бизнес-задачи компании, можно назвать идеально подходящим. Но разве существует один программный продукт, способный решить все задачи бизнеса? Если перед компанией стоит задача автоматизации бухгалтерии, то в тендере по выбору информационной системы будут участвовать: 1С, "Парус" или "Инфобухгалтер". Если надо автоматизировать бюджетное управление, то это - Hyperion или "Инталев", Comshare или BPlan. Подводя итог сказанному: не стоит гоняться за призрачной тенью главенства российского ERP, нужно производить свои востребованные российскими компаниями продукты, изобретать что-то оригинальное. И тогда никому даже и в голову не придет ломать голову над вопросом "чье ПО "круче" - российское или западное". Потому что самый эффективный пользователь - это тот, кто не знает, отечественное или западное ПО развернуто на его рабочем месте. И он прав...
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=2994 |